1. НИЗКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТОРАТА ЕРОЩЕНКО. НЕВЕРНЫЙ ВЫБОР СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ТЕХНОЛОГАМИ "ЕДИНОЙ РОССИИ". С. Ерощенко начинал кампанию как лидирующий кандидат, рейтинг С. Левченко был критически низок. Исходя из этого технологами была избрана стратегия, основанная на общей низкой явке и априорном предположении, что будет достаточно мобилизовать "своих": консервативных избирателей, а также часть жителей Иркутска, жителей ряда лояльных врио губернатора муниципалитетов и села — в условиях неприхода на участки протестного электората ("сушим явку"). В начале кампании даже начал транслироваться абсурдный тезис о "референдумном характере" кампании.

Эта стратегия не была скорректирована даже перед вторым туром, когда значительная — и растущая — поддержка Левченко была очевидна. В кампании перед вторым туром (в условиях консолидации протеста вокруг Левченко) ставка на трансляцию "реальных дел" и отказ от дебатов стали критическими ошибками: без ярких публичных выступлений мобилизовать "своего" избирателя в полной мере не удалось. Необходимо было сконцентрироваться на очевидных угрозах, которые несет развитию региона избрание губернатора-коммуниста, однако этого сделано не было. "Диалоговый" и вполне позитивный имидж Ерощенко почти не продвигался методами прямой коммуникации кандидата с избирателями, и это также была ошибка. 

2. ГЛОБАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ЛЕВЧЕНКО. САМОПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕВЧЕНКО КАК ПОБЕДИТЕЛЯ, КАМПАНИЯ КАК "ПОБЕДА". С. Левченко практически не вел кампанию до преодоления муниципального фильтра (кстати, с помощью С. Ерощенко — и это пример того, что помощь оппоненту в сборе подписей муниципальных депутатов не является ни страховкой, ни "дорожной картой" лояльности), однако затем стартовал с места в карьер, заявил о победе как единственном возможном результате и о создании вокруг себя большой коалиции. От участия в коалиции сразу же и очень жестко отказалось "Яблоко", но на развитие ситуации это не повлияло (как не повлиял на нее позднее абсурдный и явно невыгодный Левченко скандал с "нападением", например) — напор и решительность стали главными факторами роста электоральной поддержки Левченко. Используя лозунг "победы", Левченко удалось мобилизовать не только традиционный электорат КПРФ, но и всех левых, всех сторонников протеста, всех недовольных властью; результат, полученный им в Иркутске, свидетельствует о том, что его поддержал и городской средний класс. 

3. НЕСКОЛЬКО ЦЕНТРОВ ВЛИЯНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. Еще в период руководства регионом Д.Мезенцева в Иркутской области оформилось несколько центров влияния. Один из них представлял секретарь политсовета «Единой России» — собственник финансово-строительной компании «Новый город», бывший первый заместитель председателя правительства области (при Б.Говорине) А.Битаров. Второй центр был сосредоточен в Законодательном собрании (включал председателя Л.Берлину, вице-спикера Г.Нестеровича, депутата (и бывшего спикера), председателя совета директоров ОАО «Саянскхимпласт» В.Круглова, председателя бюджетного комитета С.Курилова). Третий центр — «иркутские муниципалы»: мэр Иркутска В.Кондрашов и ориентированные на него депутаты городской думы Иркутска, в том числе от «Единой России» (в 2011 г. В.Кондрашов, избранный от КПРФ, вступил в эту партию). 

4. ФРАГМЕНТАЦИЯ ЭЛИТЫ. После долгих лет относительной политической нестабильности, в условиях отсутствия доминирующих игроков (чему объективно препятствует сложная структура экономики и территории региона) для Иркутской области характерен высокий уровень фрагментации элиты. Здесь сложно выявить мощные группы и объединения — скорее речь идет об отдельных фигурах, которые, как правило, связаны с региональными политиками. 

5. УЧАСТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. Прежде всего весьма политизированный характер приобрел в Иркутской области строительный бизнес, особенно тот, который представлен непосредственно в областной столице. Одним из его представителей является теперь уже бывший мэр Иркутска В.Кондрашов (группа «Такота»).Несмотря на потерю позиций в политической сфере, он еще может заявить о себе, например, на думских выборах 2016 г. Другая заметная фигура – А.Битаров (компания «Новый город»),успевший поработать в областном правительстве и руководителем региональной организации «Единой России». Затем он начал утрачивать политические позиции, перешел в «Гражданскую платформу» и является сейчас депутатом Законодательного собрания (эту партию представляет и депутат В.Чеботарев, компания «Гранд-Строй»). К настоящему времени из фракции «Гражданской платформы» А.Битаров вышел. 

Среди «строителей» можно также отметить депутата Законодательного собрания А.Красноштанова («Дом-строй»), депутата городской думы Иркутска В.Ильичева («ВостСибстрой»). В строительном бизнесе работал спикер Законодательного собрания С.Брилка (ныне возглавляет правление Саморегулируемой организации строителей Байкальского региона). Руководителем строительной компании много лет являлся новый мэр Ангарска С.Петров. Торговый бизнес в политической сфере представлен Н.Чекотовой, депутатом Законодательного собрания от «Единой России» (ранее – от ЛДПР), которая является главой крупного холдинга ООО «Фортуна». Стоит также отметить группу компаний «МЕТТЕМ». В Законодательном собрании представлен А.Чернышев — член ее совета директоров. Таким образом, именно для местной бизнес-среды наиболее характерно стремление к получению депутатских мандатов и лоббированию своих интересов. 

Есть в области и очень опытные представители деловой элиты, своеобразные тяжеловесы. Среди них председатель совета директоров «Саянскхимпласта» В.Круглов, бывший спикер Законодательного собрания (как раз в период борьбы с А.Тишаниным), в свое время имевший губернаторские амбиции. Еще один опытный региональный депутат И.Гринберг, бывший генеральный директор Иркутского алюминиевого завода является председателем совета директоров нового предприятия — НПО «Химико-металлургическая компания» (Черемхово) и по совместительству первым заместителем секретаря политсовета «Единой России». 

Наконец, к числу заметных игроков относится Иркутская нефтяная компания (ИНК). ИНК занимается реализацией проекта по строительству газохимического комплекса. В Законодательном собрании области представлена М.Седых, генеральный директор ИНК, депутат от «Единой России». Она возглавляет рейтинг депутатов регионального парламента по уровню доходов. 

Ситуация в региональном бизнесе представляла очевидную проблему для С.Ерощенко. Существовали трудности в отношениях С.Ерощенко с такими фигурами, как А.Битаров и В.Круглов. В то же время С.Ерощенко стремился урегулировать эти отношения. 

6. ПОЛИЦЕНТРИЗМ ТЕРРИТОРИИ. Иркутская область – уникальный регион России с диверсифицированной экономикой. Она играет ключевые роли в цветной металлургии и лесной промышленности страны. Постепенно растет роль Иркутской области в топливно-энергетическом комплексе, который задает совершенно новую стратегическую перспективу. В масштабах страны большое значение имеют производимые в области алюминий (34% производимого в стране), целлюлоза (30%), синтетические смолы и пластмассы (53%), круглый лес (17%) и пиломатериалы (10%). Здесь также имеется значительная добыча угля и переработка нефти, крупное авиационное производство. Все это неизбежно ведет к тому, что регион оказывается в центре постоянного внимания влиятельных федеральных бизнес-элит. При очевидном стремлении акцентировать местную идентичность региональная элита обречена на тесное сотрудничество с федеральными ФПГ. 

Специфической характеристикой региона является и его полицентризм, который наряду с диверсификацией и территориальным рассредоточением экономики затрудняет создание здесь жесткой властной вертикали. Основная часть промышленного потенциала Приангарья сосредоточена в ведущих городах Иркутской агломерации – Иркутске, Ангарске и Шелехове, а также в находящихся на севере области Братске и Усть-Илимске. Братск играет роль своеобразной «северной столицы» региона, сочетая крупнейшие производства алюминия и целлюлозно-бумажной продукции. Есть и другие, преимущественно «сырьевые» центры — такие как Железногорск-Илимский (добыча железной руды на Коршуновском ГОКе), золотодобывающая провинция в отдаленном Бодайбинском районе, угольное Черемхово, центры химической промышленности Усолье-Сибирское и Саянск. 

7. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ. В связи со сложной территорией, неравномерным развитием экономики и ее изменчивой динамикой, управленческими проблемами электоральная ситуация в Иркутской области отличается неустойчивостью. Одна из ключевых проблем региона – это низкая явка избирателей. 

Например, на выборах в Государственную Думу в 2011 году область продемонстрировала самый низкий уровень явки по стране – всего 47,2%. На выборах президента в 2012 году Иркутская область показала пятый с конца результат активности избирателей – 56,01%. На выборах Законодательного собрания в 2013 году явка составила лишь 25,29%. Региональные выборы традиционно привлекают меньше избирателей, если они не совмещены с федеральной кампанией. Эта тенденция сказалась и на первом туре прошедших губернаторских выборов. Наиболее проблемными с точки зрения явки являются города Ангарск, Братск, Усть-Илимск, а также Бодайбинский район. Напротив, сельские территории, которые составляли Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, демонстрируют высокий уровень активности (60-70%). На выборах губернатора стоит ожидать явку в диапазоне 30-40%, что является обычным уровнем активности для региональных кампаний в подобных субъектах Федерации. 

Вторая особенность региона – ограниченный уровень поддержки «Единой России». Так, на выборах в Государственную Думу в 2011 году партия получила лишь 34,9% (в Сибирском федеральном округе результат ниже был только в Новосибирской области). Напротив, сильны позиции КПРФ — партия набрала 27,8% (пятый результат по стране). В результате «Единую Россию» в Государственной Думе представляют только два депутата от Иркутской области — А.Романов и С.Тен. КПРФ представлена также двумя депутатами — С.Левченко и Е.Рульковым. 

Проблемными для власти территориями, зонами более развитого оппозиционного голосования устойчиво являются все крупные города, где сосредоточено значительное число избирателей: Иркутск (около 24% избирателей региона), Ангарск и Братск (примерно по 10%). В Усолье-Сибирском и Ангарске сильны позиции ключевых представителей КПРФ в регионе. Усолье-Сибирское – это единственное муниципальное образование, где КПРФ заняла первое место на выборах в Законодательное собрание в 2013 году. КПРФ в этом городе представляет депутат Законодательного собрания, руководитель Усольского свинокомплекса И.Сумароков. Выходцем из Ангарска является депутат Госдумы, избранный губернатор С.Левченко. 

8. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ КОМПАРТИИ В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. На фоне внутриэлитных разногласий и частой смены регионального руководства «Единой России» в Иркутской области начала восстанавливать свои электоральные позиции КПРФ. На региональных выборах в 2013 году она набрала 18,87% голосов, что можно считать достаточно хорошим результатом. Этот результат был хуже, чем на думских выборах, но заметно лучше, чем на предыдущих выборах в Законодательное собрание. В целом позиции КПРФ были к началу губернаторской кампании достаточно сильными. Ни ЛДПР, ни «Справедливая Россия» укорениться в регионе не сумели. 

9. ФАКТОР ЛЕВЧЕНКО. Присутствие в кампании такого опытного игрока как С.Левченко изначально позволяло считать уровень конкуренции достаточно высоким. Левченко – заметный политик, участвовавший во множестве избирательных кампаний. У него уникальный опыт участия в губернаторских выборах. Уже в 1997 году С.Левченко баллотировался на пост губернатора Иркутской области. Тогда он проиграл Б.Говорину, набрав 18,8% голосов. В 2001 году С.Левченко добился масштабного электорального успеха, предопределившего его победу в 2015-м. В первом туре выборов он занял второе место, набрав 23,9% голосов избирателей, а во втором туре получил 45,3% голосов и лишь немного уступил Б.Говорину (47,6%). 

10. КОНТРЭЛИТНАЯ КОАЛИЦИЯ ВОКРУГ ЛЕВЧЕНКО. Одним из ключевых вопросов избирательной кампании была вероятность формирования вокруг С.Левченко контрэлитной коалиции, включающей в свой состав недовольных С.Ерощенко политиков и бизнесменов. Подобная коалиция уже складывалась в 2001 г., когда С.Левченко выступал против Б.Говорина. Кандидат КПРФ заявил о создании коалиции и в ходе прошедшей кампании, в июле 2015 года. Явная поддержка С.Ерощенко федеральным центром и стремление врио губернатора отладить свои отношения с бизнесом не позволили С. Левченко реализовать "коалиционную" стратегию в полной мере. Тем не менее очевидно, что кампания С.Левченко получила непубличную финансовую поддержку периферийных бизнес-элит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: