Проект кольцевой скоростной трассы трамвая в Подмосковье требует публичного обсуждения
Определен первый участок трассы скоростного трамвая в Подмосковье. Ветка Подольск – «Домодедово» оценена в 148 млрд рублей. Об этом «Ведомостям» рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Стоимость участка Подольск – «Домодедово» – Жуковский – Раменское протяженностью 74,5 км с 16 станциями может составить от 92 млрд до 98 млрд рублей. До 75% этой суммы власти Подмосковья надеются привлечь у инвесторов. Остальное предоставит область.
В целом проект предполагает строительство вокруг Москвы кольцевой трассы скоростного трамвая, которая соединит основные города и аэропорты Московской области. Ее длина составит 241 км. Трасса пройдет через 26 крупных подмосковных городов с совокупным населением более 2,5 млн человек.
«Проект важен с точки зрения создания комфортного транспортного сообщения между городами и муниципалитетами области, – говорит Воробьев. – Он разгрузит радиальные направления пассажиропотока, снизит нагрузку на автодороги на 15% и сократит время перемещения между населенными пунктами и аэропортами Московского авиационного узла в 2–3 раза». Для сравнения: время в пути из Подольска в аэропорт «Домодедово» сейчас составляет 1 час 43 минуты, а будет 31 минута, отмечает Воробьев.
Проект планируется реализовать на основе государственно-частного партнерства. Предполагаемый срок концессии – 30 лет.
В презентации проекта указано, что получены повторные письма заинтересованности в проекте от нескольких структур. Воробьев указывает, что проектом интересуются «ВТБ капитал», Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), Евразийский банк развития (ЕАБР), Сбербанк, РФПИ, Siemens и Alstom. Участие Alstom и Siemens объяснимо: они заинтересованы в поставке подвижного состава, оборудования для депо, объясняет партнер PwC Дмитрий Ковалев.
Тариф планируется сделать регулируемым. Пока предусмотрены четыре тарифные зоны на протяжении всего маршрута – от 50 до 170 рублей в зависимости от дальности поездки.
Илья Паймушкин:
— Проект строительства вокруг Москвы кольцевой трассы скоростного трамвая интересен с точки зрения перспективного развития Подмосковья как логистического центра. В настоящий момент все людские пассажиропотоки направлены из регионов и Московской области в столицу. Часть людей едут транзитом через Москву в другие регионы или через вокзалы и аэропорты в другие страны. Другая часть едет в Москву на работу и обратно с работы.
Интерес к кольцевой дороге могут иметь лишь люди, которые перемещаются транзитом с вокзалов и аэропортов, поскольку все поезда дальнего следования не останавливаются на территории Московской области, а везут пассажиров на основные вокзалы столицы. В любом случае, основной пассажиропоток сконцентрирован на метро. Доля жителей Московской области, которым нужно добраться из одного подмосковного города в другой, крайне невелика. Поэтому при строительстве кольцевой автодороги целесообразно было бы рассмотреть возможность строительства железнодорожных вокзалов на территории Московской области, чтобы часть транзитного потока пассажиров, которым необходимо доехать до одного из аэропортов, мог пересесть на скоростной трамвай и не ехать через Москву.
Еще при планировании строительства кольцевой трассы стоит принципиально отказаться от использования уже имеющихся участков железнодорожных путей, чтобы не нарушить существующие маршруты пригородных поездов и электричек. В этой связи вспоминается запуск аэроэкспресса в Шереметьево, когда предполагалось строительство отдельной железнодорожной ветки, а в итоге он начал ходить по железнодорожной дороге Савеловского направления, что сейчас не лучшим образом сказывается на удобстве сообщения с Москвой жителей Подмосковья, живущих по этому направлению.
Насколько интересен проект окажется бизнесу, сказать не готов. Если власти Подмосковья заявляют об интересе инвесторов, значит интерес к проекту есть, что в свою очередь не говорит о том, что проект интересен бизнесу целиком.
Проект, на мой взгляд, требует публичного обсуждения с экспертами узкой специализации и жителями области. Поскольку при его реализации нужно рассматривать вопрос распределения пассажиропотока Москвы и Подмосковья в целом. Это стратегические решения, которые нужно планировать на десятилетия вперед. Быстро такие проекты приниматься не должны.