Надежды на развитие ТОР в регионе не только на бумаге у Камчатки остаются
Проект территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) должен быть реализован на Камчатке в числе первых. Такое мнение высказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. «Задача поставлена одна: как можно быстрее приступить к реализации первых проектов, — пояснил Илюхин. — Каждый субъект сам для себя определяет важность работы».
До 10 декабря в регионах Дальнего Востока проведут работу по оптимизации методики оценки проектов. После этого и будет определен перечень ТОСЭР, реализация которых будет осуществлена в первую очередь.
Михаил Нейжмаков:
— На пути создания территорий опережающего развития (ТОР) на Камчатке есть немало препятствий. Это и проблемы с развитием инфраструктуры, и ограниченные лоббистские возможности властей края, и охвативший страну экономический кризис. Но есть и основания для оптимизма. Например, интерес к данным проектам со стороны компаний влиятельной группы «Ренова», а также стратегический интерес Кремля к созданию новых опорных пунктов на Северном морском пути для укрепления влияния в Арктике.
У самой инициативы создания территорий опережающего социально-экономического развития поддержка в Кремле, безусловно, очень хорошая. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на то, как быстро соответствующий законопроект проходил через парламент. О готовности команды вице-премьера и полпреда в ДФО Юрия Трутнева не откладывать этот вопрос в долгий ящик говорит тот факт, что подбирать площадки для ТОР Минвостокразвития стало, не дожидаясь принятия профильного закона.
В отличие от регионов, непосредственно граничащих с Китаем и Японией, Камчатка не рассматривалась, как «окно» и «витрина» России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По той же причине, «геополитическая тень» соседних государств довлеет над Камчаткой не столь явно. Если смотреть на вопрос шире, по той же причине куда больше внимания Центра привлекают к себе некоторые собратья Камчатки на другом конце Северного морского пути. Например, Мурманская область, на которой отражается потенциально проблемное соседство с Норвегией (отметим конкуренцию между российскими и северонорвежским портами, соперничество Москвы и Осло за влияние на Баренцевом море).
Камчатский край малонаселен (здесь проживает около 320 000 человек) и протестная активность здесь небольшая. То есть он не является ключевым для федеральных выборов, а значит и вкладывать сюда средства только для того, чтобы предотвратить рост протестных настроений, Центр не будет.
И все же, надежды на развитие ТОР в регионе не только на бумаге у Камчатки остаются. Возрастающий интерес Кремля к укреплению влияния в Арктике может привлечь дополнительную поддержку для другого проекта – строительства порта-хаба в Петропавловске-Камчатском, который должен стать важным опорным пунктом на Северном морском пути. Конечно, этому проекту уже обещают немало трудностей. К тому же, Северный морской путь и Арктика – это стратегические задачи, а у Москвы сейчас будет немало проблем тактических, которые нужно решать незамедлительно. И все же, целый ряд шагов Москвы в последний год показывает, что руководство России рассматривает задачи на арктическом и дальневосточном направлениях очень серьезно, что создает и для камчатских проектов определенную надежду.