Социальный кодекс Ленобласти: причины провала
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко повторно отозвал из регионального парламента проект социального кодекса — основополагающего документа в области социальной защиты населения. Основную проблему с этим документом губернатор достаточно четко назвал: концептуально кодекс не соответствует той идее, которая в него закладывалась.
Когда мы, депутаты, начинаем вчитываться в кодекс, то понимаем, что поправками он фактически будет переписан заново. Зачем его принимать в таком виде? Надо просто изначально сделать документ качественным, учесть все нюансы, все категории населения, чтобы депутаты приняли хороший закон, который будет работать. В противном случае просто на плечи депутатов перекладывается его шлифовка, переделывание, переписывание. Я думаю, видимо, очень торопились написать социальный кодекс, было соответствующее задание губернатора.
Если этот документ будет принят в том виде, в котором он есть сейчас, очень многие категории населения социальную помощь получать не будут. Количество получателей по факту сократится, потому что вводится критерий нуждаемости. Например, сейчас, если есть многодетная семья, то по факту многодетности они получают выплаты. Понятно, что есть и вполне обеспеченные семьи, и если вводится критерий нуждаемости, то они эти выплаты получать не будут. Есть федеральные льготники, а это закон областной. Федеральные льготники в любом случае получают свои пособия, льготы по федеральному закону. Мы не можем их ни ограничить, ни ввести критерий нуждаемости по этим категориям. И получается, что мы в своем регионе вводим критерий нуждаемости, очень многих ограничиваем в пособиях, а федеральные пенсионеры, у которых пенсия гораздо больше критерия нуждаемости, будут получать достаточно много льгот, потому что они попадают по действие федерального закона. Многим это будет казаться несправедливым.
Смысл введения данного документа – справедливое распределение всех пособий, чтобы социальную помощь получали те, кто действительно в ней нуждается. Поэтому она была привязка к среднему доходу. Вообще, законотворцы попытались все льготы, пособия, все нюансы внести в один документ. То есть, чтобы с точки зрения обывателя, можно было взять эту книжечку, условно говоря, посмотреть по оглавлению, в какую категорию ты попадаешь, какая помощь для тебя предусмотрена, и какие документы для этого необходимы.
Человек идет в соцзащиту, собирает документы и все оформляет. На деле получается, что даже мы, депутаты, запутались в этом кодексе. Обычная мамочка, у которой, допустим, нет денег, чтобы кормить ребенка в школе, не поймет, как воспользоваться этим документом, он не сделает ее жизнь легче и проще. То есть идея была сделать Социальный кодекс максимально доступным, простым, чтобы люди могли им свободно пользоваться. А получается, что под этот кодекс будет масса нормативных документов, инструкций, правил, талмуды, которые будут комментировать, как это применять, и никто ничего не поймет. А изначально идея была хорошая.