Вопрос цены: Дальний Восток просит субсидии на доставку продуктов


Выделить из федерального бюджета средства на компенсацию затрат бизнеса просят федеральных чиновников власти Камчатки и Магадана. Эксперты рассказали о важности таких субсидий, а также о сложном выборе, который стоит перед государством.

Снизить цены

Глава Камчатского края Владимир Солодов и губернатор Магаданской области Сергей Носов направили в Минпромторг РФ предложение субсидировать доставку в регионы воздушным транспортом продуктов питания, алкоголя и табака, что позволит снизить их конечную стоимость. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Как рассказала глава минэкономразвития и торговли Камчатки Юлия Морозова, в отдаленные районы молочная продукция, овощи и фрукты поставляются только воздушным путем. Доставка обходится минимум в 400 руб. на 1 кг продукции, так что транспортные расходы составляют до 80% от цены продукции.

Сами регионы компенсировать часть затрат поставщикам и продавцам не могут из-за недостаточности средств в бюджетах, поэтому главы двух субъектов РФ попросили на эти цели предоставить межбюджетные трансферты.

Напомним, что на прошлой неделе глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что ведомство будет следить за ценами на товары и услуги по данным статистики, онлайн-касс, информации от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и торговых сетей.

Ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, закрепляющее за конкретными федеральными ведомствами обязанность мониторить цены на определенные товары.

Торговля или компенсация

У государства не так много вариантов: либо обеспечивать приграничные регионы за счет внешних экономических связей, либо центру жестко контролировать все экономические связи внутри России, рассказал профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ, доктор географических наук Алексей Скопин.

«Есть приграничные регионы, которым гораздо выгоднее торговать с сопредельными странами. Однако установленные высокие пошлины (как с Китаем) с курсом на импортозамещение делают такую торговлю невыгодной. В случае с дальневосточными регионами такое замещение экономически невыгодно – там нет полных технологических циклов, они все завязаны на дальние расстояния, на контакты с европейской частью России»

Алексей Скопин

По словам эксперта, губернаторы фактически говорят: «Или вы нам разрешаете торговать с Восточной Азией и мы удовлетворяем свои потребности за счет этих стран, или компенсируйте нам расходы – и мы будем завозить все из центра».

«Вопрос в том, что выбирает государство: качество жизни людей или большую геополитику. Пока второе, но компенсировать не спешит. Дополнительные средства нужно откуда-то взять, а сейчас расходы и так огромные в связи с тем же коронавирусом, ВПК. У государства нет лишних денег. Грубо говоря, экономически европейская часть России не может содержать Дальний Восток, он не приносит государству столько дохода. Но геополитически эта территория очень важна для страны, потому что это выход в Тихий океан», — рассказал Скопин.

Собеседник РК отмечает, что сейчас государство «не горит желанием» давать территории экономическую свободу, потому что в этом случае регионы Дальнего Востока начнут мигрировать в сторону Восточной Азии, которая сейчас на этапе бурного роста.

«По сути, для России это возможность заметно прыгнуть вперед экономически, но геополитически мы этого сильно опасаемся», — резюмировал он.

Основная проблема Камчатки и Магадана – это стремительное сокращение численности населения в результате миграции, рассказал в беседе с корреспондентом РК руководитель Агентства «Максимов- консалтинг» Андрей Максимов. Он также заявил, что за последнее время численность жителей Магаданской области сократилась в три раза, Камчатки – в два.

«В значительной степени сократился и внутренний рынок, а экономические рычаги поставок туда продуктов стали минимальными. Коммерческие структуры уже не берутся за них – слишком маленькие объемы и, как следствие, слишком высокие цены для конечного потребителя. На стоимость импортных поставок в значительной степени влияет девальвация рубля, из-за чего цены заметно выросли»

Андрей Максимов

В результате заметного сокращения численности населения государству, по всей видимости, придется взять на себя снабжение регионов продовольствием, считает эксперт.

«Мне кажется, федеральный центр пойдет на компенсации транспортных расходов при поставке продуктов для Магадана и Камчатки, это не такие уж большие деньги в масштабах страны. Иначе существование городов на этой территории, по сути, будет поставлено под вопрос. Между тем там все-таки расположены военные базы. Военных государство все равно будет содержать. Сокращение численности населения на этой территории в несколько раз и так говорит о том, что мы по большому счету оттуда уходим. Стимулировать этот процесс за счет отказа от госпоставок и от помощи территории государство точно не будет», — рассказал эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: