Курганская область: новый губернатор и старые долги
Накануне своей отставки экс-губернатор Курганской области Олег Богомолов на заседании правительства региона поставил перед всеми распорядителями бюджетных средств задачу перейти на режим экономии, не наращивать кредиторскую задолженность, сохранив при этом финансирование первоочередных обязательств. Это неудивительно: планируемые расходы бюджета региона превысят сумму дохода примерно на 4,4 млрд рублей. Руководителям областных учреждений глава региона поручил пересмотреть ценовую политику на приобретение товаров и к 15 марта предоставить отчет по закупкам основных видов товаров с указанием поставщиков, цен и их обоснованием, после чего должны были быть сделаны вывод о возможности экономии средств. Теперь долговые проблемы региона предстоит решать исполняющему обязанности губернатора Курганской области Алексею Кокорину, одним из главных инициаторов выдвижения которого был полпред президента по Уральскому федеральному округу Игорь Холманских.
Постоянный рост дефицита региональных бюджетов по мере приближения к 2018 году еще в 2012 году прогнозировал замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач. Действительно, в 2013 году общий дефицит бюджетов российских регионов составил около 673 миллиарда рублей. Рост бюджетного дефицита и долговых обязательств сами чиновники на местах связывают с сокращением налоговых поступлений и федеральных трансфертов (Министерство финансов РФ еще несколько месяцев назад предупреждало о сокращении объемов такой поддержки регионов примерно на треть).
Среди регионов Уральского федерального округа Курганская область еще не в худшем положении. В абсолютных цифрах объем бюджетного дефицита в этой области почти в 8 раз меньше, чем в Свердловской области, и примерно в 5 раз меньше, чем в Челябинской. Сокращение доходов затрагивает даже богатые нефтегазовые регионы.
Вариантов сокращения долговой нагрузки на регионы не так много. Экономически проблемным областям остается просить дополнительной помощи у Центра — ведь выпуск облигаций для них будет малоэффективен, да и введение новых налогов вряд ли принесет заметные доходы. Судя по всему, именно на помощь Центра во многом и рассчитывали курганские областные власти. По решению руководства федерального Минфина от 9 января 2014 года Курганская область должна получить софинансирование в объеме 74,7%. Это максимальный показатель среди регионов УрФО.
Наиболее заметные политические последствия рост бюджетного дефицита будет иметь именно для регионов, считавшихся наиболее благополучными или рассчитывавших на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. Конкурентная борьба обострится при намерении властей сократить расходы на инфраструктурные проекты. Интересно, что в этом случае могут совпасть интересы властей и локальных протестных групп – отказ от намерения строить ту или иную дорогу или транспортную развязку можно будет объяснить шагом навстречу возмущенной местной общественности.
Из уральских регионов угроза относительной политической дестабилизации из-за роста бюджетного дефицита выше в Свердловской области. Там сталкиваются интересы ряда влиятельных корпораций, а при обсуждении регионального бюджета на 2014 год обсуждалась возможность сокращения расходов как раз на инфраструктурные проекты. Курганская область, в целом остававшаяся на периферии корпоративных конфликтов и не рассчитывавшая на реализацию слишком амбициозных проектов, в этом смысле под удар не попадает. Для нее рост бюджетного дефицита несет проблемы, но пока не обещает крупных политических или социальных потрясений. Удержать под контролем ситуацию в регионе — задача уже для нового и. о. губернатора.