УВЗ мог бы стать флагманом машиностроения
Создание и развитие индустриальных парков — важнейшее звено реиндустриализации России. Об этом ранее заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В ближайшее время в правительство РФ минпромторг внесет проект постановления, в котором прописан порядок предоставления субсидий управляющим компаниям индустриальных парков. Реализация этих мер станет стимулом для инвесторов по запуску новых проектов, которые в ближайшие 3-5 лет станут одним из ключевых драйверов экономического развития России.
В документе также перечислены инструменты государственной поддержки, которые будут применяться в отношении индустриальных парков.
Кроме того, государство намерено не допустить дальнейшей концентрации парков в ЦФО. Ожидается, что новые индустриальные площадки создадут за Уралом.
На Урале уже обсуждают реализацию обнародованной инициативы. В частности, Уральский федеральный университет (УрФУ) готов координировать развитие регионального рынка интеллектуальной собственности (ИС), которое является одним из условий реиндустриализации уральской промышленности. Потребность как в новых профессионалах, имеющих опыт решения реальных задач, так и в дополнительном образовании сотрудников подтвердил Александр Левин, генеральный директор одного из партнеров УрФУ — Уральского конструкторского бюро вагоностроения, входящего в корпорацию «Уралвагонзавод» (УВЗ). Широкое поле для деятельности здесь, в частности, формирует система управления оборотом ИС, созданная на этом направлении.
Александр Белоусов:
— Восстановление машиностроения — задача, конечно, очень сложная, если не сказать титаническая. Что касается Урала и Свердловской области, то здесь, в частности, существуют две главные проблемы: общественное понимание значимости проблемы и субъекты, обладающие достаточной волей, чтобы довести дело до конца.
Все остальное, включая кадры и деньги, по моему глубокому убеждению, в текущей ситуации имеет вторичное значение. Невозможно взять деньги и без поддержки общества и власти заново сделать машиностроение.
Допустим, деньги появятся. Но если через три года они закончатся и понадобятся дополнительные средства, а общество будет против, что тогда?
Если вспомнить советскую индустриализацию, то именно эти два фактора стали решающими. 10-15 лет назад избирательные кампании здесь проходили под лозунгами «Возродим заводы!», теперь их неслышно. Общество за это время научилось жить без машиностроения, за счет других источников дохода. Зачем ему совершать рывок, когда и так все хорошо?
Екатеринбург превратился в «торговую столицу» Урала, избавившись от заводского наследия, ему это не нужно. Мобилизовать мелкие города – слишком затратно.
Остается УВЗ, он как раз мог бы стать флагманом машиностроения: у него достаточно амбиций, чтобы взяться за «машиностроительную революцию» на Урале. Если на Урале и создавать где-то машиностроительный парк, то, конечно, в Нижнем Тагиле.
Но Евгению Куйвашеву будет непросто будет разобраться в этом вопросе, тем более сделать его приоритетным для себя. Заниматься машиностроением, никогда не работая в этой сфере, чрезвычайно тяжело. В этом плане, не желая никого обидеть, Дубровскому с его заводским стажем за плечами будет гораздо проще, нежели Куйвашеву.
Намерение Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения подготовить новых профессионалов для работы должно быть поддержано со стороны власти соответствующими гарантиями дальнейшего трудоустройства.