Новая структура Натальи Котовой: как изменится городское управление Челябинска
Главная предновогодняя интрига Челябинска (да и всей области) – это проект новой структуры администрации областного центра, который мэр Наталья Котова представит 17 декабря депутатам гордумы.
Ни у кого не возникает сомнений, что проект будет принят максимум с какими-то декоративными поправками. Интересно тем не менее, что произойдет. Сокращение или расширение? Упрощение или усложнение? Короче, изменится ли система институционально? Ведь изменения назрели, это понятно всем.
Структура мэрии серьезно не менялась с 2005 года. В конце прошлого года после «мусорного коллапса» принесли ритуальную жертву – уволили одного из двух первых замов. Обязанности перераспределили. Ставка сократилась. И все.
В остальном с 2005 года аппарат в точном соответствии с законом Паркинсона только разрастался вглубь путем добавления ставок совершенно необходимых неких «экспертов администрации».
Резкое снижение уровня одобрения работы городских властей, фиксируемое социологами и в конечном счете вызвавшее отставки двух глав города за полгода, показало, что проблема не столько в конкретных лицах, сколько носит явно структурный и комплексный характер. При этом институционально-структурная перестройка — лишь одно из звеньев цепи. Изменение структуры администрации связано прежде всего с ценностной и коммуникативной перестройкой, проводимой в области губернатором Алексеем Текслером.
Так уж случилось, что с 1990-х смысл муниципальной, да и государственной службы многими воспринимался как растаскивание всего и вся. От подрядов на строительство и ремонт до ларьков и парковок. Постепенно подобные целевые установки во многих муниципалитетах создали системы, служившие исключительно интересам самих чиновников, депутатов и аффилированных ими фирм.
Логика недопустимости подобных подходов была максимально жестко обозначена губернатором Алексеем Текслером на первом же публичном выступлении в Законодательном собрании: «Хватит дербанить бюджет». Именно эту установку последовательно реализует Наталья Котова с момента своего назначения и. о. главы города.
Вскрытие всех этих мутных – с явными подозрениями на коррупционность – схем со сдачей переходов в аренду, ларьками, землеотводами, конкурсами с заранее понятными результатами. Череда увольнений чиновников, к которым, по мнению большинства экспертов, у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы, аналогичные поставленными перед экс-мэром и вице-губернатором Евгением Тефтелевым. Установка на предельную открытость процедур. Именно так строится здание проектной администрации, настроенной на открытую и ответственную работу.
Каким образом это скажется на новой структуре городского управления?
В первую очередь ликвидацией излишних, дублирующих и «прокладочных» отделов и управлений, позволяющих дробить, перекладывать ответственность, а то и скрываться от нее. В определенной мере это продолжение уже проводимой Котовой оптимизации.
Сокращение излишнего дробления функционала и обязанностей, естественно, приведет к росту зон ответственности оставшихся элементов структуры администрации. Это повлечет за собой некоторое упрощение структуры, увеличит ее прозрачность и в конечном счете управляемость.
Важнейший месседж Текслера, реализуемый Котовой, – установка на открытый диалог с обществом и построение работы с ориентацией на актуальные запросы граждан (в частности в соцсетях) по предельно широкому кругу вопросов. Запрос обратной связи и реагирование на нее – вот вызовы сегодняшнего дня для новой администрации Челябинска.
Но это направление потенциально может вызвать кажущуюся необходимость в новых структурных единицах: от отделов до новых вице-мэров. В частности, обсуждается вопрос о введении должности вице- по урбанистике или по благоустройству. Но, думаю, победит формулировка «заместитель главы города по городской среде».
Курс на открытость неизбежно усиливает информационно-аналитические и коммуникационные трудозатраты городской администрации. По этим направлениям можно ожидать создания новых рабочих мест.
Таким образом, тенденция к сокращению и оптимизации в значительной степени нивелируется тенденцией к созданию новых структур, способных отвечать на современные вызовы. Думаю, челябинцев ждет не резкое количественное сокращение аппарата и структурных единиц, но эволюционное и институциональное, качественное обновление структуры и смыслов работы городской администрации.