Калининградская область как территория опережающего развития: решение для эксклавного региона
В декабре 2014 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было принято решение о создании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым, уже возглавлявшим на тот момент комиссию по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Северо-Кавказского федерального округа и еще 6 других комиссий. Заявленной целью создания Правительственной комиссии стало обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти (Правительства РФ и министерств) с региональным правительством в разработке инструментов и механизмов социально-экономического развития региона.
Вновь созданную комиссию возглавил сам Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. В комиссию вошли вице-премьер Дмитрий Козак, руководители министерств федерального правительства, главы Внешэкономбанка, Сбербанка России, Банка ВТБ, РЖД, «Газпрома» и «Роснефти», компаний «Российские сети», «Интер РАО ЕЭС», полномочный представитель президента в СЗФО Владимир Булавин и первый заместитель председателя Госдумы РФ Александр Жуков. От Калининградской области в состав комиссии вошел губернатор Николай Цуканов.
«Проблема-2016». Торможение без преференций
В первую очередь политические элиты, бизнес-сообщество и простые жители ждали от комиссии конструктивных предложений по решению так называемой «Проблемы-2016», связанной с прекращением действия в области федерального закона № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне», которое было рассчитано до 2016 года и подразумевало создание особых условий, позволивших бы привлечь крупных инвесторов и поддерживать развитие различных отраслей регионального хозяйства (за исключением нефтегазодобывающих предприятий, производителей алкоголя и табака, торговых и ремонтных предприятий).
После прекращения действия закона многие предприятия и целые отрасли лишались налоговых и таможенных преференций, что могло привести к закрытию предприятий (около 500 компаний), массовым сокращениям работников (до 50, а по пессимистическим оценкам – свыше 150 тысяч человек) и кризису экономического развития области. В частности, закрыться могли предприятия пищевого производства, производства электроники и бытовой техники, металлургические предприятия и производители готовых металлоизделий, деревообрабатывающие предприятия и мебельные производства, швейные и текстильные предприятия. Сворачивание этих бизнесов не могло не ударить и по тем отраслям, которые обслуживали их потребности – транспорт, логистика, оптовая торговля. Падение ВРП, по разным оценкам, могло составить от 9 до 17%.
Однако проблемы с функционированием закона об ОЭЗ возникли задолго до 2016 года – возникли вопросы его соответствия международным соглашениям по Таможенному союзу, нормам Всемирной Торговой Организации. Кроме того, многие эксперты отмечали: несмотря на то, что льготный режим стал безусловным благом для многих предприятий, задач развития производства в области он во многом не решил. Многие из созданных в рамках ОЭЗ предприятий характеризовались как «отверточные производства»: вся нехитрая технология заключается в сборе продукции из импортных комплектующих, ввозимых в рамках льготного режима, что давало крайне низкую добавленную стоимость.
Низкая фондовооруженность, высокие затраты на сырье и невысокий технологический потенциал предприятий не позволяли рассчитывать на то, что местный бизнес сможет провести модернизацию самостоятельно. Следовательно, в том или ином виде специальные условия для экономики Калининградской области должны были быть созданы – однако вопрос о конкретных решениях оставался открытым.
Этапы движения к ТОР. Конец неопределенности
Для обсуждения проблемы и проработки мер 13 мая 2014 года был организован визит в Калининградскую область Дмитрия Медведева и рабочей группы (которая затем в расширенном составе образовала правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития региона). Группа посетила предприятия-резиденты ОЭЗ, провела консультации с региональным правительством и представителями бизнес-сообщества. В качестве возможных мер предлагались субсидии предприятиям региона на поддержку рынка труда после 1 апреля 2016 года, снижение порога входа в число резидентов действующей в регионе ОЭЗ до 50 млн рублей (со 150 млн), упрощение таможенного администрирования, субсидирование затрат на железнодорожные перевозки товаров, произведенных в области, и другие предложения. Министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова предложила субсидировать только те предприятия, которые будут экспортировать свою продукцию за пределы Таможенного союза и модернизировать производство. Звучали и суммы предполагаемых субсидий, которые могли компенсировать предприятиям издержки – от 40 до 60 млн рублей в год.
В октябре 2014 года в Государственную Думу поступил законопроект «О территориях опережающего развития», который предполагал введение этого режима сначала на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, в моногородах, а через три года действие закона могло быть распространено и на всю территорию РФ. С этого момента идея применения режима ТОР в Калининградской области стала набирать все большую популярность в региональных правительственных и бизнес-кругах. Интерес к новому формату подпитывался и рядом федеральных «сигналов», свидетельствовавших о готовности Кремля искать эффективное решение проблемы. В ежегодном послании Федеральному собранию президент России дал поручение создать правительственную комиссию, которая занялась бы разработкой решения проблемы развития Калининградской области, и уже в декабре 2014-го уже подписано соответствующее постановление. В январе Правительство РФ одобрило проект федерального закона об упрощении таможенного администрирования для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Наконец, 24 марта ситуация вышла на финишную прямую: на заседании правительственной комиссии губернатором области Николаем Цукановым было обнародовано предложение о присвоении области статуса территории опережающего развития. В свою очередь, премьер-министр отметил, что область вышла на темпы опережающего роста, продемонстрировав высокий – относительно общероссийских показателей – подъем промышленного производства, строительства, сельскохозяйственного сектора. Поддержав это предложение, Дмитрий Медведев дал министру экономического развития Алексею Улюкаеву поручение подготовить и внести до 24 июля 2015 года соответствующие изменения в закон о ТОР, чтобы с 1 апреля 2016 года, когда прекратит свое действие закон об ОЭЗ, экономика области перешла на новый режим работы.
Конфигурация калининградской ТОР. Условия для роста
Статус территории опережающего развития (а точнее – опережающего социально-экономического развития) обеспечивает льготные условия хозяйственной деятельности предприятиям – резидентам территории. В перечень этих льготных условий, установленных федеральным законом N 473-ФЗ от 29 декабря 2014 г., входят:
— освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога на 5 лет (напомним, что режим ОЭЗ уплату 0% от ставки налога на имущество в первые 6 лет, и 50% — в 7-12 годы);
— льготные ставки арендной платы за пользование недвижимостью;
— особое осуществление государственного контроля;
— приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
— предоставление государственных услуг;
— применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (этим режимом пользовались и резиденты ОЭЗ).
Согласно федеральному закону от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ такие территории могут создаваться на период до 70 лет, а в дальнейшем действие режима может быть продлено. Это обеспечивает долгосрочность и определенность федеральной политики, на отсутствие которых региональный бизнес часто жаловался в последние годы. Логично также предположить, что стабильность и определенность институциональных условий создадут привлекательные условия для крупных инвесторов – как отечественных, так и иностранных.
В инфраструктуру территории включаются соответствующие земельные участки, все находящиеся на них здания и сооружения, в том числе инфраструктурные объекты (транспортные, энергетические, коммунальные, инженерные, социальные и инновационные), а также те инфраструктурные объекты, которые физически располагаются за пределами территории, но обеспечивают ее функционирование. Все они подпадают под действие этого закона.
Закон предусматривает и возможность установления особых условий лицензирования образовательной деятельности по профессиональной подготовке и дополнительному профессиональному образованию для учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на территории опережающего развития, что открывает дополнительные возможности для подготовки специалистов, соответствующих потребностям предприятий-резидентов и рынка труда ТОР в целом. Допускается и применение особых условий допуска иностранных специалистов-медиков к профессиональной деятельности на территории, что открывает возможности приглашения зарубежных специалистов.
Какие именно отрасли регионального хозяйства получат преференции – определяется в постановлении о создании ТОР, в котором содержится перечень видов экономической деятельности, на которые распространяется особый правовой режим, порядок применения процедуры таможенной свободной зоны, минимальный объем капиталовложений резидентов, а также требования к уровню применяемых ими технологий, методов и оборудования. Здесь открывается возможность для коррекции перечня секторов, которые нуждаются в создании благоприятных условий и способны дать максимальную экономическую отдачу.
Чтобы избежать ошибок необоснованного отбора отраслей для предоставления преференций, вместе с предложением о создании ТОР должно быть подготовлено детальное обоснование проекта, включающее в себя анализ экономико-географических характеристик области, прогнозный анализ социально-экономических последствий присвоения статуса ТОР, оценки потребности в привлечении иностранных работников (с учетом политической, экономической, демографической и социальной ситуации), а также сведения о наличии инвесторов, заключивших предварительные соглашения. Здесь в пользу области — наличие собственных экспертно-аналитических ресурсов, и обширный опыт анализа экономико-географических, демографических и социально-политических процессов в регионе; опыт применения патентов для привлечения иностранных трудовых мигрантов, который предлагается использовать в рамках ТОР.
Создается ТОР по решению уполномоченного федерального органа (правительства или конкретного министерства), а управляется специально образованным акционерным обществом со стопроцентным государственным участием. Именно управляющая компания будет обеспечивать работу ТОР в регионе – на нее возлагаются и функции застройщика, и обеспечение территории необходимыми объектами инфраструктуры, и подключение предприятий-резидентов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также выполнение роли многофункционального центра и предоставление резидентам различных государственных услуг – юридических, бухгалтерских, услуг по таможенному оформлению.
Учитывая масштаб и характер выполняемых задач, а также уровень и ответственность принятия решений, будущий руководитель управляющей компании должен обладать глубоким знанием специфики региона, хорошо представлять историю работы режима ОЭЗ в Калининградской области, иметь авторитет в бизнес-среде и хорошие рабочие отношения с местными (а в идеале – и с федеральными) органами власти.
В регионе проблем с достойными кандидатами возникнуть не должно: даже при первичном анализе можно назвать, например, члена Совета Федерации от Калининградской области Николая Власенко, имеющего богатый опыт успешного ведения бизнеса и успевшего поработать на посту министра промышленности области (срок его полномочий как представителя областной Думы в Совете Федерации истекает как раз в 2016 году), или заместителя председателя правительства области Юрия Федяшова, курирующего сферу строительства и ЖКХ. Федяшов был председателем регионального отделения «Деловой России» и имеет богатый опыт в бизнесе.
Координировать и контролировать реализацию соглашения о создании ТОР должен специальный орган – наблюдательный совет, в который должны входить не более 10 человек, в том числе представители уполномоченного федерального органа, представители Правительства РФ, представители исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители управляющей компании ТОР и представители территориальных объединений профсоюзных организаций и работодателей. Резиденты ТОР могут направлять своих представителей для участия в заседаниях наблюдательного совета. Помимо контрольных функций, наблюдательный совет обеспечивает содействие резидентам и инвесторам в реализации их проектов на территории опережающего развития, определяет политику привлечения иностранных работников для предприятий-резидентов.
За год, оставшийся до запуска режима на территории Калининградской области, необходимо провести детальный социально-экономический анализ региона, сформировать прогноз, исходя из этого определить стратегические приоритеты развития региональной экономики, максимально подготовить инфраструктурные площадки для реализации инвестиционных проектов и пакет необходимых нормативных актов, в том числе по налоговым и таможенным стимулам, чтобы свести временные и административные издержки потенциальных инвесторов к минимуму и обеспечить резидентам быстрый старт.
Сегодня комиссией уже обсуждаются особенности визового режима, тарифного регулирования железнодорожных, воздушных и морских перевозок, энергоснабжения резидентов будущей ТОР, развития морского порта и аэропорта. Открывается возможность для полноценного восстановления в регионе морской отрасли в самом широком смысле – и рыбодобывающих, и рыбообрабатывающих производств, судостроительной и судоремонтной отраслей, не говоря уже о морском транспорте. Могут получить новый импульс и проекты по созданию IT-парков и технопарков. Многие из этих идей серьезно обсуждались в регионе, но «забуксовали» в последние годы – в том числе и по причине неопределенности будущего после 2016 года, которая отпугивала потенциальных инвесторов и ограничивала возможности маневра для региональных властей. Теперь эти и другие инициативы могут быть реализованы.
* * *
Вопрос о создании в Калининградской области территории опережающего социально-экономического развития, как представляется, вполне решен. Будет ли он тем рецептом, который даст региону специальный импульс для развития?
Несмотря на сходство некоторых закрепленных в ФЗ институциональных мер с режимом Особой экономической зоны, новый режим отнюдь не является его копией, завернутой в другую обложку. Он предлагает ряд принципиально новых решений, отвечающих потребностям региональной экономики и наглядно проявившихся за период работы ОЭЗ.
Во-первых, режим ТОР определяет институциональные рамки на долгосрочную перспективу, позволяя осуществлять стратегическое планирование и снижая одни из наиболее острых инвестиционных рисков (складывается впечатление, что именно такое решение долго искали и федеральные власти – по достижении определенности пришел в движение процесс согласования федеральной целевой программы по развитию области).
Во-вторых, закон предусматривает регулирование особых «входных» условий для резидентов ТОР, что дает возможность стимулировать модернизацию предприятий и развивать производства с высокой добавленной стоимостью.
В-третьих, структура управления ТОР позволяет обеспечить постоянную рабочую связь всех уровней управления территорией и ключевых игроков, что придает управленческой схеме системность, гибкость и автономию.
Разумеется, многое будет зависеть от того, какие практические формы примет реализация закона в регионе, насколько успешно удастся адаптировать его к текущим условиям и будущим изменениям в макроэкономической ситуации, встроить в международный правовой контекст. Однако сегодня решение выглядит оптимальным.