ХМАО: информационные войны и сырьевые интересы
До выборов губернатора Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) более полутора лет, но в регионе уже началась полномасштабная предвыборная информационная война со всеми присущими ей атрибутами. ХМАО — регион особый, бороться есть за что, а потому и ожесточенность борьбы никого не удивляет. Главный объект атаки – губернатор Наталья Комарова.
Санкционирование Комаровой специального рейса на открытие Олимпиады было очевидной ошибкой и создало большую проблему для ее публичного позиционирования. Прежде всего появление губернаторов в Сочи Кремлем не приветствовалось в принципе. Заявленный как рейс для детей-сирот, этот полет таковым не был: на борту преобладали чиновники. Губернатора обвинили и в демонстративном характере поездки, и в том, что федеральный канал «Россия 2» не случайно упомянул Комарову в репортаже из Сочи. Очевидно, что первые сообщения и комментарии по поводу «олимпийского рейса» были вполне логичной реакцией на ошибку губернатора. Однако сегодня они переросли в масштабную негативную информационную кампанию.
Немного предыстории. Нынешний губернатор ХМАО, Наталья Комарова, сменила Александра Филипенко в 2010 году. Филипенко, находясь во главе региона долгое время, сумел консолидировать разношерстную и строптивую региональную элиту. Тогда мне неоднократно приходилось бывать в регионе, и главной проблемой было противостояние с руководством Тюменской области в его желании подмять округ «под себя».
Тюменская область – «регион-матрешка», в состав которого входят автономные округа: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий. Насыщенные углеводородами округа никогда не горели желанием терять свою самостоятельность и подчиняться Тюмени. Дело доходило даже до того, что во второй половине 90-х и ХМАО, и ЯМАО пытались бойкотировать выборы органов власти Тюменской области. Именно эта борьба за «независимость Ханты-Мансийска от Тюмени» консолидировала видных нефтяников вокруг фигуры Филипенко. Похожая история была и с Нееловым, в ту пору хозяином Ямала. Сейчас острота войны «между Севером и Югом» ослабла, хотя до конца не прекратилась.
Запрос на «местную идентичность» элиты в ХМАО очень силен. Учла ли Наталья Комарова это обстоятельство, неизвестно, но ее ключевые кадровые назначения — с привлечением ямальцев и москвичей — вряд ли пришлись по душе «нефтяным генералам».
Жесткие критики Комаровой высказывают предположения, что упоминание «детской акции» губернатора обошлось примерно в 100 тысяч евро.
Доказательств о коммерческой подоплеке телесюжета не предъявлено до сих пор, но «круги пошли». Кроме местных СМИ, кампания была подхвачена некоторыми московскими экспертами. Другой темой стали обвинения Комаровой в покупке экспертов, причем за весьма солидные суммы. При этом добавляется, что все это происходит в обход администрации губернатора. Не буду ни опровергать, ни подтверждать данное обстоятельство, ибо не владею достоверной информацией, но ставить в упрек действующему губернатору, что ее PR-кампания ведется не чиновниками, находящимися в ее подчинении, а сторонними структурами, — это что-то новое. Обычно (и во многом оправданно) в вину губернаторам и мэрам ставят то, что для раскрутки в СМИ они привлекают своих сотрудников с использованием бюджетных средств. В последнее время акцент в информационной кампании против Комаровой делается на экономических проблемах региона.
Распространена версия, что Комарова развернула борьбу за досрочные выборы и пытается переназначиться в качестве временно исполняющей обязанности губернатора, взяв за пример тактику, схожую с той, что ведет губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Кстати, на недавних торжествах по поводу юбилея Тюменской облдумы «протокольщики» посадили Комарову рядом с Якушевым, что пришлось не по душе тем, кто делал предположения о наличии между ними конфликта.
У информационного противостояния в ХМАО, конечно, есть причины фундаментального характера. Угроза для нефтедобывающего региона заключается в постоянном снижении нефтедобычи. За прошедший год нефтянка недополучила около 5 млн. тонн, что вызывает напряжение в бюджетах и округа, и муниципальных образований. Причина в том, что запасы легкой с точки зрения добычи нефти иссякают, а добывать нефть из трудноизвлекаемых запасов — себе в убыток, ибо слишком велики затраты. Между тем трудноизвлекаемые запасы нефти на месторождениях Западной Сибири эксперты оценивают вплоть до 100 млрд. тонн.
«Хозяйка Югры», как иногда называют Комарову, пытается решить эту проблему через расширение налоговых льгот для добычи проблемной нефти. С этими предложениями она выступала в Минэнерго. Правда, степень их проработанности оставляет желать лучшего. Эта инициатива получила поддержку части региональной элиты. Есть и скептики, утверждающие, что эффект от введения новых льгот будет ощутим лишь через несколько лет, а «нефтяные генералы» попытаются представить обычные запасы нефти как трудноизвлекаемые и добиться налоговой оптимизации. И все же представляется, что если Комарова добьется введения налоговых льгот, то ее репутация в округе приобретет важную для нее сегодня позитивную динамику. Не получится — тогда ее перспективы стать губернатором станут куда менее определенными.
Комарова попыталась найти влиятельных союзников. Так, недавно стало известно, что руководство ХМАО наладило отношения с Геннадием Тимченко, договорившись о сотрудничестве с подконтрольной ему компанией «Стройтрансгаз». Особые отношения губернатора ХМАО с Тимченко не могли не вызвать напряжения в элитах — например, недовольства Эдуарда Худайнатова, бывшего главы «Роснефти» и возможного претендента на пост губернатора, пользующегося поддержкой Игоря Сечина. Впрочем, и других противников у Комаровой немало.
Особенности менталитета избирателей ХМАО для меня очевидны. Там живут состоявшиеся люди, мало подверженные манипуляциям. Впрочем, это свойственно для всех северян. По этой же причине в округе невозможно «подмять» глав муниципальных образований, как это зачастую бывает на Большой земле. Да и привязка муниципальных образований к нефтяным компаниям (например, «ЛУКОЙЛ» — это изначально Лангепас, Урай и Когалым) делает бесперспективными попытки выстроить в округе классическую административную вертикаль.
Хочешь победить — садись договариваться! В нынешней ситуации именно такой договороспособный губернатор востребован в ХМАО, чтобы элита региона и губернатор работали в одной упряжке. Примерно так, как это было при Филипенко. Будет ли это Комарова, ее оппонент Худайнатов или (что маловероятно) вернувшийся Филипенко — вопрос их личной карьеры. Однако очевидно: для развития Ханты-Мансийского АО будущий губернатор должен стать интегратором интересов региональных элит. Если эту модель удастся реализовать, скорее всего, прекратятся и информационные войны.