Вызовы для Камчатки
Новое руководство Камчатского края во главе с губернатором Виктором Илюхиным предпринимает заметные усилия для оживления экономики. В этом ряду — и меры по д цен на бензин, и попытки в ограничить тарифы на авиабилеты на Большую Землю, и активизация диалога с коренными народами, обеспокоенными квотной политикой на добычу рыбы.
Однако на Камчатке крайне важно создать современную инфраструктуру, без которой освоение богатств края просто немыслимо. Речь идет о развитии транспортной сети полуострова — и в первую очередь о реконструкции Петропавловского порта.
Камчатка – край уникальный: огромные запасы полезных ископаемых, среди которых нефть, залежи цветных; кладезь природных ресурсов (рыба и морепродукты); чудесные места для туризма. Тем не менее до процветания пока далеко. Причин несколько. Одна из них — наследие СССР: Камчатка была военизирована до предела, въезд на полуостров был ограничен, вся тогдашняя экономика была заточена «на оборонку». Вторая, не менее важная, — «текучка»: ком социально-экономических вопросов, что заедает местную элиту и уводит от объективной оценки стратегических перспектив полуострова. Справедливости ради замечу, что это свойственно многим российским регионам, а не только Камчатскому краю.
Петропавловский порт был образован в 1943 году. Состоит он из 12 причалов, причем двенадцатый причал не достроен еще с советских времен. Аренда причалов — штука дорогостоящая: 1 погонный метр аренды стоит порядка 40 руб. в сутки (если длина судна 200 метров, то цена за месяц 240 тыс). Таким образом, региональная казна теряет средства от недоэксплуатации причалов. Другая проблема порта – дноуглубление, поскольку со временем происходит намывание грунта к причальной стенке, что ведет к уменьшению глубины акватории у причалов.
Отдельная беда порта, — затопленные в акватории суда. Очевидцы рассказывают о сплошь торчащих остовах. Руководство порта поднимало вопрос на федеральном уровне о расчистке бухты от этого хлама, но тут же возникла законодательная коллизия: для очистки нужно, чтобы все эти железные «утопленники» были признаны бесхозными, иначе при подъеме обнаружится владелец, за «спасибо» заберет его себе и сдаст на металлолом. Проблема до сих пор не решена.
В Авачинской бухте базируются атомные подлодки. Если раньше они входили в бухту в подводном состоянии, то теперь это происходит в надводном положении, на виду у потенциального противника, — вход в бухту заилился. Чистить бухту нечем: земснаряд порезали и сдали на металлолом.
Свежую кету в Москве еще надо поискать. На рынках Камчатки она стоит около 50 рублей за килограмм. Рыболовы говорят, что центральная часть России для них закрыта: фактическая монополия рыботорговли из Норвегии дает себя знать, а потому везут кету (и не только) в Китай, а уж потом к нам, но за другие деньги. Необходимость продвижения рыболовной продукции на отечественные рынки — одна из задач, которой занимается губернатор Илюхин. Проблема тяжелейшая, в ее решении необходима помощь федерального центра. К тому же мешает браконьерство. Власти Камчатского края пытаются бороться, привлекая береговую охрану, но вопрос остается. Представляется, что победить браконьерство можно через здравую квотную политику. Это важно в том числе и для коренных народов полуострова, исторически завязанных на рыболовство и охоту.
Камчатский край перспективен для развития туризма: и экстремального, и лечебного. Тут и вулканы, и долина гейзеров с термальными и родоновыми источниками, но инфраструктуры нет. Гостиницы и дома отдыха по преимуществу не соответствуют современным требованиям. Доставка туристов возможна только самолетом (что недешево) либо морем, чему мешает плохое состояние портов. Ведь не на шлюпках же переправлять туристов с многопалубного круизного лайнера? Чай, не девятнадцатый век.
Приведение в порядок портов полуострова крайне важно и для нормального функционирования Северного Морского пути, о чем неустанно говорит президент РФ. Суда должны пополнять запасы топлива, продуктов питания, питьевой воды, выгружать необходимое для «Северного завоза». Полуостров мог бы стать хорошим перевалочным пунктом, пополняя бюджет.
В мае Владимир Путин собирается с визитом в Китай. Представляется, что в рамках переговоров будут обсуждаться инвестиционные проекты развития Дальнего Востока. Надеюсь, в пакете предложений окажутся и проекты по созданию современной транспортной сети полуострова – это главнейшей задача, без решения которой развитие региона невозможно.
И последнее. Долгое время Камчатке не везло с руководителями. С назначением губернатором Владимира Илюхина у жителей полуострова определенно появилась надежда на лучшее. Оправдает ли эти настроения новый руководитель региона, покажет будущее.