Пять новых префектур: как конфликт в ЖКХ в Выборге поменял ленинградскую власть
Губернатор Ленобласти Александра Дрозденко задумал масштабную административную реформу. Он предлагает поделить региона на пять административных округов с центрами в Санкт-Петербурге, Выборге, Тихвине, Волхове и Кингисеппе. В четырех округах, кроме Петербурга, будут созданы представительства областного правительства, сообщает «Интерфакс». Думаю, это реакция на ситуацию с проблемами ЖКХ в городе Выборге, когда были сильно подняты тарифы, начались протестные акции населения. Горожане выступали против неоправданных, на их взгляд, цен на коммунальные услуги. Выяснилось, что правительство практически не в курсе происходящего: ни комитеты правительства не знали, что там такое происходит, ни депутаты законодательного собрания, которые, как подчеркивал губернатор, должны были работать на территории и общаться с людьми. В результате все это вылилось в достаточно серьезную акцию социального протеста.
На этом фоне, как реакция на данную ситуацию, была озвучена идея о создании пяти префектур. Их руководители, являясь чиновниками правительства, не вмешиваясь в 131 Федеральный закон о местном самоуправлении, являясь структурами губернатора, должны находиться на территории, улавливать конфликтные ситуации и оперативно о них извещать правительство, чтобы оно уже могло каким-то образом вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, давать какие-то советы и указания.
Но мне кажется, что кроме контролирующих функций, которые эти префектуры должны иметь, тут может быть и второй важный момент. Он не такой скороспелый, это не реакция на нынешнюю сиюминутную ситуацию, а давнишняя история. Имеются в виду финансовые взаимоотношения между субъектом федерации и структурами местного самоуправления в рамках 131 ФЗ и нынешних бюджетных правил.
Ни для кого не секрет, что местное самоуправление на сегодняшний день собственных средств для пополнения своих бюджетов практически не имеет. Структуры МСУ, в частности в Ленинградской области, существуют за счет субсидий, субвенций, перечисляемых из областного бюджета. Вся структура налоговой системы построена так, что большинство налогов идет в федеральный центр, часть идет на уровень субъекта федерации и минимальная часть остается внизу на первом-втором уровне местного самоуправления.
Они, безусловно, не самостоятельны и живут за счет средств, которые перечисляются правительством Ленинградской области в рамках консолидированного сформированного бюджета региона. А тратят их уже внизу местные администрации, местные депутаты, которые в общем-то не подконтрольны администрации области. Это два совершенно разных органа управления: госуправление и местное самоуправление, которые теоретически не должны пересекаться. И эта ситуация, когда областные деньги перечисляются вниз и тратятся муниципалами без контроля области, на мой взгляд, конфликтна изначально.
Но в результате реализации предложенной губернатором реформы, правительство региона сможет больше контролировать формирование бюджетов местного самоуправления, заложенные туда цифры, а также расходование перечисленных средств из областного бюджета. Прозрачность в финансовой сфере в ситуации, когда МСУ у нас не самостоятельны и живут за счет средств государственных органов управления, тоже очень важна. На мой взгляд, эти префектуры будут в том числе решать и этот вопрос, потому что он более серьезный и долгоиграющий, чем нынешняя ситуация с конфликтом на почве ЖКХ в Выборге.
Что касается того, как отнесутся к этой реформе местные власти, то тут важна внутренняя бюрократическая дипломатия. Как всегда в таких ситуациях бывает, когда органы власти, занимающиеся схожими вопросами, должны договариваться друг с другом. Также как, например, вице-губернатор по сельскому хозяйству договаривается с районными администрациями, и также эти префектуры, которые отвечают за территории, должны будут с этими территориями договариваться.
Остается вопрос по кадровому составу, будут ли эти структуры наполняться за счет местных представителей или туда будут кооптированы представители из правительства, никакого отношения к данному району, к данной территории не имеющие. Может быть, выходцы правительства Ленобласти с южной части поедут контролировать север, с восточной части – поедут на западную. Варианты могут быть всякие. Если это будут местные, у них, конечно, будут лучше отношения на территории, но они в связи с субъективными личными отношениями, наверно, будут давать менее объективную информацию наверх, будут не так внимательно все контролировать, и больше будут заниматься интересами местных сообществ. Если это будут варяги, они контролировать будут лучше, будут глубже во все вникать, но своими они на территории станут далеко не сразу. Посмотрим, как губернатор будет формировать эти префектуры.