МСУ в Подмосковье: новые лица и «смена крови»
Не так давно в 5 муниципальных образованиях Подмосковья прошли досрочные выборы глав. Везде избраны новые руководители — прежние добровольно ушли в отставку еще до выборов. Новая региональная власть использует максимум имеющихся административных рычагов для управления ситуацией на местах. Ведь решение федеральных задач, в том числе указов Президента, в конечном итоге осуществляются именно в муниципальных образованиях. От того, насколько внятна и адекватна местная власть, зависит общий успех в решении поставленных задач. В том числе — улучшение качества жизни.
К руководству муниципалитетами приходит новая волна специалистов. Это более молодые и амбициозные руководители, которые прошли опыт "первоначального накопления капитала". Имея за плечами опыт ведения собственного дела и управления большими системами, можно действовать довольно решительно.
Смена крови во власти нужна. Новые тренды в политике и экономике региона этого требуют. Но очень важно не навредить всей системе управления, чтобы не было чистки муниципальных служащих. Так как на смену им, пока, к сожалению, прийти некому.
До последнего времени наше законодательство, и в частности 131-ФЗ, не давали возможности региональной власти для маневра в вопросах снятия и назначения глав муниципальных образований. Подписанные на днях президентом изменения в 131-ФЗ как раз и направлены на то, чтобы расширить это поле возможностей.
В любом управлении необходима жесткая централизация — тем более на переходном этапе, когда не наработан еще опыт защитных механизмов от недобросовестных чиновников, на волне народных выборов пришедших во власть. В конце концов общее выстраивание вертикали власти в стране добралось и до местного самоуправления. Это и понятно: финансирование полномочий осуществляется сверху, ответственность находится на местах, а контроль фактически отсутствует: государственная власть и местное самоуправление – две независимые ветви власти. Однако на деле простым гражданам все равно, кто главнее. Важно, чтобы вода текла по трубам и мусор своевременно вывозился.
Изменение системы выборов глав муниципалитетов может существенно расширить конкуренцию в борьбе за власть, ведь потенциально все кандидаты в депутатский корпус фактически становятся и кандидатами на должность главы. Существенно меняется при этом роль сити-менеджеров, куда должны прийти не политики, а хозяйственники с опытом управления в сфере финансов и экономики.
Очевиден запрос на более ответственную власть на местах, и ответ на него потребует от местных элит реального построения институтов гражданского общества, создания «умной» обратной связи с населением. Здесь важна роль института общественных палат, который находится в стадии формирования. Возможно, именно палаты в отсутствии развитой системы ТОСов, которая так и не может толком у нас прижиться, в дальнейшем станут ключевым элементом местного самоуправления. Уже сегодня законодательно в функции общественных палат вменяется такой инструмент, как контрольная деятельность за местными органами власти.