Инвестиции в Камчатку: от чего зависит позитивный эффект
По данным СМИ, прирост внебюджетных инвестиций в основной капитал Камчатского края составил 30% и превысил 30 млрд. рублей. Во-первых, нужно сделать уточнение, что примерно на 30% на Камчатке, по оперативным данным Камчатстата на 1 марта 2017 года, вырос совокупный объём инвестиций из всех источников, а не только из внебюджетных средств — с 25,9 млрд. рублей в 2015 году до 33,3 млрд. рублей в 2016 году.
Доля бюджетных инвестиций в основной капитал на Камчатке в последние годы традиционно достаточно значительная и составляет около половины от общего объёма инвестиций в основной капитал — 44,9% на 2015 год, в том числе 17,2% за счет средств федерального бюджета, 23,1% за счет средств Камчатки и 4,6% — за счет средств муниципалитетов.
Для дальневосточных регионов как стратегически приоритетных для России стимулирование реализации проектов развития за счет бюджетных средств — разумная необходимость.
Во-вторых, относительно уровня жизни нужно отметить, что не всегда за ростом инвестиций в основной капитал сразу следует положительный эффект для жителей региона. Например, от реализации инфраструктурных проектов, снимающих ограничения для развития экономики в транспорте, энергетике — эффект проявляется не сразу.
Помимо этого, справедливее оценивать динамику инвестиций в основной капитал не в абсолютных значениях, а в сопоставимых ценах к предыдущему году — с поправкой на тот самый индекс потребительский цен. А вот здесь в 2013-15 гг. у Камчатки не все было гладко: в 2013 падение к 2012 году составляло 9,8%, в 2014 — 31,6%, в 2015 — 8,6%. В этом смысле даже 33 млрд. рублей — не такой весомый показатель, как могло бы быть, потому что вместе с импортируемыми потребительскими товарами дорожают и инвестиционные товары, и заемные ресурсы.
Конечно, положительные моменты недооценивать нельзя: регион достаточно активно работает с инвесторами, в 2016 году на 10% выросло промышленное производство, созданы территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободный порт Камчатка. Всё это дает положительные эффекты. Насколько устойчивыми они окажутся, зависит от решения нескольких проблем.
Первое. Неразвитость транспортной инфраструктуры является препятствием для развития туристической отрасли региона, а туризм — основная специализация камчатской ТОР. Пропускная способность аэропорта Петропавловска-Камчатского на 2016 год – 240 человек в час, что, по сути, не предполагает одновременный прием нескольких авиарейсов. В случае, если не будут реализованы планы руководства региона по строительству нового терминала рядом с действующим, это будет ограничением. Помимо этого, морской торговый порт города не может принимать большие круизные суда.
Второе. Затруднена доступность природных достопримечательностей за пределами краевого центра.
Третье. Создание в рамках ТОР и свободного порта 20 тысяч рабочих мест, как планировалось при их создании, наверняка потребует обеспечения региона дополнительными кадрами, что предполагает необходимость дополнительных мер по привлечению специалистов на Камчатку.
Если отсрочки инвестиционных программ ТОР и свободного порта не произойдёт, у Камчатки неплохие шансы улучшить свою динамику развития, а за этим последует и рост уровня жизни людей.