Вместо главной «матрешки» — Тюменский край
Депутаты округов так называемых сложносоставных субъектов Федерации выступили недавно с инициативой отмены выборов глав своих регионов, что вызвало ажиотаж. Вероятнее всего, это предложение будет реализовано достаточно быстро. Сегодня "матрешечных" регионов всего два: Тюменская область, куда входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, и Архангельская область с Ненецким автономным округом. История отношений ХМАО и ЯНАО с Тюменской областью перевалила за двадцатилетний рубеж, начавшись сразу же после принятия Конституции и порой приобретая откровенно конфронтационный характер.
В этих спорах округа, как правило, занимали позицию максимального дистанцирования от Тюмени. Мотивов при этом приводилось много, но главное — финансовая состоятельность округов, на фоне куда менее благоприятного финансового состояния Тюменской области. В те времена лозунг «хватит кормить Юг» был популярен среди элиты и населения округов, а некоторые эксперты характеризовали ситуацию как «войну между Севером и Югом». Порой дело доходило до того, что округа пытались бойкотировать выборы в органы власти Тюменской области. В противостоящем Тюмени тандеме «ХМАО-ЯМАО» доминировал Ханты-Мансийск (в силу большей диверсификации экономики и региональной элиты), тогда как Ямал, где влияние тогдашнего премьера Виктора Черномырдина было неоспоримым, проявлял меньшую строптивость.
И вот на фоне былого регионального сепаратизма именно Ханты-Мансийск стал главным инициатором отмены выборов глав округов и передачи части полномочий Тюмени. Схема перезапуска формирования исполнительной власти так ли иначе предполагает усиление губернатора Тюменской области, ибо именно он становится ключевой фигурой в подборе кандидатур, предлагаемых президенту.
Мало у кого вызывает сомнение, что эта инициатива исходит из Кремля. Ее смысл — в необходимости сбалансированности бюджетов в "матрешечных" регионах. Вряд ли это связано с недовольством элиты и общества ХМАО руководства округом нынешним губернатором Натальей Комаровой, хотя оценки, которые дают местные эксперты ее деятельности, сравнивая с временами, когда у руля стоял Александр Филлипенко, явно не пользу Комаровой. Возможно, это обстоятельство и "тормознуло" досрочные выборы в этом году, к которым она стремилась. Тогда как губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву позволили переизбраться, Комаровой и ее коллеге с Ямала Дмитрию Кобылкину в этом было отказано. И вот — отмена выборов.
Часть властной элиты Югры встретила скоропостижные начинания весьма настороженно. После проведенного на днях и лояльного реформе брифинга, на котором, если верить парламентской пресс-службе, присутствовали представители всех региональных политических сил, посыпались опровержения о том, что они не имели полномочий представлять партии. Так, лидер фракции ЛДПР Евгений Марков заявил, что Виктор Аюгов, принявший участие в брифинге — не член партии, а потому не имел право высказываться от имени жириновцев. Нечто похожее было высказано относительно участников от справороссов и коммунистов. Это свидетельствует о том, что всенародный «одобрямс» пока не складывается. Впрочем, вполне возможно, что это только первая реакция, и недовольных может укротить либо федеральное руководство партий, либо влиятельные в регионе финансово-промышленные структуры.
Позиция ведущих представителей бизнеса Югры пока не обозначена, хотя есть неформальные сведения о том, что некоторые их них в частных беседах тоже ропщут. На Ямале все проходит более спокойно, и пока в публичной сфере серьезного недовольства не проявляется.
Предлагаемое новшество состоит в следующем. Тюменский губернатор представляет президенту трех кандидатов, которых, в свою очередь, президент предлагает на утверждение парламенту округа. Одного из них парламентарии наделяют губернаторскими полномочиями. Любопытно, что спикер думы Югры Борис Хохряков, обосновывая новые правила, в качестве главной причины назвал «необходимость укрепления президентской власти». Как ни пытались журналисты выяснить иные обстоятельства, Хохряков переводил все к федеральной проблематике. Создается впечатление, что либо Хохряков чего-то не договаривает, либо просто не знает истинных мотивов нововведений.
В конце ноября должно пройти заседание окружной думы ХМАО. Вероятно, тогда и будут названы истинные причины. Сомневаться в том, что решение будет положительным, особенно не приходится. В пользу этого говорит то, что в конце октября Комарова, Кобылкин и Якушев находились в Москве — видимо, тогда же им было объявлено о принятом решении.
Вероятно, Кремлю надоели долгие бодания между округами и Тюменью, когда федеральному центру приходилось заниматься умиротворением. Сама же новая система, как представляется, ведет к упрощению системы власти в округах, что может снизить внутреннее напряжение.
Но перестройка не будет безболезненной. Многие влиятельные политико-экономические группировки, которые долгое время определяли векторы развития округов, утратят былое могущество и будут вынуждены искать иные пути самореализации в жизни округов, но ожидать их сопротивления кремлевской инициативе не стоит.
Давнее техническое правило: чем сложнее система, тем она менее надежна — вполне применима и к устройству власти. В свое время Кремль принял вполне резонное решение по объединению субъектов Федерации. В результате из семи региональных «матрешек» осталось две. Однако проводить параллели с простотой тех реформаций в нашей истории неуместно. Корякский, Коми-Пермяцкий или Усть-Ордынский АО были слабы во всех отношениях и без особых проблем "упаковались" в более сильные регионы.
Относительно Тюменской области, ХМАО и ЯМАО мы имеем зеркальную ситуацию: богатые уходят в подчинение более бедным. Так или иначе, инициативу по отмене выборов губернаторов Югры и Ямала уместно рассматривать как первый этап слияния сложной конструкцию в одну — Тюменский край.