Лоскутное правительство губернатора Левченко: Битаров, Берлина, Игнатенко
Сергей Левченко шел на выборы под лозунгом борьбы с коррупцией во власти Иркутской области. Он почти открыто обещал сменить кадровый состав правительства региона, поэтому ничего удивительного в начатой чистке первого эшелона региональной исполнительной власти нет.
Исходя из списка назначений, новый губернатор, как грамотный полководец, в первую очередь, занимает ключевые политические и административные точки в правительстве, выполняет обязательства перед партнерами по избирательной кампании, а сложные, требующие знаний и опыта, либо связей и аппаратного веса направления оставляет за действующими чиновниками. К последним можно отнести социальный блок: министерство социального развития, опеки и попечительства и министерство труда и занятости, где пока руководители остались в ранге и.о.
К ключевым для контроля над правительством позициям можно отнести аппарат губернатора, который возглавил Дмитрий Чернышев. Его новый заместитель Андрей Южаков, бывший пресс-секретарь компании «Новый город» Александра Битарова (о нем отдельно и ниже), очевидно возьмет под контроль информационную политику региональной исполнительной власти и ее главный ресурс — договоры на информационное обслуживание со СМИ.
Смена министра строительства и дорожного хозяйства необходима для контроля над самым слабо регулируемым бюджетным кодексом потоком федеральных и областных бюджетных средств. Министерство имущественных отношений важно, чтобы точно понимать ресурсы госимущества, которыми располагает новая региональная власть. В первую очередь это позволит поставить под контроль руководителей ОГУПов, ГУПов, бюджетных организаций, которые как правило являются главным поставщиком человеческих ресурсов для политических акций региональных руководителей (от митингов, до голосований на выборах) и представителей в коммерческих компаний, где область имеет долю.
К кадровым решениям, которые обеспечивают выполнение обязательств перед партнерами, можно отнести в первую очередь назначение исполняющим обязанности первого заместителя губернатора — председателя правительства Александра Битарова — депутата Законодательного собрания области, совладельца Финансово-строительной компании «Новый город». Не секрет, что Александр Битаров, вместе с коллегами-строителями финансировал и поддерживал кампанию Сергея Левченко. Это назначение и общая конфигурация перестановок демонстрируют распределение сфер влияния в новом правительстве. Можно предположить, что строительное лобби намерено получить контроль над экономическим блоком, распределением финансовых потоков из бюджета и информационной политикой, а губернатор оставляет за собой общеполитическое представительство и социальную сферу, где при грамотной информационной политике все успехи можно аккумулировать в образе главы региона, а провалы — переадресовывать федеральному центру. Создается система сдержек и противовесов. В случае конфликта со строительным лобби, либо коррупционных скандалов (а дорожное строительство ими славится), глава региона всегда может публично разорвать отношения с бывшими партнерами. Но это должен быть серьезный конфликт: строительное лобби контролирует информационную политику областного правительства. Однако и губернатор сохраняет контроль над информационной политикой через независимого руководителя своего аппарата.
Первой проверкой на прочность для этого партнерства будет утверждение Александра Битарова через Законодательное собрание области.
С одной стороны в нем традиционное большинство у единороссов. С другой стороны, поддержку Сергею Левченко обеспечивает крайне влиятельный местный политик, бывший председатель ЗС Людмила Берлина. Она вполне может перетянуть на сторону губернатора необходимое количество голосов депутатов. Федеральный центр может вмешаться в голосование и поставить под жесткий контроль большинство, но это только укрепит имидж главы региона. Впрочем, из области приходит информация о том, что новая губернаторская команда сейчас пытается и вовсе инициировать самороспуск текущего состава ЗС, чтобы на волне побед коммунистов на внеочередных выборах сформировать региональный парламент с лояльным большинством.
Отдельно стоит упомянуть и назначение главы аппарата губернатора Дмитрия Чернышева. Пока это так же выглядит как выполнение обязательств но уже перед другими партнерами — бывшими руководителями города Ангарска (третий по численности в области) и Ангарского района Евгением Канухиным и Андреем Козловым, до сих пор сохранившими влияние на местном уровне.
Кроме того, для Сергея Левченко Ангарск — базовый город, здесь бизнес его семьи, поэтому уравновешевание иркутских строителей ангарскими муниципальными чиновниками вполне логично и стоит ожидать других назначений из этого города.
И, наконец, особняком стоит назначение исполняющим обязанности еще одного первого заместителя губернатора Виктора Игнатенко. Ранее он был первым зампредом правительства. Игнатенко, долгое время возглавлявший областной избирком — очень влиятельный в регионе чиновник, его репутация по сравнению со среднестатистическим региональным руководителем практически кристально чиста. Сохранение его в команде выглядит как одновременно демонстрация вдумчивой кадровой политики (мы не рубим сгоряча, оставляем «правильных» с нашей точки зрения чиновников, выгоняем «неправильных») и канал для коммуникации с региональными элитами, не входящими в орбиту влияния нового губернатора.
В целом текущую кадровую политику нового главы Иркутской области можно определить как агрессивную, основанную на договоренностях с партнерами по выборам, но и оставляющую надежды на компромисс если уж не с противниками, так хотя бы с нейтральными группами влияния. Первой проверкой на прочность для команды губернатора будет утверждение Александра Битарова в должности. А вот для политического и информационного блока экзаменом должны стать декабрьские выборы мэра Иркутского района, стратегического наряду с крупными городами, муниципалитета.