Сокращение белгородских чиновников может оказаться более затратным, чем их содержание
![Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков поручил к 1 апреля следующего года сократить 20% сотрудников правительства региона и подведомственных учреждений. По его словам, увольнения не должны затронуть системы здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта. Каждому чиновнику, подпавшему под сокращение, обещают найти новую работу. Сокращение управленческого аппарата – всегда медийно яркая тема, ориентированная как на верхи, так и на обычных граждан. Направленная наверх, инициатива сигнализирует о критической ситуации в регионе, необходимости увеличения федеральных трансфертов и о том, что региональная власть в сложной ситуации не […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2022/10/photo_5361642688073547715_y-360x270.jpg)
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков поручил к 1 апреля следующего года сократить 20% сотрудников правительства региона и подведомственных учреждений. По его словам, увольнения не должны затронуть системы здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта. Каждому чиновнику, подпавшему под сокращение, обещают найти новую работу.
Сокращение управленческого аппарата – всегда медийно яркая тема, ориентированная как на верхи, так и на обычных граждан. Направленная наверх, инициатива сигнализирует о критической ситуации в регионе, необходимости увеличения федеральных трансфертов и о том, что региональная власть в сложной ситуации не бездействует, а активно ищет способы сократить бюджетный дефицит. Населению же она демонстрирует распределение трудностей по всем без исключения социальным стратам. Другое дело, что народ уже притерпелся к такого рода реформам и скептически относится к реальности заявленных масштабов сокращения и к их результативности в виде то ли отбора на меритократических принципах, то ли реальной экономии бюджетных средств.
В данном случае сокращения мотивированы трудностями формирования бюджета области и значительным уменьшением его доходной и расходной частей в 2026-м по сравнению с текущим годом. В таком случае можно поинтересоваться, каков объем фонда оплаты труда всех тех структур, которые должны оптимизировать, позволит ли сокращение 20% штата действительно сэкономить значительную сумму. Перспектива увольнения в теории может мотивировать чиновников к более эффективной работе, но на практике это выливается в поиски формальных способов повысить индивидуальную или ведомственную эффективность либо попросту дестабилизирует управленческий процесс, так как у большинства опускаются руки, а самая активная и статусная часть служащих начинают искать новую работу.
Сокращение и трудоустройство бывших чиновников, если к нему подходить не формально, может оказаться более затратным, чем их содержание. Оно потребует положенных законом выплат (если, конечно, не увольнять их по собственному желанию) и профессиональной переподготовки (не совсем понятно, за чей счет). И организацией такой масштабной переподготовки для нескольких сотен человек должны заниматься другие чиновники в рамках соответствующих программ и проектов с каким-либо финансированием. Между прочим, бюджет региона на 2026 год уже принят в последнем чтении областной думой.
Существующая нагрузка на государственных и муниципальных служащих региона и так велика с учетом имеющегося кадрового дефицита, а фронтальное сокращение может усугубить проблему. Как следствие, усилится процесс профессионального выгорания, вырастет вероятность ошибок и ослабления управляемости в критически важных сферах жизнедеятельности.
Возвращаясь к мотивам экономии, целесообразно просчитать, можно ли осуществить урезание не по зарплатным расходам, а по процессным – связанным в том числе с имиджевыми проектами. Но есть и несомненный плюс – предполагаемый срок реализации инициативы. За четыре месяца можно не только просчитать варианты – логика дальнейших событий может вывести на какую-то менее болезненную траекторию.
