Как проходила агитация на выборах губернаторов в УрФО в 2014 году
«12 сентября – последний день разрешенной агитации, после которого наступит «день тишины» и, собственно, день выборов. И хотя итоги выборных кампаний давно уже известны и никто не сомневается в победе врио с подавляющим перевесом, агитация главных кандидатов и общий ход выборов были весьма любопытными. О кампаниях Якушева, Дубровского и Кокорина и пойдет речь дальше». О том, как Якушев разговаривал с населением ХМАО и ЯНАО, что из этого выйдет, как сработали пиарщики Дубровского, и сколько наобещал жителям Курганской области Кокорин – сегодня итоги работы команд претендентов на высокопоставленные должности (частным видением из Екатеринбурга) подводит известный уральский политолог Александр Белоусов.
Главные риски для будущих губернаторов
Во всех трех регионах при отсутствии реальных конкурентов были факторы риска для основных претендентов. Причем во всех случаях они связаны с внутренними противоречиями, потенциальными элитными конфликтами, которые в былые годы могли стать причиной конкурентной борьбы.
В Тюменской области фактором риска были сложности, связанные с устройством сложносоставного субъекта РФ. Это первые открытые выборы за последние 10 лет, и представлялось весьма сложным объяснить жителям АО, почему они должны голосовать за Якушева «при живых-то» губернаторах, которого тем более они и в глаза-то никогда и не видели. Вторым фактором могла стать демотивация Комаровой и Кобылкина в связи с тем, что Якушеву было позволено избраться досрочно, а им нет. Речь, конечно, не идет о каком-либо открытом недовольстве, а лишь об отсутствии задора в агитации на территории АО.
В итоге на работу с северными территориями был сделан особый акцент в штабе Якушева: было много визитов, совместных заявлений и выступлений, агитации лидеров общественного мнения. В качестве PR-сопровождения населению рекламировалась программа «Сотрудничество», в рамках которой рассказывалось, что, где и когда будет сделано для жителей АО из бюджета совместной программы. Однако было изначально понятно, что за 2-3 месяца в условиях летних отпусков разъяснить особенности федеративного устройства области будет непросто, пусть даже она выражена в элементарной формуле «Равенство. Уважение. Партнерство» (плакаты с таким слоганом распространялись в АО). Населению АО по большей части эти выборы интересными не стали, да этого и не требовалось.
В Челябинской области риски были связаны с внезапной отставкой Юревича. Саботаж элит в этом случае был бы вполне естественным явлением. Плюс, к тому же, выходец из Магнитогорска, с которым у Челябинска идет постоянное соперничество, мог иметь сложности в общении с южноуральской столичной аудиторией. Это опасение, кстати, частично подтвердилось в ходе встречи Дубровского с блоггерами, на которую пришло менее половины приглашенного состава. Проблему удалось решить путем отвлечения «юревичевских»: была проведена муниципальная реформа, и выборы в районные советы заняли все их силы.
Кампания в Курганской области вообще грозила пройти по конфликтному сценарию. Факторов риска здесь было больше, чем где-либо еще. Это и позиция коммунистов, придерживающихся принципиальной точки зрения, и наличие групп интересов недовольных назначением Кокорина, и его шадринское происхождение. Плюс, нашелся серьезный кандидат – Иван Евгенов, одно время работавший заместителем Богомолова. Однако звезды не сложились, а из Евгенова вышел «пшик»: кампанию он провел довольно слабую, и рассчитывать на конкуренцию с Кокориным ему не приходится.
Агитационные кампании
Губернаторские кампании 2014 года по всей России ведутся довольно слабо. Многие губернаторы в отсутствие конкуренции предпочли не тратить свои деньги и время. Часть из них открыто заявляет об этом, не везде даже созданы полноценные штабы, далеко не всегда можно было встретить программы. УрФО стал в этом отношении приятным исключением. И.о. губернаторов не пожалели ресурсов и усилий для укрепления за счет выборов собственной репутации. Впрочем, нужно отметить, что о Дубровском и Кокорине еще полгода назад в своих регионах почти никто не знал, и им необходимо было поднимать свою узнаваемость. То же касается и Якушева: в АО его узнаваемость также явно не была заоблачной, и нужно было что-то делать с этим.
Борис Дубровский
Дубровский пошел на выборы со слоганом «Работать и побеждать!». Сравнивать слоганы – дело неблагодарное, однако мое субъективное мнение, что в УрФО это был лучший губернаторский слоган. Он одновременно содержит и рациональную, и эмоциональную составляющую, стилистически безупречно выдержан, содержит побудительный мотив. «Работать и побеждать!» звучит эпично, по-уральски. Под таким слоганом мог бы выбираться Ельцин, Сумин, Россель. Впрочем, это не значит, что слоганы Якушева и Кокорина были менее эффективны.
Свой имидж Дубровский строил как имидж жесткого руководителя и «крутого мужика», что для промышленного Южного Урала и для самого Дубровского вполне естественно. Отсюда множество совещаний с выволочками в адрес чиновников, в том числе и в адрес сити-менеджера Челябинска Сергея Давыдова. В рамках образа «крутого мужика» Дубровский тягал гирю, внедряя сдачу норм ГТО. В штабе отказались от использования литературно-музыкальных коннотаций фамилии и.о. губернатора даже несмотря на то, что не так давно была премьера фильма «Дубровский».
В регионе насчитали 4 выхода агитационной газеты тиражом 1,5 миллиона экземпляров, что уже само по себе неплохо. Правда, оценка его кампании в 8-9 млн рублей явно занижена. Что же касается штаба общественной поддержки Дубровского, то он, похоже, оказался мыльным пузырем, уж больно раздуты его производственные показатели: 500 лидеров общественного мнения охватили за время кампании 900 тысяч человек. С трудом верится, что один человек обработал лично по 2 тысячи человек в летний период. Встречи на бумаге – обычная «болезнь» такого рода общественных штабов, чья основная деятельность заключается в составлении отчетов.
Ну и, конечно, выборная кампания Дубровского запомнится вирусными роликами в YouTube, направленными на повышение явки. В первом из них хоккеиста Евгения Кузнецова попросили нецензурным образом подтвердить подлинность намерений пойти на выборы. Во втором, выполненном в любительской стилистике, под разговоры водителя о дне голосования видеофиксатор снимает сцену конфликта на дороге с участием мультяшных персонажей. В похожем на него третьем ролике видеофиксатору посчастливилось запечатлеть эпизод с сексом под открытым небом. Более или менее удачным следует считать второй ролик, выполненный с изрядной долей иронии. Первый же и третий – за пределами всех этических норм, что еще долго будут вспоминать в администрации Дубровского, хоть она и открещивается от них.
Алексей Кокорин
Избирательная кампания Кокорина ведется под слоганом «Человек. Порядок. Инвестиции», и она самая рациональная из всех. Предвыборный штаб сконцентрировался на донесении до избирателей программных тезисов, а сам Кокорин демонстрировал начало их реализации. Общий посыл – придать стимул развитию Курганской области, вдохнуть в нее новую жизнь. Запрос на изменения в Курганской области в силу ее нелучшего экономического развития среди населения очень высок. Поэтому акцент в кампании был сделан на events, которых было достаточно много: Шадринский форум; соглашение о строительстве ТЦ Metro; заключено соглашение с «Газпромом»; согласовано с президентом решение о строительстве транспортно-логистического центра для товаров из Азии; расширение местного аэропорта; строительство животноводческих комплексов и завода по производству китайских машин и др.
Врио губернатора Курганской области Алексей Кокорин
Программа Кокорина выполнена в формате «магия цифр»: 20 тысяч рабочих мест, 500 спортивных сооружений, 50 миллиардов на модернизацию медицины и т.д. Наиболее вызывающе из всех предложений Кокорина звучало убрать 100% свалок, а также снизить тарифы на энергоресурсы. Электорату было предложено принять участие в обсуждении программы и планов Кокорина, в том числе и в сети Интернет, для чего был создан специальный сайт.
Свой характер Кокорин продемонстрировал вначале жесткой позицией к главе Шумихинского района, попавшему в ДТП, а затем сев за штурвал самолета. Ну и кульминацией кампании стала встреча с главой государства Владимиром Путиным, на которой обсуждалось строительство упомянутого логистического центра. Впрочем, причиной того, что из всех выбираемых глав субъектов УрФО встреча с Путиным в агитационный период состоялась только у Кокорина, говорит, по всей видимости, что ему как главе не самого сильного региона больше всего такая встреча и была нужна.
Владимир Якушев
Кампания Якушева начиналась с двух основных направлений: агитации в ХМАО и ЯНАО и закрепления собственного авторитета. Последнее, судя по всему, было главной задачей тюменского губернатора «на северах»: не просто провести выборы, а провести выборы «на отлично», так, чтобы закрепить свою и без того высокую репутацию в глазах федерального центра. Поэтому мы видели Якушева в окружении персон федерального значения, чье количество иногда было весьма немалым, как, например, на фестивале в Тобольске, где одновременно были Хворостовский – на сцене, и в зрительном зале – Астахов.
Однако же это не уберегло Якушева от скандала, связанного со снятием кандидата от КПРФ Павла Дорохина. Происшествие явно не на пользу Якушеву, а потому и снятие Дорохина также было не в интересах Якушева. Никому не известный в области кандидат благодаря этой истории получил раскрутку и теперь даже может претендовать на одномандатный округ в Госдуме: даже если он его не выиграет, в любом случае поднимет общепартийный результат КПРФ по области. Якушев стал жертвой принципиальной федеральной позиции: всех, кто скрыл судимость, снимаем. Об этом свидетельствует судебная практика в Верховном суде, где в этот раз рассматривалось немало таких дел. Да и личная позиция Чурова тоже что-то да значит.
Кампания Якушева в АО носила весьма хороший академический характер и состояла главным образом из зональных визитов в сопровождении губернатора и лидеров общественного мнения. На большее Якушев рассчитывать на чужой территории и не мог, впрочем, излишняя агитация тоже была ни к чему. Основной вопрос на северных территориях – это вопрос явки, и он частично решается с помощью досрочного голосования. И если в ЯНАО с результатом и явкой все, как обычно, предопределено, то в ХМАО остается место для сюрпризов, поскольку предсказать поведение протестно настроенных избирателей в Ханты-Мансийске и Сургуте до конца невозможно даже с учетом всех административных возможностей Комаровой, которая, конечно же, за год до своих собственных выборов заинтересована в полной электоральной управляемости территории.
Врио губернатора Тюменской области Владимир Якушев
Что ярко выделило избирательную кампанию Якушева на фоне двух других уральских и.о., так это проект, ориентированный на молодежь, под кодовым названием «Якушев. Я доверяю». Сделан в современном московском стиле а-ля Навальный-2013. В его рамках сделана лаунж-зона в Тюмени, подготовлен автобус для агитации в городах юга Тюменской области. И автобус, и лаунж-зона представляют из себя современные презентационные комплексы с мультимедиа, наружной рекламой, грамотно подготовленными агитаторами-промоутерами. Вместе с распространением агитационных месседжей избирателям предлагается интерактивная Инстафета: сделать фотографии с рекламными плакатами и выложить их с хэштегами #якушевдоверяю. Более подробную информацию об этом проекте можно найти на сделанном под данный проект сайте. В целом высокий уровень выполнения проекта призван создать ощущение у студентов причастности к некоей столичности, повышая оценку текущего состояния дел в области.
Что же касается слогана «Я доверяю», то он, по сути, является квинтэссенцией референдумного типа выборов, когда на повестке как раз и стоит вопрос о доверии. На юге области Якушеву на самом деле нет необходимости что-либо доказывать, поскольку за 9 лет работы ему удалось сохранить динамику позитивных изменений, начатых при Собянине, и значительно ее возрастить.
Резюме
УрФО является прекрасным примером, когда при формальных электоральных процедурах кандидатам удается сделать что-то интересное. У каждого из них это получалось по-своему: у Дубровского путем задействования «уральской харизмы», у Кокорина – за счет продуцирования множества событий, способных изменить жизнь региона, у Якушева – при использовании новейших политтехнологий по работе с молодежью. Интенсивность же кампаний референдумного типа соответствовала поставленным задачам. А потому вне зависимости от результата, который для всех предсказуем, УрФО показал, что губернаторские выборы на Урале проводить не разучились.