Государственная Дума VII созыва: эффективные итоги первого года
Завершается весенняя сессия VII созыва Государственной Думы, а в сентябре исполнится ровно год, как нынешние депутаты исполняют свои обязанности. В связи с тем, что сроки полномочий президента и депутатов в России сегодня неодинаковы и составляют соответственно шесть и пять лет, грядущие президентские выборы впервые не будут проходить на фоне парламентских, что делает депутатов фракций более свободными в смысле публичности и законодательного творчества. Вообще же многое отличает работу нынешнего созыва депутатского корпуса от предыдущего.
Во-первых, это изменения, произошедшие в руководящем составе российского парламента. С момента начала работы Государственной Думы одним из основных вопросов, интересовавших экспертов. был вопрос о том насколько быстро войдёт в роль её новый председатель – Вячеслав Володин. В отличие от своего предшественника Сергея Нарышкина Володин уже имеет опыт работы в Государственной Думе. Он был депутатом Госдумы и даже исполнял обязанности заместителя председателя парламента. Но главная интрига состояла в том, что в период работы в администрации президента В.Володин курировал как раз внутреннюю политику. Предполагалось, что наработанный опыт и политические связи помогут ему достаточно быстро освоиться в статусе первого лица российского парламента. По истечении года можно сказать, что эти ожидания во многом оправдались.
Володин уверенно контролирует работу Думы, пользуется доверием со стороны большинства парламентариев, причём не только членов «Единой России». Очевидно, что наработанный опыт и знания — как работы Государственной Думы, так и «подводных камней» российской политики — помогли ему быстро адаптироваться на ответственном посту. Важно отметить, что своего рода страховкой для власти, которая должна была обеспечить плавный переход от предыдущего состава Думы к нынешнему созыву, стали заместители председателя, большинство из которых сохранили свой статус (первые заместители — коммунист Иван Мельников и представляющий «Единую Россию» Александр Жуков — остались теми же, что и в предыдущем созыве).
Во-вторых, представляет интерес организация законодательной деятельности. Один из главных упрёков, которым награждали предыдущий состав Думы, — огромное количество законопроектов и поправок, вносимых в ходе каждой сессии. Отсюда и весьма нелицеприятные характеристики, такие как «взбесившейся принтер», которые охотно тиражировались оппозицией. Нынешний состав парламента несколько снизил законотворческую активность. Так, в весеннюю сессию 2016 года (предыдущим составом) в Государственную Думу было внесено 1117 законопроектов. В этом году аналогичный показатель составляет лишь 656 законопроектов (снижение почти в два раза). При этом в весеннюю сессию прошлого года было принято 384 закона (34,3% от общего числа внесённых законопроектов), в этом году число принятых законов – 243 (37% от числа внесённых законопроектов).
Уверен: снижение числа законодательных инициатив – нормальный процесс. Текущая цифра в большей степени позволяет депутатам прорабатывать законопроекты, оставляет время на дискуссии и выражение своих позиций в стенах парламента. Вместе с тем качество законодательного процесса, как мы видим, по-прежнему имеет существенный потенциал роста. Лишь примерно треть законопроектов в итоге обретают форму закона. Это значит, что значительная часть из них по-прежнему поступает в Государственную Думу «сырыми», непроработанными.
В-третьих, парламент был и остаётся местом серьезной дискуссионной трибуной, а значит, важно посмотреть на то, как строится работа внутри фракций, появились ли новые лица. Нынешний созыв Госдумы – первый, избранный в условиях «посткрымского консенсуса». Это и ряд других обстоятельств привели к тому, что оппозиция так и не смогла сформировать новую актуальную повестку вместо успешно перехваченной властью патриотической темы. Как следствие — «Единая Россия» существенно добавила себе голосов, в то время как абсолютно все партии парламентской оппозиции понесли существенные кадровые потери.
Доминирование «Единой России» (342 депутата из 450, или 76,22%), конечно, существенно облегчает партии контроль над работой парламента. Тем не менее в седьмом созыве есть ряд новых фигур, которые пришли в Государственную Думу, будучи хорошо известными политиками. В частности, «Единая Россия» вернула в парламент известного полярника Артура Чилингарова (он уже был депутатом до 2011 г.). Кроме того, правящая партия рекрутировала в парламент известного генерала, бывшего губернатора Челябинской области Владимира Шаманова, тележурналистов Евгения Ревенко и Петра Толстого. Причём последний и вовсе сразу был избран на должность заместителя председателя Думы.
Но если применительно к «Единой России» присутствие новых лиц вполне ожидаемо, ведь партия увеличила свою численность почти на сто человек по сравнению с предыдущим созывом, то оппозиции пришлось сложнее. Фактически узнаваемых новых фигур здесь почти нет. Исключение составляют лишь прошедший по списку КПРФ молодой, но уже известный писатель Сергей Шаргунов и известный футбольный тренер Валерий Газзаев, выдвинутый «Справедливой Россией». В составах всех фракций уже не первый созыв работает множество других узнаваемых фигур, присутствие которых в Государственной Думе стало уже привычным. Дума выдвинула целый ряд адекватных инициатив, организующих законотворческий процесс (например, контроль над дисциплиной труда депутатов),и тем не менее у нее есть потенциал усиления политического и медийного присутствия. Для этого нужно лишь эффективнее использовать те функциональные и кадровые возможности, которые есть у российского парламента.