Рынок лосося: вызов внутреннего спроса и ответ Камчатки
Емкость российского рынка лососевых рыб оценивается в 500 и более тысяч тонн, лидером сегмента до возникновения проблемы санкций была Норвегия. Искусственно выращенная норвежская рыба обеспечивала большую часть российского потребления. В 2013 году компания «Русское море» Геннадия Тимченко и Максима Воробьева заявляла, что в двухлетней перспективе планирует производить 10% от сегодняшнего объема ежегодного потребления лосося в России. Компания инвестировала в развитие аквакультуры.
Аквакультурный проект был запущен в 2012 году. Поставки оборудования и мальков осуществлялись из той же Норвегии. У этого проекта есть свой биоцикл. Рыба достигнет товарного размера в 4-5 кг после двух лет кормления. К 2015 году компанией были запланированы поставки на рынок с объемами в 15-20 тыс. тонн, что составляет около 10% от текущего объема потребления семги в России. Санкции на мальков не распространяются, однако есть временные и прочие ограничения.
Эти цифры показывают, что быстро решить проблему импортозамещения через развитие аквакультуры — иначе говоря, выращенной на «фермах» рыбой — проблематично. Альтернатива очевидна – «дикие» лососевые.
Камчатка и в целом Дальний Восток способны накормить рыбой всю страну, практически полностью заместив иностранный искусственно выращенный лосось. Камчатка — один из ключевых субъектов в рыбохозяйственном комплексе страны. Край обеспечивает треть всех дальневосточных уловов и пятую часть — российских.
В минувшую среду на заседании Совета Федерации губернатор Камчатки Виктор Илюхин заявил, что в текущем году камчатские рыбопромышленники «направили практически весь объем рыбы на внутренний рынок, при этом большая часть пока так и не дошла до потребителя».
Импортозамещению препятствуют проблемы логистики. Прямого железнодорожного сообщения у полуострова Камчатка с материком нет. Разгрузка происходит в Приморском крае. Глава региона объяснил сложности тем, что «весь объем поставок рыбопродукции и прочих товаров с Дальнего Востока идет через Приморье»: «Каждый год там возникают огромные заторы, сам порт и железная дорога не справляются с сезонными объемами, а цены на разгрузку, хранение и транспортировку просто запредельные».
Росрыболовство не первый год изучает различные варианты снижения стоимости доставки рыбы с Дальнего Востока. По мнению ведомства, вариант доставки рыбы с Дальнего Востока Северным морским путем в ближайшее время не может стать решением логистической проблемы. «Проблема в том, что нет обратной загрузки судов», — отмечал замминистра сельского хозяйства РФ — руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Губернатор Камчатки считает иначе. «Севморпуть может составить существенную конкуренцию железнодорожному транспорту и практически полностью решить вопрос регулярного дешевого грузооборота между северо-востоком и западом России, а также обеспечить экспортный потенциал дальневосточных российских территорий», — заявил Илюхин в Совете Федерации.
Так или иначе, потенциал Камчатки в развитии рыболовства пока использован не полностью. В условиях политического и экономического давления на Россию эффективное использование мощного потенциала рыбохозяйственного комплекса Камчатского края становится важнейшей государственной задачей. Власти Камчатки к этим вызовам готовы.