Подмосковная трамвайная трасса: удобство для жителей и возможности для бизнеса
Определен первый участок трассы скоростного трамвая в Подмосковье. Ветка Подольск – «Домодедово» оценена в 148 млрд рублей. Об этом «Ведомостям» рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Стоимость участка Подольск – «Домодедово» – Жуковский – Раменское протяженностью 74,5 км с 16 станциями может составить от 92 млрд до 98 млрд рублей. До 75% этой суммы власти Подмосковья надеются привлечь у инвесторов. Остальное предоставит область.
В целом проект предполагает строительство вокруг Москвы кольцевой трассы скоростного трамвая, которая соединит основные города и аэропорты Московской области. Ее длина составит 241 км. Трасса пройдет через 26 крупных подмосковных городов с совокупным населением более 2,5 млн человек.
«Проект важен с точки зрения создания комфортного транспортного сообщения между городами и муниципалитетами области, – говорит Воробьев. – Он разгрузит радиальные направления пассажиропотока, снизит нагрузку на автодороги на 15% и сократит время перемещения между населенными пунктами и аэропортами Московского авиационного узла в 2–3 раза». Для сравнения: время в пути из Подольска в аэропорт «Домодедово» сейчас составляет 1 час 43 минуты, а будет 31 минута, отмечает Воробьев.
Проект планируется реализовать на основе государственно-частного партнерства. Предполагаемый срок концессии – 30 лет.
В презентации проекта указано, что получены повторные письма заинтересованности в проекте от нескольких структур. Воробьев указывает, что проектом интересуются «ВТБ капитал», Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), Евразийский банк развития (ЕАБР), Сбербанк, РФПИ, Siemens и Alstom. Участие Alstom и Siemens объяснимо: они заинтересованы в поставке подвижного состава, оборудования для депо, объясняет партнер PwC Дмитрий Ковалев.
Тариф планируется сделать регулируемым. Пока предусмотрены четыре тарифные зоны на протяжении всего маршрута – от 50 до 170 рублей в зависимости от дальности поездки.
Рустам Хансверов:
— Этот проект вписывается в стратегию развития Подмосковья, как современного и комфортабельного субъекта Российской Федерации. Транспортная доступность — одно из важных условий не только создания комфортной среды обитания, но развития малого и среднего бизнеса в подмосковных городах.
Москва разрастается и расширяется как мегаполис, плотность населения за МКАДом также повышается, естественно, что спрос на доступный и удобный транспорт будет расти, а тем более, когда он будет интегрирован в систему метрополитена. Это будет очень удобно для тех, кто проживая в Подмосковье, постоянно выезжает на работу в столицу. По пути следования маршрута будет создаваться новая инфраструктура, новые рабочие места. Также важным эффектом может стать развязка узких транспортных проблем в виде пробок и толкотни в час пик.
Понятно, что проект не может быть окупаем за счет тарифов на проезд. И вообще, если взять любой городской транспорт, будь то автобус, трамвай или троллейбус, он экономически не окупаем, и всегда дотируется из бюджета. Потому что имеет социальную функцию, за которую несет ответственность государство в лице местной власти. Поэтому заинтересовать инвесторов можно только привлекательностью инфраструктуры, которая будет возникать и развиваться на пути следования маршрута. А именно – ТПУ (транспортно-пересадочные узлы), которые содержат в себе большую коммерческую составляющую в виде торговых площадей и другие аналогичные субъекты. Также им будет интересно, если регион выделит вдоль трассы землеотводы для создания иной, приносящей доход инфраструктуры. Концессия на 30 лет — это вполне оптимальный вариант для данного проекта. В конце-концов, и регион получит от этого дополнительные налоги, расширятся возможности внутреннего туризма. Подмосковье – уникальный уголок и здесь есть что посмотреть.