Для решения вопросов укрупнения городов требуется существенная корректировка муниципальной реформы
Идею объединить администрации городов и районов Московской области продвигает врио губернатора Андрей Воробьев. Предложение прозвучало на встрече с жителями Каширы, которая является автономным от Каширского района муниципальным образованием.
Власти МО полагают, что управлять единым муниципалитетом можно более эффективно, рассказывают «Вести FM». Каширу и Каширский район глава региона предлагает объединить в первую очередь.
«Везде, где люди требуют порядка, где люди путаются в объяснениях, где чьи полномочия, — там нужно наводить порядок и показывать человека, который будет отвечать за обеспечение нормальной жизни», — подчеркнул Воробьев.
Рустам Хансверов:
— Сегодня на территории Московской области 380 муниципальных образований, из них 38 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселений, 192 сельских. Конечно, управлять таким количеством чиновников, которые при этом избраны населением и формально не подконтрольны региональной государственной власти — сложно.
Надо понимать, что для решения вопросов укрупнения городов требуется существенная корректировка муниципальной реформы и в частности закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№131-ФЗ от 6 октября 2003 г.).
Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводилась единая структура территориальной организации местного самоуправления. Однако в настоящее время действующая структура дает сбой.
Именно отсутствие у региональной власти четкой и продуманной политики перераспределения полномочий и трансфертов на местный уровень, который ясно прописан в законе, а также недостаток средств для его осуществления и толкает власть на решение вопроса административными, а не экономическим инструментами.
Центр для более эффективного претворения в жизнь своих программ, пытается выстраивать управляемую систему. Ведь если глава района и городского поселения делят межу собой власть, о каком эффективном управлении со стороны региона может идти речь. Тем более что при укрупнении будут сокращаться бюджеты и число местных чиновников. Но есть и негативные последствия.
Да, возможно «трава будет коситься лучше и дороги асфальтироваться», но при этом у населения отнимается функция избрания местной власти на уровне городского поселения. Ведь, что бы ни говорили скептики ФЗ-131, за 8 лет её практического применения, очевиден прогресс во многих областях, и в первую очередь в вопросе контроля над властью, уровне её открытости власти перед местным сообществом.
Конечно, наличие рядом с Московской областью столицы влияет и на изменения в территориальном устройстве. В Москве особая структура власти, которая с точки зрения управления крупными проектами более эффективна.
С 2008 года по настоящее время число муниципальных образований в России уменьшилось с 24151 до 23001. Это на 1150 образований (!). При этом уменьшение произошло за счет сокращения числа городских (до 90%) и сельских поселений.
Этот процесс будет продолжаться и далее. Какая система сегодня актуальна для России? Очевидно, что необходима корректировка реформы местного самоуправления. Но, как бы вместе с водой не выплеснуть и ребенка…