Андрей Воробьев: стратегия, а не утопия
Временно исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев буквально на днях заявил о намерении реализовать весьма амбициозный проект. По его словам, линии метро свяжут все крупные города ближнего Подмосковья. Конечные станции будут расположены в Крюково, Пушкино, Железнодорожном и Балашихе, Люберцах, Домодедово, Подольске, Одинцово и Нахабино. Ожидается, что линии метро пройдут через все крупные города ближнего Подмосковья — Химки, Мытищи, Реутов, Видное, Красногорск и другие.
Новая транспортная система должна заработать уже в ближайшем будущем — в 2015 году. Строительством линий будет заниматься ОАО «РЖД», а регионы (Москва и Подмосковье) «должны содействовать в выделении земли и развитии инфраструктуры, а также решать проблему «разрезания» территории».
По словам Воробьева, «наземное метро будет состыковываться с Малым кольцом железной дороги (МКЖД), а две ветки будут приходить на центральные вокзалы».
Ранее Андрей Воробьев сообщил, что на проект по реализации масштабной программы строительства наземного метро выделено 240 млрд рублей. Причем он расшифровал, что «эти деньги предназначены не просто для закупки новых вагонов». «Будут прокладываться дополнительные железнодорожные пути. Это позволит обеспечить интервал движения поездов через каждые четыре-шесть минут. В результате появится регулярное наземное железнодорожное сообщение, которое будет отличаться высоким уровнем комфорта и удобства», – уточнил Андрей Воробьев.
Проект практически сразу вызвал широкое общественное обсуждение. Одним идея показалась нереалистичной, другим – настолько эффектной, что она могла быть стать основной в политической повестке нового руководителя Московской области.
Транспортная проблема действительно является одной из самых волнующих проблем для жителей Подмосковья. Причем не секрет, что долгое время средств для ее эффективного решения выделялось явно недостаточно.
С приходом к власти в регионе Андрея Воробьева в короткие сроки был обозначен вектор дальнейшего развития. В частности, в муниципалитетах заработали программы: «Безопасный переход», «Удобный поворот», «Свободный переезд». Что важно, данные программы не стали просто очередными «галочками» в чиновничьих отчетах — для качественного и оперативного решения вопросов людей властями активно привлекаются общественные организации. В их числе — «Probok.net», «Автомобилисты Долгопрудного», «Ночные волки».
Однако реализация столь масштабного проекта неизбежно столкнется с целым рядом вполне объективных сложностей. В частности, остро стоит следующий вопрос — земли, по которым эти линии будут проходить. Не секрет, что власти и строители в Подмосковье уже встречались с довольно жестким отторжением со стороны отдельных сельских поселений, городских округов и просто дачников при проектировании ЦКАДа. Именно поэтому к решению данной проблемы стоит подойти максимально взвешенно и серьезно.
Кроме того, транспортные артерии всегда предполагают создание и развитие рядом с собой определенной инфраструктуры. Это в свою очередь влечет заметный прирост рабочих мест и уровня занятости местного населения. Следует сразу, «на берегу», определиться с тем, кто и как будет регулировать «правила игры» на этом обширном поле. В частности, кто конкретно будет заниматься налогообложением, регулировать деятельность, заниматься стратегией развития: местные власти или же Москва с Подмосковьем, или федералы? Очевидно, что от предварительного решения этих и ряда других вопросов во многом будет зависеть и дальнейшая эффективность проекта.
Не стоит забывать, что транспортный проект, обозначенный Воробьевым, призван во многом и разгрузить Москву. Нынешний региональный руководитель обещает создавать большое количество рабочих мест, именно поэтому огромному числу людей не придется проводить треть собственной жизни, добираясь из подмосковных городков в столицу и обратно. Да и для тех, кто живет в ближнем Подмосковье, а работает в самом мегаполисе, транспортная проблема будет снята. Во всяком случае, можно с большой долей уверенности прогнозировать заметное снижение автомобильного трафика.
Возможно, сегодня проект, озвученный Андреем Воробьевым, и представляется в некотором роде утопией. Однако в данном случае Воробьев выступает в качестве регионального руководителя-стратега, который работает на перспективу.
Не секрет, что нынешний глава Подмосковья пользуется расположением федерального центра, руководство страны ценит его деловые качества и харизму. Этот факт может оказаться сильным козырем при реализации данной идеи. Сомнительно, что г-н Громов, долгое время руководивший Московской областью, мог рассчитывать на серьезные и ощутимые преференции сверху.