Поправки к закону о местном самоуправлении: недостатки и преимущества
Происходящее в Госдуме принятие закона, упрощающего преобразование муниципальных районов в городские округа, — это весьма противоречивый процесс. В сущности, его можно считать уже не продолжением муниципальной реформы, стартовавшей с принятием нового федерального закона в 2003 г. и далее подвергавшейся многочисленным правкам, а пересмотром одной из ее основ. Напомним, что муниципальная реформа 2003 г. предусматривала обязательное введение двухуровневого местного самоуправления, когда муниципальные районы делятся на поселения. Это привело к резкому увеличению числа муниципальных образований за счет поселенческого уровня. Теперь можно ожидать, что двухуровневых муниципальных образований будет опять все меньше и меньше, и распространение получит одноуровневая модель, где есть единые муниципальные образования в виде городских округов. Тем самым число муниципалитетов продолжит сокращаться.
Однако, с другой стороны, двухуровневое местное самоуправление – это модель весьма громоздкая. Ее недостатки стали заметными с самого начала, они связаны с необходимостью разграничения полномочий и выстраивания отношения между районом и поселением, крайне слабым уровнем финансовой обеспеченности поселенческого уровня, нехваткой кадров для работы на муниципальной службе. Поэтому упрощенная одноуровневая модель имеет свои преимущества.
Если говорить о политических интересах, то главным проводником такой реформы являются власти Московской области, стремящиеся упростить систему местного самоуправления в этом сложнейшем регионе и одновременно поставить муниципальную власть под свой контроль. Поддержка федеральных законодателей показывает, что позиция властей Московской области все-таки побеждает, хотя объединение и преобразование подмосковных муниципалитетов вызывало немало протестов со стороны общественности и части муниципальных элит.
Наконец, нельзя не обратить внимания на тот факт, что все реформы местного самоуправления проводятся сверху и в них не принимают никакого участия сами граждане, которые в теории и являются субъектом местного самоуправления. Попытки настоять на учете мнения населения при реорганизации муниципалитетов, как и следовало ожидать, поддержки не получили. Тем самым новое законодательство, предполагая отчасти обоснованную оптимизацию муниципальной власти в России, по-прежнему минимизирует роль граждан в этом процессе и нивелирует самоуправление как таковое, а это неизбежно будет вызывать всплески общественного недовольства на местах.