Гартунг против Литовченко: опасная ставка на конфликт
Кампания у депутата Госдумы Валерия Гартунга в Челябинской области началась с конфликта – в марте этого года были заявления по поводу утечек личных данных в социальные сети на прошлых выборах в 2015 году. Гартунг обвинял в этом тогдашнего вице-губернатора Челябинской области, который якобы был к этому причастен – Ивана Сеничева. Эта позиция на привлечение внимания, на определенные скандалы – одна из самых эффективных избирательных технологий. Когда есть конфликт, борьба, это всегда интересно людям. Есть ряд классических сюжетов и сценариев избирательных кампаний. Один из них, когда сильный лидер борется с противниками, которые гораздо сильнее его, и они олицетворяют собой большую систему, власть. И любой конфликт в таком сценарии сводится к тому, что власть представляется как некий «монстр», который может позволить себе какие-то незаконные, непорядочные вещи, и есть один борец с этим «монстром». Это один из элементов кампании Гартунга.
При этом сама по себе фигура Гартунга весьма неоднозначная, и даже журналистское сообщество позволяет себе определенные выпады в его адрес. В конфликте с Ura.ru есть попытка определенным образом связать СМИ с тем самым «монстром», о котором я говорил выше. На мой взгляд, это просто избирательная технология, которая позволяет Гартунгу сохранять образ борца, который всегда идет против течения, против властей всех уровней.
Гартунг – сильный дебатер. Конфликты, скандалы, отстаивание своей позиции – это его сильная сторона, и конечно, он будет показывать себя в этом ключе. У него и раньше были громкие кампании, стиль не изменился, но нынешняя кампания для него самая важная за последние пять лет, поэтому его заявления, инициативы сильнее раскручиваются. Он по классическому сюжету нападает на более сильную политическую фигуру — на Дубровского, чтобы показать, что он такой герой, который борется с крупным соперником. Все это в рамках его избирательной стратегии, и я не удивлюсь, что и дальше будут создаваться подобные поводы.
Его основной соперник — кандидат от «Единой России», глава Увельского района Анатолий Литовченко на этом фоне выглядит как некий оазис стабильности в силу его характера, в силу сложившегося стиля управления. Он никогда не кричит на подчиненных, он взвешенный, спокойный, хладнокровный руководитель. В этом плане Литовченко и Гартунг, что называется, лед и пламень, они абсолютные антиподы по своей сути. В какой-то мере это хорошо.
Я уже говорил, что Литовченко, на мой взгляд, один из лучших глав в Челябинской области, потому что он уже долгое время на своей территории сохраняет политическую стабильность, он обеспечивает экономическое развитие территории. Там между деревнями проложены асфальтированные дороги, на станциях очистки воды устанавливается новое оборудование, там модернизируются котельные, что позволяет снизить затраты на отопление, там новые кинотеатры, новые дома культуры. Там крупные предприятия, та же «Увелка», которая имеет общероссийскую известность, агрофирма «Ариант», которая хорошо известная в регионе. То есть Увельский район достаточно благополучный, он развивается. Конечно, в этой части округа у Литовченко сильные позиции, высокие шансы набрать очень хороший процент голосов, выйти в лидеры.
У Гартунга большие шансы взять достаточно много голосов в городе – это Ленинский район, Советский район, это достаточно старые районы. Надо понимать, что в этих районах достаточно изношена инфраструктура, соответственно, есть некое недовольство населения. За последние годы, конечно, Ленинский район заметно изменился в лучшую сторону, но люди не могут быть довольны абсолютно всем. Поэтому город, скорее всего, за «Единую Россию» будет голосовать хуже, чем область. Это дает шансы Гартунгу быть лидером по тем территориям, которые приходятся на город.
Основное столкновение, на мой взгляд, еще предстоит в сентябре. Сейчас большинство горожан находится в отпусках, на даче. По состоянию на вчера, наверно, Гартунг имеет более предпочтительные позиции, потому что он более известен, раскручен, поднимает актуальную для города повестку, потому что вся кампания «Справедливой России» рассчитана именно на города. Во-первых, во-вторых и в-третьих – это все тема ЖКХ, примерно такая повестка у «Справедливой России».
А кампания в городе, по сути, начнется в сентябре. В последнюю неделю августа люди начнут собирать детей в школы, будут возвращаться из отпусков, с дач. Поэтому многое покажет сентябрь. Если штаб Литовченко сможет показать, что он свой не только для области, но и для города, если его поддержат лидеры общественного мнения, то и в городе у Литовченко есть шансы обогнать Гартунга. Если штаб сосредоточится только на областной части округа, тогда возможно все, в том числе и то, что Гартунг будет первым в городе. Но я думаю, в штабе Литовченко понимают, что важно работать на весь округ, предлагать актуальную повестку, работать с местными ресурсами.
Есть ключевые для города вопросы – например, инфраструктура и ЖКХ. По этому вопросу нужен хороший ответ. Даже если ответ будет повторен из прошлогодней программы «Единой России» по Челябинской области, плюс федеральная программа, которая уже давно опубликована. Возможно, для города можно еще найти ответ, который связан с транспортной проблемой. У нас то отменяют, то возвращают электротранспорт, а это большая проблема, особенно для пожилого населения, которое пользуется только общественным транспортом. Еще одна острая тема – экология, причем актуальная для всего округа. Недавно была проблема с питьевой водой в Южноуральске, почти 40 тыс. человек жили на привозной воде. В Коркино есть отвалы Коркинского угольного разреза, которые все отравляют, и так далее. По этой теме тоже нужны какие-то ответы, связанные с тем, как изменить законодательство, чтобы исправить ситуацию. То есть повестка понятна, теперь главное, чтобы возникла дискуссия. И мне кажется, в этой дискуссии Литовченко может быть интересен для города.
Поэтому три сентябрьские недели могут многое изменить. Это только кажется, что времени до выборов остается мало. Сегодня общественное мнение может измениться после одного поста в интернете. Существующие каналы информации, социальные сети, телевидение – все это очень сильно нивелирует фактор времени. Две-три хорошие телевизионные передачи с хорошим освещением, с анонсами, с приглашением посмотреть, могут очень хорошо сработать.