Миллиарды для Северного Кавказа: почему от них нет эффекта?


Почти 8 млрд рублей из федерального бюджета, выделенные за последние три года на программы развития Северного Кавказа, не принесли ожидаемого эффекта. Из 27 запланированных инвестпроектов в 2017–2018 годах реализовано только девять. Об этом заявили в Счетной палате. В Telegram-каналах в связи с этим появилась волна критических сообщений о работе Минкавказа. Собеседники «РК» подчеркивают, что в федеральном бюджете на 2020–2022 годы на госпрограмму развития регионов СКФО планируется направить 39 млрд рублей и без формирования прозрачной системы контроля эти деньги опять уйдут в никуда.

Претензии Счетной палаты

Счетная палата проанализировала, как были использованы субсидии из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов Северного Кавказа. Выводы аудиторов неутешительны: из 27 запланированных инвестпроектов в 2017–2018 годах реализовано только девять. Создано всего 577 рабочих мест, что не может кардинально изменить ситуацию на рынке труда, учитывая, что в макрорегионе и так в среднем ежегодно создается около 70 тысяч рабочих мест.

С 2017 по 2019 год из федерального бюджета в корпорации развития регионов было направлено 7,9 млрд рублей на реализацию инвестпроектов.

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова при этом подчеркнула, что механизм отбора, финансирования и реализации инвестпроектов недостаточно проработан: он сложен, непрозрачен и сопряжен с коррупционными рисками. «Действующий механизм реализации инвестиционных проектов с привлечением средств федерального бюджета капитализирует акционерные общества субъектов СКФО. При этом федеральные органы не имеют полномочий на участие в управлении их деятельностью. Взаимоотношения между субъектами, акционерными обществами и инвесторами на федеральном уровне детально не урегулированы. В результате это приводит к разному пониманию процедуры предоставления инвестиций и утрате контроля за использованием средств федерального бюджета», – цитирует Орлову пресс-служба Счетной палаты.

Как утверждают в ведомстве, все выводы, сделанные Счетной палатой по итогам анализа, подтвердились в ходе выездной проверки в Северную Осетию: правила отбора инвестпроектов не установлены; порядок инвестирования в негосударственные коммерческие организации не актуализировался с 2004 года, проверка инвестпроектов на предмет эффективности использования средств не проводилась. «В настоящее время в регионе полностью реализованы только два инвестпроекта из пяти, создано всего 73 рабочих места, или 25 % от запланированного количества», – сообщила аудитор.

Присутствовавший на коллегии Счетной палаты министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев пообещал учесть все замечания. Он согласился с тем, что инвестпроекты, в которые вложены средства госпрограммы, не запущены в полном объеме. Однако, по словам Чеботарева, причина не в эффективности использования средств, а в задержке сроков реализации проектов, «на что повлияло множество факторов, которые в первые годы реализации механизма не до конца были оценены».

Аппаратные войны?

После заявления Счетной палаты в Telegram-каналах появилась волна критических комментариев о работе Минкавказа.

Например, авторы канала «Акценты» пеняют на то, что вместо планов по оптимизации деятельности министерство тратится на пиар.

«Например, совсем недавно Минкавказ провел закупку по «развитию комплексного информационного ресурса, посвященного Северо-Кавказскому федеральному округу». Контракт стоимостью 160 млн рублей получило ФГУП «ИТАР-ТАСС». Конкретные виды работ в документах аукциона не раскрываются. Однако можно провести аналогию с предыдущими годами: речь шла, в частности, о «проведении исследовательско-аналитической работы» и «продвижении информационного потока в информационное пространство». В 2016 году Минкавказ потратил на эти цели 68 млн рублей, а в 2017 году – более 159 млн рублей», – замечают блогеры.

«Кремлевский мамковед» считает, что признание неэффективности федеральных инвестиций – это признание неэффективности всего министерства по делам Северного Кавказа.

«И ссылки на то, что механизм финансирования инвестпроектов создали только два года назад, неактуальны. Федеральные власти раз за разом проваливают северокавказские проекты. Ранее точно так же провалилась корпорация «Курорты Северного Кавказа», которая были уличена в средних зарплатах сотрудникам по 200 тысяч и хранении средств на депозитах вместо вложения в развитие туристической инфраструктуры», – пишут авторы.

По мнению канала «Спросите у Расула», до сих пор остается загадкой, для чего нужно было создавать Министерство по делам Северного Кавказа. «Если не учесть основную причину – освоение бюджетных денег», – иронично добавляют блогеры.

Канал «КАК-ТО ВОТ ТАК» утверждает, что Министерство по делам Северного Кавказа считается неэффективным в администрации президента, а разговоры о его расформировании якобы ходят в Кремле регулярно.

«Здесь стоит понимать, что инфоповод о «миллиардах впустую» является частью затяжной аппаратной войны между Кудриным и главой Чечни Кадыровым. Последний замкнул все потоки субсидирования Кавказа на себя через лояльного ему кузена Одеса Байсултанова, который является первым замминистра по делам Северного Кавказа. С самого старта работы Счетной палаты Кудрин предоставил силовикам максимум компромата на Кадырова», – дают свою интерпретацию событий блогеры.

Нужен контроль

Доктор экономических наук, профессор, председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский считает, что причины проблемы с освоением федеральных субсидий заключаются в отсутствии прозрачной системы контроля.

«На мой взгляд, претензии из-за сложившейся ситуации надо предъявлять тем, кто распределял деньги, потому что регионы Северного Кавказа, безусловно, привлекательны с точки зрения размещения инвестиций. Поэтому причины, скорее всего, в том, что проекты были недоработаны, не просчитаны должным образом, а самое главное, не проверены. Тех, кто допустил нецелевое использование этих средств, нужно сурово наказать», – заявил Кричевский.

По его мнению, критика Счетной палаты в адрес Минкавказа вполне справедлива.

«Даже если принять точку зрения руководства Минкавказа, что проблемы не с эффективностью использования средств, а с задержкой сроков реализации инвестпроектов, то кто в этом виноват? Те, кто согласовывал в Москве и на Северном Кавказе. Корни проблемы – в отсутствии прозрачности и контроля. Вместо того чтобы, как говорится, сидеть в полях, просчитывать и поучать тех, кто занимается реализацией проектов, ответственные сидят в Москве и ходят на бизнес-ланчи», – заметил Кричевский.

В свою очередь, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов напомнил, что в федеральном бюджете на 2020–2022 годы на госпрограмму развития регионов СКФО планируется направить 39 млрд рублей.

«Без формирования эффективной системы расходования средств эти деньги опять уйдут в никуда. Мы получим те же проблемы: медленное освоение денежных средств, их неэффективное использование. То есть не будут реализованы те задачи, которые там прописаны», – предупреждает Абзалов.

По его словам, министерству необходимо создать и обновить стратегию развития СКФО в 2020 году, а также повысить эффективность расходования федеральных субсидий: стандартизировать и обновить нормативы распределения средств в рамках инвестпроектов с 2004 года в реалии 2019-го.

«Необходимо определить цели этих инвестпроектов и ужесточить контроль за реализацией тех показателей, которые там представлены. Надо посмотреть, какое количество рабочих мест создается, условно говоря, на 100 или 1000 рублей. То есть посмотреть эффективность производительности этих инвестиций. Если они не очень эффективны, можно придумать другие формы поддержки проектов, которые позволили бы создавать более дешевые для бюджета, но при этом более эффективные и содержательные рабочие места», – рекомендует эксперт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: