Для разрешения конфликтов в сельских школах Дагестана нужны системные меры


Гла­ва Да­ге­ста­на Сер­гей Ме­ли­ков за­явил о нездо­ро­вой тен­ден­ции в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния рес­пуб­ли­ки, «ко­гда ад­ми­ни­стра­ции школ де­ла­ют учеб­ный про­цесс пред­ме­том спе­ку­ля­ции». В селе Ху­бар Каз­бе­ков­ско­го рай­о­на кол­лек­тив по­тре­бо­вал вер­нуть преж­не­го ди­рек­то­ра и на­чал за­ба­стов­ку. По мне­нию Ме­ли­ко­ва, на са­мом деле это мо­жет быть по­пыт­ка дис­кре­ди­ти­ро­вать и сме­нить мест­ную власть.

Такая реакция Меликова, думаю, или никак не повлияет на ситуацию в сельском образовании, или может даже ухудшить ее, потому что здесь идет столкновение общественного и частного интереса. Подоплека этого конфликта заключается даже не столько в школе (школа – это лишь инструмент давления, причем с обеих сторон), сколько в том, что в селе Хубар есть земли, которые в результате определенных манипуляций оказались в собственности районного центра. Когда жители Хубара стали поднимать вопрос по этому поводу, то власти района решили немножко надавить на село через депутатский корпус.

А депутатами в селе становятся либо те, у кого большая семья и много голосов, либо статусные лица – директор школы, председатель колхоза. В данной ситуации директором школы был депутат с большой семьей, дошло до того, что он был вынужден отказать районным властям и уйти из школы. Но в его поддержку начали выступать учителя и другие жители села. И в принципе, вопрос, который можно было решить мирно, спокойно, в рамках правового поля, вышел чуть ли не на федеральный уровень благодаря публикации в Telegram-канале главы республики.

Возможно, Меликов не до конца вник в эту ситуацию, либо прислушался только к одной из сторон. Министр образования Дагестана приезжал в эту школу не раз и подоплеку знает, но, во-первых, учредителями школ значатся муниципальные органы власти, а во-вторых, повторю, проблема здесь связана не столько со школой, сколько с имущественными отношениями.

В целом надо говорить о нездоровой атмосфере в сельском образовании, медицине и так далее. В результате потери контроля и пускания ситуации на самотек там очень быстро начинает процветать семейственность с кланами, группами и коррупционными фактами. Не везде доходит до драк между учителями и директорами, но много конфликтов, взаимных обид и доносов – такая картина примерно в 80% сельских школ Дагестана. К сожалению, так было всегда, против этого нужны системные меры. Регулирование в ручном режиме, как это сейчас делает Меликов, не принесет пользы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: