Эпоха Ерощенко: бесконфликтность как стратегия
Политическая обстановка накануне выборов губернатора Иркутской области отражает, как в зеркале, расстановку сил в регионе. Выборы пройдут впервые за последние десять лет. Но порой складывается ощущение, что паузы не было: политический процесс выглядит непрерывным.
Чтобы лучше понять происходящее, стоит обратиться к истории. А историю губернаторства в Иркутской области можно смело делить на три этапа. Первый: местный губернатор – конфронтация с федеральным центром. Второй: губернатор-варяг – конфронтация с региональной элитой. Третий: местный губернатор – сотрудничество с федеральным центром – консолидация региональной элиты.
Теперь подробнее. Первый этап – это время управления Иркутской областью местными губернаторами, выбранными населением – сначала Юрием Ножиковым (1994-1997), затем – Борисом Говориным (1997-2005). При Юрии Ножикове формируется региональная политическая и бизнес-элита. Этому способствует внедрение идеологии «регионального патриотизма». Что значил на практике этот патриотизм? Региональная власть и бизнес сопротивлялись всеми возможными способами приходу в экономику федеральных ФПГ, не подпускали к управлению государственными пакетами акций московских чиновников, отстаивали право области на большую часть налогов, собираемых здесь. Такая политика пользовалась поддержкой бизнеса и населения, поскольку перепадало и тем, и другим. В частности, один из результатов политики «регионального патриотизма», проводимой командой Ножикова, это самые низкие тарифы на электроэнергию, которые до сих пор сохраняются в Иркутской области.
Однако жесткое противостояние федеральному центру, на которое Ножиков не боялся идти, в какой-то момент ударило бумерангом по населению. Начали накапливаться долги по зарплате в социальной сфере и промышленности, решить эти проблемы из региона не представлялось возможным. По всей видимости, именно это стало основной причиной добровольной отставки Юрия Ножикова. Хотя, как показывали все последующие опросы, население избирало бы его снова и снова.
Юрий Ножиков ожидал, что после его ухода конфликт области и федерального центра будет завершен. В 1997 году он попытался консолидировать региональную элиту для безболезненной смены губернатора. Своим преемником он назвал Бориса Говорина, на тот момент являвшегося мэром города Иркутска. Первоначально региональная элита пошла на такую консолидацию, против выступил только генеральный директор ОАО «Востсибуголь» Иван Щадов, который выдвинул свою кандидатуру на выборах. Однако он не смог стать альтернативной консолидирующей фигурой.
Между тем Борис Говорин так и не сумел решить противоречия между федерацией и регионом. Эта задача осложнялась еще и многовекторными процессами в экономике. Федеральные ФПГ определялись со своими среднесрочными интересами и стратегиями на будущее, происходил процесс передела собственности. И на каждом этапе региональный бизнес требовал поддержки со стороны губернатора, хотя тот и не имел таких полномочий. В период правления Бориса Говорина большинство крупных предприятий Иркутской области отошли в собственность федеральных ФПГ: БрАЗ (крупнейший алюминиевый завод в России), Иркутскэнерго – РУСАЛу, ИркАЗ, Саянскхимпласт – Ренове, Усть-Илимский ЛПК – Группе Илим, АНХК – ЮКОСу, затем – Роснефти, Иркутский авиазавод – объединенной авиастроительной корпорации и т.д.
Процесс передела собственности и жесткие корпоративные войны заставили региональную элиту идти в политику. То, что прежде было необязательным аксессуаром делового человека – депутатский значок – резко стало жизненной необходимостью. Многие региональные бизнесмены сумели довольно неплохо нарастить свою личную капитализацию за счет политического веса, в результате чего их федеральные бизнес-партнеры посчитали уместным сделать ставки в политической игре. В частности, довольно высокие шансы занять губернаторское кресло после отставки Бориса Говорина имел Виктор Круглов – генеральный директор «Саянскхимпласта» (отошедшего в собственность Реновы), спикер Законодательного Собрания Иркутской области. Помешало одно – отмена прямых выборов губернаторов.
При назначении губернатора в 2005 году мнение Бориса Говорина учтено не было. Возможно, это связано с его отказом следовать политике федерального центра, которая требовала укрупнения регионов и, в частности, присоединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области. Он саботировал процесс, поэтому просто был выведен за скобки. По завершении военной операции в Чечне федеральный центр не желал иметь дел с политиками, которых даже отдаленно можно было заподозрить в сепаратизме либо противопоставлении интересов региона и федерации.
Для Иркутской области наступил довольно сложный период – череда быстро сменяемых губернаторов. 2005-2008 годы – Александр Тишанин (глава ВСЖД, переведенный с Забайкальской железной дороги, креатура Владимира Якунина); 2008-2009 – Игорь Есиповский (на момент назначения губернатором – депутат Госдумы, ранее генеральный директор–президент компании «АвтоВАЗ»); 2009-2012 – Дмитрий Мезенцев (заместитель председателя Совета Федерации, работал с В.В. Путиным в администрации Анатолия Собчака). Главная функция, которую были готовы выполнять эти чиновники – сделать так, чтобы Иркутская область находилась в фарватере федеральной политики и прекратила заниматься «самодеятельностью». Между тем за этот период регион лишился лидирующего положения в Восточной Сибири, утратил управленческие кадры, были закрыты или заморожены многие проекты, прежде значившиеся приоритетными. В их числе – ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале, освоение Ковыктинского ГКМ, Иркутская агломерация и другие. Каждый новый губернатор первым делом отрицал значимость проектов своего предшественника, потом тратил много сил и энергии на разработку собственного проекта и уходил, не успев его реализовать.
У этой печальной истории есть только одно исключение – Сергей Ерощенко довел до конца проекты предшественника, связанные с празднованием 350-летия города Иркутска.
Губернаторская чехарда и оторванность их команд от реалий Иркутской области привели к глобальному управленческому кризису. На момент назначения губернатором Сергея Ерощенко регион не входил ни в одну (!) федеральную целевую программу. Наступил управленческий кризис в муниципалитетах, часто он носил рукотворный характер: буквально одна рокировка Дмитрия Мезенцева, в результате которой мэр Иркутска Александр Якубовский был переведен сенатором в Совет Федерации, а на его место водружен мэр Братска Сергей Серебренников, привела к кризису в двух крупнейших городах – Иркутске и Братске. Коллапс власти также наступил в Ангарске, Усолье-Сибирсом, других городах и районах. Региональное отделение «Единой России», управлявшееся Людмилой Берлиной, а затем Александром Битаровым, теряло авторитет. Население жестко отвечало на невнятную политику области своим отказом участвовать в выборах либо высоким протестным голосованием.
Владимир Путин, только избравшийся на пост президента в 2012 году, одним из первых своих решений утвердил Сергея Ерощенко на пост губернатора Иркутской области. Главная задача, которая была поставлена перед новым главой региона – навести порядок в управлении.
Сегодня можно сказать, что та задача решена и поставлена новая. Период управления областью Сергеем Ерощенко – это третий этап в истории иркутского губернаторства. Он отличается тем, что устранено большинство конфликтов – нет конфронтации между регионом и федеральным центром и, в то же время, удовлетворены интересы области, происходит консолидация региональной элиты.
Начинается этап развития. За три года область вошла во все 20 федеральных целевых программ. Произошла «муниципальная перезагрузка»: сформирована дееспособная, эффективная власть в Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском, других городах, изменена система управления в Иркутске.
О том, что происходит консолидация региональной элиты, свидетельствует формирование команды Сергея Ерощенко: в нее на топовые позиции вошли представители администрации Юрия Ножикова, Бориса Говорина, Дмитрия Мезенцева (в их силе – нынешние первые заместители губернатора Виктор Игнатенко и Николай Слободчиков, замгубернатора Лариса Забродская и другие). О том же свидетельствует список кандидатов в губернаторы. Ни один серьезный политик или бизнесмен не выставил свою кандидатуру в противовес Сергею Ерощенко. Так что в качестве оппонента ему придется иметь дело с традиционным участником губернаторских выборов – членом КПРФ Сергеем Левченко. Также выдвинуты кандидатуры Ларисы Егоровой (Справедливая Россия), Олега Кузнецова (ЛДПР), Артура Пьянова (Гражданская Платформа), Василия Проничева (Патриоты России) и Леонида Карнаухова (Российская партия пенсионеров за справедливость). Не все из них пройдут муниципальный фильтр, некоторые сразу заявили о том, что и пытаться не будут. Не хочется называть этих кандидатов аутсайдерами, но, скорее всего, их участие в выборах – важный этап партийного строительства, не более.
Очевидно, что больше всех в этих выборах заинтересован Сергей Ерощенко, который хотел бы повысить легитимность губернаторской власти. Потому что выборы – это программа развития, диалог с федеральным центром о будущем Иркутской области, постановка проблем и предложение по их решению, консолидация общества и элиты.