Пришла пора заняться децентрализацией системы власти в Москве


В ближайшие годы нас ожидают несколько региональных избирательных кампаний, исход которых способен повлиять на очередной избирательный цикл 2015-2018г. Речь, прежде всего, идет о выборах губернатора Московской области и мэра столицы. В этой связи поддержу идею, высказанную некоторыми моими коллегами о целесообразности досрочных выборов московского градоначальника. Наблюдатели отмечают, что интерес к этим выборам со стороны всех политических сил страны будет велик. С этим трудно спорить, ибо и Московская область и, в особенности, Москва, в течение нескольких десятков лет определяла вектор развития страны, ее политической системы и формата взаимоотношений общества и власти. Москва в этой связи представляет особый интерес.

На днях в СМИ появилась информация о том, что главы управ столицы будут выдвигаться в ходе конкурса из «кадрового резерва». Может быть это и неплохо, но представляется, что любые попытки чинить старую, архаичную, не удовлетворяющую современным требованиям и имеющимся вызовами «лужковскую» систему управления столицей не решают главной проблемы Москвы: контроля общества над властью, без чего борьба с коррупцией просто невозможна. А уж этого зла, коррупции, в Москве в избытке. Именно по этой причине был отправлен в отставку Лужков.

Существующая в Москве система власти складывалась в начале 90-х годов. Тогда Москва напоминала бурлящий котел. Противостояние в Москве Верховного Совета РСФСР и Президента Б.Н.Ельцина приняло вооруженную форму, грозя захлестнуть провинциальную Россию. Именно в то время советская система власти в столице была заменена на централизованную: десять префектур (ныне это административные округа) и 125 субпрефектур (сейчас это 125 муниципальных районов). Венчало эту властную пирамиду Правительство Москвы, во главе с всенародно избранным мэром столицы.

Иначе говоря, 20 лет назад в Москве была создана трехуровневая система власти: городская власть, префектуры и субпрефектуры. Наверное, тогда эта властная конструкция была оправдана, ибо советы и городской и районные представляли собой, мягко говоря, крайне рыхлые образования, а исполкомы были жалким подобием исполнительной власти, лишенные какого-либо смысла. Сейчас, спустя 20 лет, трудно себе представить, чем бы закончились трагические события лета-осени 93-го года, не будь в Москве жестко централизованной системы власти.

Однако всему приходит конец. Система власти в Москве, будучи оптимальной в начале 90-х, стала настолько обветшалой, тормозящей и развитие города и подавляющей гражданские инициативы, что, наверное, пора думать об ее замене. Ну, в самом деле, простым гражданам трудно разобраться с тем, кто и за что отвечает на районном уровне. В чем функции районных управ, муниципалитетов, муниципальных собраний? Сама система московской власти затратна и не эффективна. Одних только зданий для районных властных структур требуется 125, и это без «новой Москвы». Об «эффективности» городской власти, ее связи с москвичами можно судить по тем многочисленным скандалам, которые были в Бутове, в районе Пушкинской площади, в других районах столицы. А сколько было нареканий со стороны московской общественности в ходе обсуждения и принятия Генплана? Это говорит о том, что пришла пора заняться децентрализацией системы власти в городе. Смешно читать, когда главный архитектор Москвы, отвечает на вопросы, которые вполне могли бы решать районные власти (желто-зеленые бардюры). Сергей Собянин, надо отдать должное, провел значительные кадровые замены на уровне административных округов и районных управ, но организация власти остается прежней.

Настала пора вернуться к «хорошо забытому старому», т.е. к двухуровневой системе городской власти существовавшей в советское время. Смысл ее прост. Административные округа (префектуры) ликвидируются. Принимается решение о новом административно-территориальном делении Москвы на районы. Напомню, что в советское время их было 33. Сейчас с учетом расширения города и роста численности жителей можно было бы обойтись 50-ю городскими районами. Мэр столицы избирается. Численность Мосгордумы повышается до 45-50 депутатов. В районах избираются районные думы с численностью 10-15 депутатов в зависимости от численности населения. Районные депутаты, так же как и городские работают на профессиональной основе. Глава исполнительной власти в районе избирается жителями (вариант: утверждается районной думой по представлению мэра Москвы). За мэром столицы имело бы смысл сохранить право досрочного прекращения полномочий главы района.

Введение вышеозначенной системы власти в Москве позволило бы с одной стороны, избавить городскую власть от функций, с которыми вполне могли бы справиться районные власти, с другой — неизмеримо бы повысило ответственность районных властей перед жителями. Вертикаль исполнительной власти при этом сохраняется.

И последнее. Сомневаетесь заказывать ли силденафил для женшин? Тогда вам будет интересно узнать, что стоимость женской виагры старутет от 120 рублей за 1 таблетку. Если слухи о том, что вместо мэра Москвы Сергея Собянина московское отделение ЕР возглавит Сергей Железняк, верны, то почему бы именно московскому отделению правящей партии не стать инициатором изменения системы власти в столице? Мне кажется, что большинство москвичей поддержало бы такую инициативу, как и кандидата ее предложившего, ибо равнодушию, откровенному пренебрежению мнением граждан со стороны префектурной и районной бюрократии пора положить конец. В этом и кроится главный источник роста протестных настроений в Москве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: