Уральские губернаторы потратят на СМИ сотни миллионов


Регионы Уральского федерального округа (УрФО) постепенно снижают расходы на СМИ, исполняя поручение президента Владимира Путина. Региональные власти говорят об общем тренде на оптимизацию и возможном сокращении количества частных СМИ, которые получат субсидии. Эксперты считают, что полностью отключить от финансирования региональные СМИ не удастся, а наблюдатели указывают, что скрытые механизмы поддержки медиа продолжают работать.

О том, что губернаторам необходимо сократить расходы на освещение своей деятельности в СМИ, президент Владимир Путин заявил по итогам конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ), которая состоялась в декабре 2013 года. Тогда он поручил главам регионов до 1 февраля принять меры по оптимизации расходов на информационное освещение деятельности местных властей. Минфин в свою очередь должен предоставлять данные мониторинга оптимизации расходов раз в полгода. Позже, в апреле 2014 года, замминистра связи РФ Алексей Волин заявил, что в ближайшие несколько лет государственные расходы на медиасферу в России сократятся примерно на 15 млрд. рублей: с 78 млрд до 60-65 млрд рублей.

Как рассказала Znak.com директор департамента информполитики свердловского губернатора Мария Картуз, общий тренд на снижение расходов на СМИ есть. «Принципиально общение со СМИ не изменится, но сокращение трат, скорее всего, будет», – отмечает она, не озвучивая конкретных цифр, так как бюджет на 2015 год пока не принят. Источник Znak.com, близкий к правительству, считает, что «сократится либо сумма, либо количество СМИ, получающих поддержку». «Скорее всего, и то, и другое», – предполагает он.

Впрочем, пока цифры, заложенные в проекте свердловского бюджета на 2015 и плановый период 2016-2017 годов, который был внесен в Заксобрание, говорят об обратном. Расходы на СМИ в 2015 году заложены на уровне 555,8 млн рублей, в то время как в 2014 году была запланирована сумма 538,24 млн рублей. Впрочем, если говорить о прогнозе на несколько лет вперед, уменьшение расходов все-таки постепенно происходит. В конце 2013 года правительство региона закладывало на СМИ в 2015 году сумму в 573,19 млн рублей, в 2016 году – 578,41 млн рублей. А согласно новому прогнозу, в 2016 году на СМИ должно быть потрачено 292,4 млн рублей, в 2017 году – 175,2 млн рублей.

В Челябинской области в 2015 году на СМИ потратят гораздо меньше по сравнению со Свердловской областью – 202,5 млн рублей. На субсидии телерадиокомпаниям уйдет 125 млн рублей, электронные СМИ получат 13,5 млн рублей, на периодическую печать и издательства заложено 62 млн рублей. На 2016 и 2017 годы заложены точно такие же суммы по всем категориям. «Есть установка снизить все расходы, связанные с «обслуживанием власти», на 10-15%, и в части, касающейся СМИ, это поручение исполняется», – подчеркнул источник Znak.com в челябинском правительстве. Он уточнил, что теперь в раздел бюджета «Средства массовой информации» включены расходы на организацию и проведение семинаров, фестивалей и других мероприятий.

Меньше всех среди регионов УрФО на СМИ тратит Курганская область. Так, на освещение деятельности органов госвласти посредством телевещания в бюджет на 2015 год заложено 16 млн рублей. По другой статье издательский дом «Новый мир» получит 16,2 млн рублей. На реализацию «мероприятий в сфере СМИ» уйдет еще 3,5 млн рублей, на обеспечение деятельности аппарата комитета по печати и СМИ Курганской области – 6,5 млн. рублей. Как говорится в законопроекте о бюджете, объем бюджетных ассигнований по сравнению с 2014 годом уменьшен на 12,7 млн рублей, «что обусловлено выделением в 2014 году дополнительных средств на информирование населения в период выборов» (в сентябре в Курганской области, в частности, прошли губернаторские выборы).

В Тюменской области в 2015 году на поддержку СМИ выделят 364 млн рублей. Это больше, чем в 2014 году, когда на медиа закладывалось 326 млн рублей, но меньше, чем было в 2013 году, когда было выделено 419 млн рублей. Параметры бюджетов на 2015 год Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, которые традиционно тратят на СМИ больше других регионов УрФО, пока неизвестны. Однако общий тренд на снижение расходов в этих регионах прослеживается. Так, в ЯНАО в 2013 году на СМИ потратили около 2 млрд рублей, а в 2014 было заложено 1,17 млрд рублей. В ХМАО в 2013 году было выделено 991 млн рублей, в 2014 – 848,66 млн рублей.

Источники Znak.com в регионах указывают на различные варианты «скрытого финансирования» СМИ. «Через сайт госзакупок можно проследить финансирование СМИ путем заключения договоров на освещении конкретных мероприятий или сфер деятельности, в том числе речь идет о выпуске спецприложений», – рассказывает один из собеседников Znak.com. Другой собеседник указывает на возможность денежных вливаний через близкие к властям бизнес-структуры.

Эксперты считают, что власти «подсадили СМИ на дотационную иглу», и полностью от нее отказаться медиаменеджеры в ближайшее время не смогут. «Вместе с сокращением финансирования СМИ их зависимость от органов власти уменьшаться не будет», – уверен депутат думы Екатеринбурга, заместитель директора института философии и права УрО РАН Константин Киселев. По его мнению, «в большинстве случаев СМИ разучились зарабатывать сами» и им будет сложно перестроиться, поэтому многие будут готовы выполнять практически тот же объем работы за меньшие деньги. Власти со своей стороны, по словам Киселева, также не являются сторонниками отдаления от подконтрольных им СМИ. «Кремль дает понять, что один из критериев оценки эффективности властей в регионах – мнение общества. А власти понимают, что в некоторых случаях проще запустить телепередачу или выпустить газету, через которые бы транслировалась позитивная повестка, чем работать на местах», – отмечает эксперт.

«Федеральные власти пытаются сделать так, чтобы отношения прессы и государства были более рыночными в ответ на критику о том, что в регионах СМИ зависимы от местных властей. Но полностью отключить медиа от обеспечения не удастся», – настаивает руководитель Центра политической информации Алексей Мухин. Тем не менее, по его мнению, СМИ стоит начать адаптироваться к новым условиям посредством разработки бизнес-планов и оптимизации своей работы вместо развязывания дискуссий о том, насколько методы власти по сокращению финансирования своевременны и эффективны.

 Znak.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: