Бегство из области: почему Зауралье теряет специалистов
Профсоюзы Курганской области потребовали пересмотра условий труда представителей бюджетной сферы. Действительно, ситуация с заработной платой у бюджетников Курганской области весьма критичная. И судя по всему положение уже достигло такого уровня, что профсоюз вынужден констатировать и низкий уровень зарплат, кадровый кризис, и бегство специалистов в другие области – это все, я думаю, реально соответствует действительности. И это проблема. Потому что Курганская область, несмотря на постоянный курс на поиск инвестиций, еще не реализует это в той мере, в которой было заявлено. В отличие от соседних областей, от той же Тюменской области, которая сейчас лидирует по многим направлениям.
Если посмотреть рейтинг зарплат, который был опубликован недавно, то видно, что Курганская область находится в самом низу таблицы, не только в Уральском ФО, но и во всей России. Это, в принципе, соответствует уровню кавказских республик, которые тоже отличаются крайне низким уровнем заработных плат. Это печально для Курганской области, и я пока, кроме как заявлений, никаких действий не вижу. Потому что много факторов, мешающих тому, чтобы задачи, которые были не так давно объявлены руководством региона, можно было реализовать.
Сейчас пытаются изменить эту ситуацию. Есть идея по объединению муниципалитетов. Скажем так, это некая псевдоагломерация, потому что агломерация предполагает крупный центр, к которому могут присоединиться несколько муниципалитетов. Здесь, по большому счету, просто слияние муниципалитетов, которые вынуждены выживать в силу того, что у них крайне низкий уровень существования. Кроме того, при прежнем руководителе было создано 458 муниципалитетов, конечно, это дробление сейчас сказывается как отрицательный фактор. Потому что это отдельные органы управления, излишняя бюрократизация и так далее. Это изначально было сделано с другими задачами. Сейчас же лучшим способом будет слияние этих муниципалитетов. И, соответственно, в дальнейшем будет укрепление этих муниципальных образований, в какие-то, возможно, муниципальные районы и другие всевозможные союзы. Это долгосрочный проект, который сразу не даст тех результатов, на которые можно было бы рассчитывать.
Конечно, есть ужимание зарплат и сокращение льгот, отсутствуют другие факторы, которые могли бы увеличить зарплату, сохранить ее на каком-то уровне, и это, конечно, бьет по бюджету, по карману самих работников бюджетных сфер, и есть уже достаточно пессимистичные настроения.
Есть еще один важный фактор – самые высокие тарифы на энергоносители. Как это ни странно, именно в Курганской области. Есть, конечно, для этого какие-то соответствующие причины, и изменить эту ситуацию, несмотря на то, что пытались неоднократно, не вышло. И получается, что самый бедный регион имеет самые высокие тарифы на энергоносители. Поэтому, конечно, о каких инвестициях можно говорить, какой инвестор туда придет, если там крайне высокая себестоимость производства. Соседние регионы, такие как Челябинская, Свердловская область, стараются выживать, и делают это неплохо, у них получается с инвестициями все, но в Курганской области все крайне сложно. Следовательно, говорить о каких-то источниках для бюджета пока сомнительно.
С другой стороны, есть и иной фактор – предприятие Госкорпорации «Росатом» — АО «Далур» готовится начать добычу урана на Добровольном месторождении в Звериноголовском районе Курганской области, и компания обещает четыре миллиарда рублей в год отчислений, но возникают опять общественные товарищи, которые выступают уже против этого. Мы видим, что общественное мнение неоднородно и настроено на совершенно противоположные позиции.
Все вместе это образует некий узел, который сложно развязать. Надо, безусловно, с общественниками, экспертами, представителями социальных групп, прежде всего бюджетной сферы, вырабатывать общее системное решение, которое позволит действительно сохранить человеческий капитал в Курганской области. В противном случае я не исключаю того, что будут реализованы какие-то радикальные меры по всей этой ситуации. Скорее всего, после выборов президента к этому решению придут, потому что надо как-то региону выходить из кризиса, в котором он существует уже давно.
Федеральный центр помогает с погашением кредитов, банковских задолженностей. Но ситуация ни с чем не справляется. Здесь необходимо получать финансовые, бюджетные, инвестиционные импульсы, чтобы выйти из кризиса. Системный подход здесь может дать понимание ситуации и решение необходимо принимать совместно с представителями всех заинтересованных сторон. В противном случае, мы будем видеть разного рода протесты, которые не будут иметь перспективы, потому что сам по себе протест не является конструктивным. Конструктивным будет консенсус, который достигается в результате усилий всех сторон. Поэтому решение вопросов есть, но оно, к сожалению, небыстрое.