Подмосковная реформа: почему сопротивляются жители и эксперты
Комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению назвал объединение муниципалитетов в Московской области противоречащим закону, сообщает «Коммерсант.ру». Также подмосковную муниципальную реформу раскритиковали в президентском Совете по правам человека. В Мособлдуме и экспертном совете Всероссийского совета местного самоуправления считают преобразования законными.
Запрос в Госдуму направил совет депутатов подмосковного города Запрудня Талдомского района, которые попросили оценить реформу местного самоуправления (МСУ) в Подмосковье, инициированную губернатором Андреем Воробьевым.
Алексей Неживой:
— Суть затеянной региональным правительством реформы местного самоуправления заключается в целенаправленном преобразовании всех муниципальных районов в городские округа. При этом вместо двухуровневой системы МСУ, прописанной в Федеральном Законе 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ», получается сильно укрупненная одноуровневая — городской округ.
Уровень муниципального района и формы отдельных городских и сельских муниципальных поселений пропадают. Заявленной мотивацией к подобного рода преобразованиям со стороны региональной власти является экономия на численности муниципальных чиновников и издержках содержания органов МСУ, а также преимущества формирования консолидированного бюджета и управления им с целью повышения эффективности управления территориями.
Почему реформа вызывает сопротивление, а временами даже отторжение?
Стремление к эффективности похвально, но не зря же существуют веками отработанные принципы территориального управления большими территориями, которые закреплены в различных формах государственного устройства. Существуют функциональные принципы достаточности и полноты охвата. Московская область несет на себе громадную урбанистическую нагрузку и все новые проекты урбанизации региона вызывают все большее отторжение у населения, у экспертов и политиков.
В центре региона находится мегаполис — Москва, с которым связаны многие проблемы Московской области. Инвестиционная привлекательность строительного рынка в Московской области привела к процессу тотальной застройки и, как следствие, к огромному количеству проблем.
Как выглядит в свете этого реформа, затеянная правительством Московской области? Вместо того, чтобы бороться за соблюдение градостроительных норм и добиваться сбалансированного развития региона, мы все видим практически тотальную коммерческую застройку всего, что хоть как-то выгодно с точки зрения коммерции застроить. Местное самоуправление зачастую является последним противовесом, хоть как-то уравновешивающим коммерческую алчность строительных кампаний.
Возвращаясь к функциональным принципам достаточности и полноты охвата. Именно развитое местное самоуправление является
основным носителем этого функционала. За это и бьются противники реформы МСУ.
Возможно, содержание такого МСУ и более накладно, чем упрощенного и укрупненного, но он прописан в 131 законе и это плата за эффективное управление территорией, где понятие эффективности имеет смысл для комфорта людей и учета их потребностей, а также для более эффективного исполнения охранительного функционала власти — защиты и исполнения законов, установленных федеральной и региональной властью.
Ликвидация же низового уровня МСУ в Московской области сейчас выглядит как кампания насильственной урбанизации региона, который и так уже находится на пределе условий для комфортного проживания людей, с практическим полным отстранением населения от возможности влиять на ситуацию.
Можно прогнозировать, что проблемой станет не сам процесс ликвидации МСУ, а процессы, возникающие при тотальной неконтролируемой застройке. Они уже сейчас порождают достаточно многочисленный, но пока раздробленный по месту проживания протест. А в будущем это может породить протест массовый и общерегиональный, который консолидируется как раз вокруг противников ликвидации МСУ.