Кадры для индустриальных парков: настройка
В целом любые инициативы, направленные на развитие индустриальных парков и расширение их географии, можно оценить положительно. Парки — один из самых эффективных инструментов развития региональной экономики, при условии наличия политической воли у руководства региона, грамотной политики продвижения конкурентных преимуществ и собственно присутствии самих преимуществ.
У Сибири и Дальнего Востока есть ряд сильных сторон: мощная индустриальная база, традиции промышленного развития, энергетические мощности и т.д. Есть и свои слабости, которые препятствуют развитию индустриальных парков: отрицательная миграция, которая создает проблемы и с точки зрения кадрового обеспечения производств и с точки зрения сбыта продукции.
Нужно понимать, что создание индустриального парка не самоцель — он нужен для привлечения инвесторов и создания новых производств. Производители идут в регионы либо ради рынков сбыта, либо ради снижения издержек (транспортных, затрат на электроэнергию и т.д. — в зависимости от специфики бизнеса). И текущая диспропорция появилась не из пустоты: если у вас 80% рынка сбыта, 80% кадровых ресурсов находятся в европейской части страны, транспортное плечо для поставок комплектующих и расходных материалов на 80% короче, то и 80% производств будет находиться здесь, а не за Уралом. В этой связи кадровая проблема становится одним из главных сдерживающих факторов для развития индустриальных парков в Сибири.
Любой инвестор хочет видеть как текущую ситуацию с кадрами, так и ее будущее развитие. А в этом плане тенденция с кадрами за Уралом не очень хорошая: высококвалифицированные специалисты либо уже переехали в европейскую часть страны, либо трудоустроены, и менять работу вряд ли захотят. Реальным выходом может стать переобучение кадров, хотя не нужно ждать от него решения всех проблем: качество кадров для переобучения за редкими исключениями вызывает серьезные сомнения. Но в ситуации кадрового голода нужно использовать любые возможности.
Поэтому прозвучавшую недавно инициативу Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения о переподготовке кадров для индустриальных парков можно только приветствовать. Пусть на настройку системы обучения уйдет несколько лет, пусть далеко не все прошедшие переобучение будут полностью соответствовать профессиональным требованиям, важнее с чего-то начать, дать процессу импульс и создать положительный пример для других.
Однако не меньше чем кадровый голод, стопором для развития индустриальных парков является отсутствие политической воли у многих руководителей регионов: тема развития индустриальных парков существует уже многие годы, а успешных парковых проектов в Сибири единицы, хотя они есть. Есть серьезные вопросы и к политике продвижения парков. Для любого индустриального парка вопрос маркетинга и PR стоит на одном уровне со строительством инженерной инфраструктуры и организацией подъездов к территории парка. Какой смысл класть трубы и асфальтировать площадку, если инвестор про ваш парк ничего не знает? А качество маркетинговой политики иллюстрирует один небольшой пример. Недавно один российский портал формировал базу индустриальных парков. Информацию о себе прислали в лучшем случае один из десяти. Половина просто проигнорировала запрос о предоставлении информации, а примерно пятую часть не удалось разыскать: не нашлось ни сайта, ни телефонов, ни адресов.
В этой ситуации инициативы Минпромторга выглядят скорее отчаянной попыткой заставить развиваться индустриальные парки, особенно за Уралом. Не нужно ждать чудес, хорошо, если налоговыми и иными послаблениями воспользуется хотя бы та самая десятая часть парков, о которой речь шла выше. Но даже если это произойдет, их развитие станет одним из драйверов роста для многих регионов, а значит, все льготы государства дадут свой долгосрочный экономический эффект.