Скандал в Челябинске: почему карнавалу нужны правила
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский потребовал разобраться с обстоятельствами и причинами инцидента на фестивале красок. В соцсетях появились видеозаписи, на которых несколько десятков подростков, окружив полицейскую машину, выкрикивают нецензурные выражения, пинают автомобиль и кидают в него краску, сообщает «Интерфакс». Как пишет «URA.RU» , при этом дети скандировали «АУЕ», что на тюремном жаргоне означает «арестансткий уклад един».
Мы не можем высказывать ничего, кроме версий того, как это произошло, и кто виноват в том, что это произошло. То, что дети чем-то недовольны, это нормально, это пубертат. Вопрос в том, что там громко звучала уголовная идеология и нападки на систему власти как таковую – это «АУЕ». Я могу анализировать те версии, которые высказывались в разных вариантах в СМИ и социальных сетях.
Там звучали обвинения в адрес РПЦ и кого угодно. Версия, которая мне кажется наиболее актуальной, — на самом деле это дикая недоработка организаторов праздника. Они вели агитацию через социальные сети, крайне безграмотно пользуясь механизмом социальных сетей. В результате там могло появиться огромное количество детей, у меня лично там был сын. Я его спокойно туда отпустил, видя, как по всей стране проходят эти праздники, полагая, что люди там просто будут кидаться красками.
Нужно понимать, что это элемент такой бахтинско-карнавальной культуры, которая необходима в любом обществе для выплеска молодой пубертатной энергии. Это абсолютно нормальное явление: покидались бы помидорами, красками, конфетами, выплеснули энергию, и все. Для социального здоровья общества это необходимо, потому что если не давать молодежи выплескивать в подобных явлениях свою избыточную энергию, то они начнут все взрывать. Это описано у Дюркгейма, и у Вебера, кстати, тоже.
Возвращаюсь к вопросу организации праздника. Это только мое мнение, но боюсь, что агитация была организована в очень определенных социальных сетях, с которыми организаторы не умеют работать.
Условно говоря, либо ты зачерпываешь, и знаешь, что зачерпнешь, либо ты просто черпаешь, а там уже, кто пойдет. Организаторы могли нарваться на такую ситуацию – они не знали, кто к ним придет. То, что криминальные группы у нас есть, это совершенно очевидно. Вообще сама культура криминалитета, к сожалению, у нас очень развита. Мы же все прекрасно понимаем, что полстраны сидело, а полстраны сторожило. Но аббревиатуру «АУЕ» я услышал в первый раз, и мой сын, который туда пошел, тоже ее услышал впервые. Он эту аббревиатуру не понял, но понял, что оттуда надо уходить.
Это не против какого-то конкретного государства, это за уголовные законы, за жизнь на зоне. В данном случае меня пугает, прежде всего, именно то, что здесь прозвучала какая-то ситуация с ориентацией на ценности не государственные — они могут быть разные: либеральные, традиционалистские и т.д., — а есть правила зоны. Вот это, наверно, одна из страшных угроз для России, которая там прозвучала. На самом деле, видимо, такая социальная группа — очень крупная — существует. Но она никогда не проявляла себя настолько ярко, настолько агрессивно. Я не думаю, что она могла проявить себя таковым образом без чьей-то поддержки. Вопрос в том, чья эта поддержка.
На мой взгляд, здесь имеет место общая системная недоработка. Но еще раз подчеркну – подобные праздники абсолютно необходимы. Я не знаю, как они будут называться, я не вижу здесь никакой религии. И не нужно придавать этому какое-то значение. В мире существует огромное количество подобных праздников выплескивания молодежной энергии. Нужно давать ей выплескиваться в совершенно легальном развлекательном стиле, карнавальном. Это естественно и нормально. Зачем мы ходим на рок-концерты? Зачем люди ехали на Вудсток? Все то же самое. Логика там очень простая, и не нужно ничего выдумывать, к этому не нужно никакой идеологии. Но для этого нужно очень давнее и верное правило, которое было придумано в Венеции. Для Бахтина образцом было что? Венецианский карнавал. Кто полностью контролировал то, как проводится Венецианский карнавал?
Да, на нем все переворачивается – король становится нищим, а нищий становится королем. Пожалуйста, это разрешено, но это не значит, что карнавал без правил. Такое выплескивание энергии нужно людям, но все должно проходить под контролем муниципальной власти и никакой другой. Здесь не нужна государственная власть, это совершенно принципиальная вещь. Нельзя из империи, из Рима руководить сатурналиями в каком-нибудь Эфесе. На самом деле эфесское общество должно сказать, что сегодня мы готовы дать нашим детям повеселиться, покидать в друг друга красками, помидорами, конфетами, чем угодно, но в рамках наших правил. Вот этого не было сделано. Но это не значит, что этого не было только в Челябинске.
Я боюсь, этого не было ни в одном городе, а в Челябинске это просто прорвалось. Я думаю, что вывод из произошедшего должен быть сделан не на уровне Челябинской области, а на уровне Российской Федерации. Проведение подобные праздников, которые, на мой взгляд, необходимы, во всех городах должно проходить под контролем властей. Но здесь главное – не формализовать это. Если чиновники, которые за это возьмутся, будут вести себя как чиновники, и превратят это все в «сухарь», то люди туда не пойдут. Тогда они пойдут куда? На самом деле, они пойдут к Навальному.
Вот там-то им предлагают веселиться по полной, их там никто не ограничивают. Если мы не хотим, чтобы молодежь пошли в антигосударственную, в антиобщественную политику, мы должны предоставить им возможность играть в свои игры, отдыхать, веселиться, и тут не должно быть никаких партийных флагов.
Очевидно, что это проблема молодежной политики. Это тот недостаток, который вскрылся 26 марта, когда молодежь вышла на митинги. Если мы не предоставим молодежи адекватные, внеполитические способы выплескивания энергии, проявления совместной эмпатии (именно эмпатии: они хотят друг друга любить, обниматься и верить, что солнце самое главное в этом мире, и это нормально), то мы получим социальный взрыв. У нас нет организованной системы работы с молодежью, выплескивания молодежной энергии в каких-то карнавалах, праздниках, у нас плохо читали Бахтина.