Предварительное голосование «Единой России» в Республике Башкортостан: краткие итоги и основные тренды
3 июня в Республике Башкортостан состоялось внутрипартийное голосование партии «Единая Россия». По итогам праймериз будет сформирован список своих кандидатов на выборы в Государственное Собрание – Курултай республики Башкортостан, которые пройдут осенью текущего года.
1. Предварительное голосование «Единой России» в Республике Башкортостан: опыт предыдущих кампаний
Как и в Российской Федерации в целом, в Республике Башкортостан процедура предварительного голосования впервые была опробована в августе 2007 г., когда «Единая Россия» провела праймериз перед осенними выборами в Госдуму. Напомню, этот опыт носил тестовый характер, результаты праймериз не являлись обязательными. Ключевым фактором в формировании партийного опыта проведения предварительного голосования стало принятие в ноябре 2009 г. на XI съезде «Единой России» решения об обязательном проведении процедуры внутрипартийных выборов.
Большой резонанс получило внутрипартийное голосование в Башкирии перед выборами в Госдуму 2011 г. Фактически это был первый опыт региональных праймериз, который привлёк серьёзное общественное внимание. К минусам системы опробованной в 2011 г. можно отнести то, что самовыдвижение кандидатов не предусматривалось.
В Башкортостане по итогам предварительного голосования 2011 г. первое место занял руководитель региона Р.З. Хамитов. На втором месте оказался депутат Государственной Думы Павел Крашенинников в тот период представлявший Башкортостан, на третьем – бывший вице-премьер башкирского правительства, ныне действующий депутат российского парламента Зугура Рахматуллина. В целом, победители предварительного голосования 2011 года представляли собой представителей высшей региональной политической и административной элиты.
Предварительное голосование 2016 года было отмечено наибольшим числом участников и расширением социальной базы процесса – проголосовать теперь мог любой гражданин. Объективно, праймериз-2016 позволили выявить комплекс волнующих граждан проблем социально-экономического характера. Одновременно, предварительное голосование в 2016 г. вызвало значительное число недовольных свои результатом кандидатов, которые фактически обвинили партию в искажении результатов внутрипартийных выборов и впоследствии перешли в оппозицию власти.
В 2017 г. в республике также проводилось предварительное голосование, которое было приурочено к муниципальным выборам в сентябре месяце. Однако, эти выборы не вызвали существенного резонанса в общества. Дебаты в ходе внутрпартийных выборов в этот раз также не проводились, что было обусловлено крайне незначительным масштабом избирательной кампании.
2. Отличительные черты предварительного голосования 2018 года: особенности хода праймериз и выдвижения кандидатов
Целесообразно выделить несколько ключевых особенностей нынешнего предварительного голосования. Во-первых, относительно ранний старт кампании. Ещё в первом квартале текущего года «Единая Россия» провела «молодёжные праймериз». Приём заявок на проведение предварительного внутрипартийного голосования продолжался с 2 апреля по 15 мая. Одна из главных задач, которую публично ставила перед собой «Единая Россия» – поиск новых лиц среди широких групп населения и лидеров общественного мнения. Иначе говоря, партия планировала следовать курсом на обновление, который был предложен Секретарём Генсовета партии Андреем Турчаком осенью прошлого года.
Во-вторых, праймериз-2018 в республике были отмечены большим количеством участников. В общей сложности для участия в праймериз заявилось более 600 человек, после проверки документов и отказа части кандидатов от участия в дебатах осталось 584 кандидата. Это большая цифра для выборов регионального уровня. Вероятно, это связано с тем, что конкуренция внутри «Единой России» на сегодняшний день выше, чем внутри других политических партий и, в какой-то степени, выше, чем на выборах в легислатуры. Соответственно место в партийном списке с высокой долей вероятности предполагает победу на выборах, что и ведёт к росту внутрипартийной конкуренции.
В-третьих, особенностью праймериз 2018 г. является значительное число лидеров общественного мнения, принявших участие в предварительном голосовании. Мы полагаем, что их можно условно разделить на три группы.
Первая группа – действующие депутаты Курултая и чиновники высокого уровня. Участие во внутрипартийных в выборах, в частности, приняли вице-премьер Николай Хорошилов, министр финансов Рида Субханкулова, министр ЖКХ Сергей Афонин и министр молодёжной политики и спорта Андрей Иванюта. С высокой степенью вероятности осенью они перейдут на работу в Госсобрание республики. Ожидаемо в праймериз приняли участие большинство действующих депутатов башкирского парламент, включая нынешнего спикера Курултая Константина Толкачёва.
Вторая группа – общественники, не представленные в Курултае. Здесь следует отметить активное участие в выборах сразу нескольких человек, представляющих Общественную палату региона. Это заместитель председателя Общественной палаты Олег Галин, известный в прошлом оппозиционер и противник режима Муртазы Рахимова Анатолий Дубовский, а также предприниматель Ирина Абрамова. Весомым влиянием в республике обладает и директор Международного аэропорта «Уфа» Александр Андреев. Вузовскую общественность, помимо ряда действующих депутатов, на праймериз представляли ректор БАГСУ Ильгиз Кызыргулов и проректор ВЭГУ Сергей Егорышев.
Третья группа – «медийные личности». В этой группе можно выделить известного музыканта Ильнура Рамазанова, прима-балерину оперного театра Гузель Сулейманову и известную актрису Рушанну Бабич, которая уже проявила себя как доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах.
В-четвертых, особенностью выборов стало участие в них первых лиц республики и города Уфы. При этом, для Рустэма Хамитова нынешнее внутрипартийное голосование не первое, он проходил через данную процедуру в ходе думской избирательной кампании 2016-го года. Участие главы Башкирии, очевидно, связано с тем, что его рейтинг выше рейтинга регионального отделения «Единой России». Это следствие патерналистского типа политической культуры, сложившегося в регионе. Согласно данному типу граждане больше доверяют персоналиям, чем институтам.
Серьёзный общественный резонанс вызвало участие в праймериз мэра Уфы Ирека Ялалова. Такое решение мотивировано стремлением партии усилить позиции в Уфе, где Ялалов пользуется определённой популярностью и имеет близкую к абсолютной узнаваемость. Вряд ли присутствие мэра позволит партии совершить электоральный прорыв в столице республики, где она традиционно набирает меньше, чем в других муниципалитетах, но несколько процентов дополнительных голосов Ялалов партии принести может.
В-пятых, особенностью текущих праймериз стала слабая включенность населения во внутрипартийные дебаты. Дебаты «Единой России» были организованы по проблемному принципу. При этом заранее оговаривалось, что они должны быть конкурентными, то есть предполагалось, что в них должны участвовать пять человек. При этом каждый кандидат должен был принять участие в двух дебатах. Этот принцип, в целом, был соблюдён. Было предложено несколько потенциально острых тем. Таких как: «Продолжительность жизни «80+». Обеспечить здоровье и долголетие», «Образование, спорт и культура: качество и доступность для граждан», «Единство и патриотизм общества: вызовы и решения», «Помощь социально-незащищённым слоям населения: реальность, адресность поддержки» и ряд других. В целом темы дебатов были ориентированы на возможное выдвижение инициатив по наиболее острым вопросам социального развития.Однако, внутрипартийные дискуссии не вызвали интереса у общественности и средств массовой информации. Во многом это было вызвано тем, что «Единой России» не удалось преодолеть формальный подход при организации дебатов. Высказанные интересные инициативы носили эпизодический характер, дебаты, в целом, носили характер презентаций, а не дискуссий. Отдельной проблемой являются слабые ораторские способности значительной части партийных кандидатов, их неумение вести открытую полемику с оппонентами, что может сказаться в ходе карьеры публичного политика. Необходимо констатировать, что основную информационную активность вокруг праймериз, по крайней мере, в республиканских СМИ определялась именно фактором личного участия главы Башкирии, уфимского мэра и члена правительства. В то же время, информационная активность участников праймериз в соцсетях можно оценить, как высокую.
3. Явка на праймериз «Единой России» в Республике Башкортостан
Информационная компания по продвижению предварительного голосования позволила рассчитывать на достаточно высокие, с учётом масштаба выборов, цифры.
Всего в республике было открыто 662 участка для предварительного голосования, на которые пришли более 400 тысяч избирателей. В целом, явка в Башкирии составила 13,4%. Явка в сельских районах оказалась ожидаемо выше, чем в городах республики. Это соответствует тенденции, которая проявляется на выборах всех уровней. Наиболее высокие показатели явки зафиксированы в Хайбуллинском районе – 17,99%, в Нуримановском – 17,77%, в Баймакском – 17,02%. Относительно низкая явка отмечена в городах Агидель – 7,96%, Октябрьский – 10,7%, Стерлитамак – 11,11%.
Явка на предварительное голосование «Единой России» в республике оказалась выше среднероссийской более чем на два процента. В целом по стране явка составила 11,14%, причём это самый высокий показатель в истории праймериз «Единой России». Однако, следует иметь в виду, что не во всех регионах праймериз были приурочены к выборам в легислатуры. В части субъектов шёл отбор к выборам муниципального уровня, что объективно вызывает меньший интерес населения. В целом, высокие региональные показатели явки соответствуют стандартам федеральных выборов любого уровня, на которых Башкортостан устойчиво демонстрирует явку несколько выше средней по стране.
Симптоматично, что, несмотря на относительно низкую явку в городах, средний показатель по республике оказался выше, чем в 2016 г. когда состоялось предварительное голосование накануне выборов в Госдуму России. Это можно назвать неожиданным результатом, учитывая, что выборы федерального уровня всегда сопровождаются большим интересом со стороны населения. Вероятно, следует говорить о постепенном укоренении института праймериз в российской, и в том числе региональной, политической практике и политической культуре.
Одной из особенностей мобилизационной кампании «Единой России» стал запуск электронного предварительного голосования. В Башкортостане таким образом проголосовало около 15 тысяч человек. Полагаем, что возможности мобилизации в сети Интернет, в том числе в социальных сетях были использованы партий недостаточно. Фактически, каждый участник занимался мобилизацией в социальных сетях, партийное информирование о такой возможности было налажено слабо. В результате, наибольшее число избирателей при помощи электронного голосования удалось мобилизовать либо кандидатам активно участвующими в сетевой жизни, либо кандидатам с высоким административным потенциалом. Тем не менее, электронное голосование, безусловно, один из наиболее перспективных способов мобилизации граждан на выборы, в том числе и на предварительное внутрипартийное голосование. Явка населения на праймериз подтвердила гипотезу, согласно которой в регионе доминирует подданническая политическая культура. Следует также отметить рост мобилизационных возможностей «Единой России».
4. Результаты праймериз
Предварительное голосование в Башкирии было отмечено высоким уровнем конкуренции. В среднем, на одно место претендовало более пяти кандидатов. А именно – на 110 депутатских мандатов Госсобрания республики претендовало 582 кандидата в ходе предварительного голосования. Стоит отметить и большое число молодёжи, участвовавшей в праймериз. Около трети участников могут быть отнесены к молодому поколению, что важно для партии с точки зрения мобилизации сторонников в этой социальной группе. Однако, победителей предварительного голосования среди представителей молодого поколения крайне мало, что отчасти дискредитирует многие проекты «Единой России», ориентированные на данную целевую аудиторию. Среди победителей предварительного голосования, преимущественно, представители политико-административной элиты.
При этом следует отметить, что значительная часть депутатского корпуса, представляющая «Единую Россию» не стала заявляться для участия в праймериз, а значит, лишила себя возможности участия в выборах в региональный парламент, по крайней мере, по спискам «Единой России». Среди тех, кто не принял участие в предварительном голосовании такие достаточно известные фигуры как: Рустем Ахмадинуров, уже фактически покинувший республику после конфликта на праймериз-2016, когда он не смог отобраться в список партии на выборах в Государственную Думу, опытный аппаратчик Виктор Пчелинцев, бывший Председатель исполкома «Всемирного Курултая башкир» Румиль Азнабаев, хоккеист Александр Семак, певец Айдар Галимов и другие.
Среди победителей предварительного голосования наиболее знаковой фигурой является глава Республики Рустэм Хамитов, участвовавший в предварительном голосовании по 5 избирательному округу. Победа Хамитова вполне объяснима – он наиболее узнаваемая и популярная фигура среди всех участников предварительного голосования. Это же касается и мэра Уфы Ирека Ялалова, который победил во 2-ом избирательном округе, расположенном в Октябрьском районе столицы республики.
Победителем по территориальному округу №37 (всего было 55 территорий) объявлен действующий заместитель премьер-министра Правительства РБ Николай Хорошилов. Как уже отмечалось выше, это почти наверняка означает его переход на работу в Госсобрание уже осенью текущего года. Победителями также стали его коллеги по кабинету министров Сергей Афонин (избирательный округ №15), Рида Субханкулова (избирательный округ №51) и Андрей Иванюта (избирательный округ №35).
Ожидаема была и победа во 2-ом округе управляющего директора УМПО Евгения Семивеличенко, уже являющегося действующим депутатом Госсобрания. Победил в своём округе и Сергей Лобастов – заместитель генерального директора «Башкирской содовой компании». Таким образом, в следующем созыве Курултая вероятно мы вновь увидим малозаметных в информационном пространстве депутатов, реализующих, прежде всего, лоббистскую функцию.
Наибольшее количество голосов на своих участках в ходе предварительного голосования набрали действующие депутаты Курултая Елена Родина, Рустэм Ахметшин и Эльвира Аиткулова. Их победа на праймериз вполне ожидаема – Родина и Аиткулова достаточно активно присутствуют в информационном пространстве и относительно известны в республике. Что касается главного врача Республиканской детской клинической больницы Ахметшина, который опередил в своём округе известного молодого лидера Владимира Яковлева (2-е место), то он пользуется поддержкой руководства республики и медицинской общественности.
Среди тех, кто на данный момент не является депутатом регионального парламента, следует отметить успех ректора УГНТУ Рамиля Бахтизина, за которого проголосовало большинство избирателей в округе №40. Также одержал победу в десятом избирательном округе генеральный директор Международного Аэропорта «Уфа» Александр Андреев. Победа данных кандидатов прогнозировалась, так как они обладают наибольшими среди своих конкурентов в округах политико-административными возможностями.
Следует обратить внимание и на победу Светланы Чертороевой в избирательном округе №3. Чертороева не является известной в региональном публичном пространстве фигурой, но при этом занимает высокие позиции в среде партийной бюрократии.
Достаточно неожиданными стали поражения в ходе праймериз ряда сильных кандидатов. В первую очередь речь идёт об активном депутате Курултая, параолимпийце Иреке Зарипове (2-е место в 25-м избирательном округе), который уступил существенно менее публичному директору управляющей компании «Риком-Инвест» Ринату Райманову.
Не сумел победить в своём округе и занявший второе место ректор БАГСУ Ильгиз Кызыргулов. Он проиграл директору совхоза «Рощинский» Ильдару Тимергалину.
Представители региональной Общественной палаты также не смогли одержать победы в своих округах. Олег Галин уступил главврачу городской больницы №13 Эльзе Сыртлановой, Ирина Абрамова заняла в своём округе третье место (на первом оказался действующий депутат Госсобрания Рустэм Мусабиров), Анатолий Дубовский оказался лишь на двенадцатом месте в округе, где победил Евгений Семивеличенко.
Политической сенсацией можно считать поражение Депутата Курултая Оксаны Савченко, которая заняла лишь третья место в своём округе, что почти лишает её шансов попасть в партийный список. Параолимпийская чемпионка с высоким уровнем узнаваемости уступила в своём округе не только мэру Уфы Иреку Ялалову, но и директору инженерно-строительной кампании Аскару Файзуллину.
Не менее громким, хотя и ожидаемым, оказалось поражение члена Совета Федерации Федерального Собрания России Рафаила Зинурова. Он занял лишь третье место в своём округе, проиграв вице-президенту Торгово-промышленной палаты РБ Булату Асадуллину и директору «Архангельского лесхоза» Леониду Семенчуку. Фактически это означает невозможность для Зиннурова участвовать в выборах, а значит и конец карьеры в Совете Федерации, куда он был делигирован действующим созывом Государственного Собрания (следующий созыв должен предложить кандидатуру из числа избранного депутатского корпуса).
Таким образом, победители внутрипартийного голосования представляют собой выходцев из региональной политической, партийной и административной элиты, либо руководящий состав республиканских предприятий. Фактически, обновления партийной элиты и появления новых лиц, которые анонсировала «Единая Россия» накануне праймериз, на данный момент не произошло. Более того, при сохранении существующей тенденции, присутствует риск, что следующий состав парламента, в части фракции «Единой России», может оказаться ещё менее узнаваемым, чем нынешний.
5. Возможные сценарии и выводы
После окончания предварительного голосования «Единая Россия» приступает к формированию списка кандидатов на выборы в региональный парламент. Список кандидатов должен быть утвержден президиумом Генерального совета Партии, а затем эти кандидаты будут выдвинуты Конференцией регионального отделения.
В ходе выборов в Курултай вся территория республики будет поделена на 55 зон, то есть ровно столько же, сколько и одномандатных округов. Вероятно, победители праймериз в своих округах получат возможность участвовать в избирательной кампании. В этом случае решается ещё одна задача – кандидаты уже будут известны населению, так как они фактически начали предвыборную кампанию намного раньше оппонентов из других политических партий. При этом, вероятно, что, как и в ходе предыдущих выборов, часть кандидатов пойдёт не по одномандатным округам, а по партийным спискам, либо использует обе возможности. Это означает, что возможность принять участие в выборах получат не только кандидаты занявшие первое место в своих округах, но и, вероятно, какая-то часть кандидатов, занявших второе место. При этом, скорее всего, их «посев» в партийном списке будет не слишком высоким, что объективно снижает их шансы на попадание в состав Государственного Собрания.
По окончании предварительного голосования «Единой России» на наш взгляд прослеживаются три основных сценария: инерционный, компромиссный и реформистский.
Инерционный сценарий предполагает, что в список «Единой России» на выборах в Курултай попадут преимущественно действующие депутаты и представители административной элиты. Безусловно, некоторое обновление списка произойдёт, хотя бы в силу того, что часть действующих депутатов от «Единой России» не участвовала в предварительном голосовании, а значит не имеет шансов попасть в следующий состав парламента иначе как через процедуру самовыдвижения (в этом случае их победа на выборах представляется маловероятной). Тем не менее, итоговый список не будет содержать значимого числа общественников и лидеров мнений, что неизбежно делегитимирует прошедшую процедуру праймериз.
Компромиссный сценарий
предполагает, что часть депутатов, представляющих широкие слои общественности (например, упомянутые выше члены региональной Общественной палаты), будут включены в партийный список, либо распределены партией по округам. Иначе говоря, партийный список на выборах будет слабо коррелировать со списком депутатов, которые будут выдвинуты партией по одномандатным округам. Это позволит максимально учесть амбиции наибольшего числа кандидатов. Однако их перспективы на выборах будут зависеть от сложности округа, либо от порядкового места в партийном списке.
Реформистский сценарий
предполагает существенное обновление руководящего состава Госсобрания при сохранении за действующими руководителями депутатского статуса. В этом случае потенциально можно рассмотреть претензии на роль руководителей комитетов нынешнего вице-премьера Хорошилова и министра финансов Субханкуловой. Гипотетически нельзя исключать и присутствие в парламенте главы уфимской администрации Ялалова, который будет претендовать на статус, как минимум, вице-спикера парламента. При полной или частичной реализации подобного сценария может измениться механизм и содержание работы парламента, но его восприятие в общественном сознании едва ли претерпит существенные изменения. Наиболее вероятен компромиссный сценарий развития событий.