Московский регион: борьба за качество
На фоне бурных московских событий чуть отошла в тень кампания по выборам губернатора Московской области. Между тем по своей насыщенности эти выборы мало в чем уступают московским. Вообще же избирательные кампании в Москве и области объединяет ряд содержательных аспектов, способных задать тон выборам в других регионах.
И Андрей Воробьев, и Сергей Собянин настолько демонстрируют нацеленность на чистоту избирательного процесса, что создается впечатление: между ними развернулось негласное соревнование не за победный процент, а за качество полученного результата. Воробьев первым заявил, что надо бы помочь некоторым кандидатам в преодолении муниципального порога, в том числе и ГенндадиюГудкову. Позднее Собянин призвал московских муниципальных депутатов дать свои подписи Алексею Навальному и другим кандидатам. Во многом схож и набор основных кандидатов. Среди оппонентов у обоих глав регионов — представители всех парламентских партий и внесистемной оппозиции области. Но и различия избирательных кампаний в Москве и области весьма существенны.
В то время как в Москве на более чем 7 млн. избирателей будет выдано всего 10 тыс. открепительных удостоверений, в области пока 150 тыс. на 5,5 млн. Со слов Андрея Ильницкого, ведающего внутренней политикой Московской области, врио губернатора Андрей Воробьев уверен, что фальсификации «будут пресечены наблюдателями от разных политических сил и общественных организаций». Другие чиновники объясняют такое отличие в количестве открепительных различием территорий и транспортных условий Москвы и области. Впрочем, и 150 тыс. – относительно немного.
А вам очки надо ?
Москва и область отличаются не только территориями и транспортной сетью. Тогда как Москва, при всем различии центра и окраин, представляет собой единый экономический организм, экономика области – это по существу совокупность экономик районов, а они (районы) очень разные. Мало чего общего можно найти, если сравнивать проблемы промышленного Коломенского и соседнего сельскохозяйственного Луховицкого. К экономической диверсификации области добавляется еще и территориальная. Так, социально-экономические проблемы ближнего Подмосковья принципиально иные нежели отдаленных районов. Отсюда и повестка дня избирательной кампании в Московской области должна быть максимально привязана к тем проблемам, которые в наибольшей степени беспокоит жителей того или иного района.
Еще одной особенностью области является отсутствие единого информационного пространства. В самом деле, если московские проблемы в логике единой информационной политики освещают телеканалы «ТВЦ», «Москва Доверие», «Москва 24», то подобного в Московской области не наблюдается.
И наконец, главное отличие Москвы и области заключается в самой системе организации власти («руководство субъекта Федерации – руководство муниципальными районами»). В Москве, разделенной на 125 муниципальных образования (старая Москва), главы управ назначаются мэром столицы. Они, как и сам Сергей Собянин, обрели приставку врио и вместе с другими московскими чиновниками ждут переназначения после выборов. Их дальнейшая карьера напрямую связана с победой Собянина. В области ситуация абсолютно иная. Главы районов не являются госслужащими, а выбираются прямым голосованием, а потому результат голосования зависит и от популярности (либо отсутствия таковой), и от позиции глав районов. Штаб Андрея Воробьева это понимает — в течение последнего месяца главы Каширского, Можайского и Коломенского районов подали в отставку после бесед с областным руководством.
Трудно найти более значимую проблему, чем роль местного самоуправления в жизни граждан, ибо в нынешних условиях от того, каков глава района, зависят и условия для ведения малого бизнеса, и социалка, и тарифы ЖКХ. У честного главы и бизнес развивается, и инвестиции, и в сфере ЖКХ создана конкурентная среда – главный барьер для роста тарифов. Знаю таких глав. У вороватого главы зеркальная картина: семейственность процветает, в сфере ЖКХ монополизм, а бизнес задыхается от поборов.
Отсюда простой вывод. Московская область с силу своей уникальности могла бы стать полигоном для выстраивания институтов местного самоуправления, ведь такие проблемы, как коррупция, неверие власти, паразитизм невозможно решить, не начав с низового уровня. Именно вопросы местного самоуправления, его перспективы и претендуют на главный пункт повестки дня выборов в области. Это не разъединяющее, а консолидирующее поле деятельности и для власти, и для оппозиции, а также для всех серьезных общественных сил Московской области.