Работа с отстающими: почему регионы «заматывают» мусорную реформу?
Мусорная реформа под угрозой срыва в Забайкальском крае, Архангельской области и Еврейской АО. О причинах сложившейся ситуации представители регионов сообщили на специальном совещании, организованном Минприроды РФ. Несколькими днями ранее генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев также перечислил субъекты Федерации, «заматывающие» мусорную реформу. Это названные выше территории, а также Курганская область и Ненецкий АО. Собеседники «РК» отмечают, что в реализации мусорной реформы масса противоречий, решение которых не всегда под силу губернатору. Эксперты также отмечают, что пока не вполне понятно, чем чреват для глав регионов провал реформы, поскольку ответственность за ее проведение лежит не только на них.
Объяснения в Москве
Замглавы Минприроды Денис Храмов провел совещание с представителями субъектов РФ, которые до сих пор не перешли на новую систему обращения с отходами.
Как сообщает пресс-служба Минприроды России, риск перехода на новую систему обращения с отходами к 1 января 2020 года на сегодняшний день остается в Забайкальском крае. Субъекту неоднократно рекомендовали утвердить территориальную схему – основополагающий документ для проведения конкурсных процедур и утверждения единого тарифа. Однако региональные власти не раз сдвигали сроки, и документ был принят лишь накануне совещания в Минприроды России. Исполняющий обязанности председателя правительства Забайкальского края Андрей Гурулев заверил, что субъект исполнит обязательства в срок, а единый тариф будет утвержден к 20 декабря.
Архангельская область также попала в список отстающих. При этом отмечается, что новая редакция территориальной схемы в субъекте утверждена, определен региональный оператор, с которым подписано соглашение. Регионом принят и представлен в Минприроды России детализированный план регоператора по переходу на новую систему обращения с ТКО. Документ прошел экспертизу РЭО, но на сегодняшний день не объявлен конкурс по определению перевозчиков ТКО, в связи с чем возникают риски несоблюдения плановых сроков из-за затягивания конкурсных процедур. По словам представителей субъекта, тариф на территории области будет утвержден к 10 декабря.
В Еврейской АО утверждена территориальная схема обращения с ТКО, определен региональный оператор, однако подписание соглашения с ним отложено из-за жалобы, поступившей в ФАС России относительно конкурсных процедур.
Добавим, что несколькими днями ранее генеральный директор РЭО Денис Буцаев в интервью РБК назвал регионы, «заматывающие» процесс мусорной реформы. В его списке оказались уже названные выше территории, а также Курганская область и Ненецкий АО.
«Чувствую достаточно сильное сопротивление в некоторых направлениях. Оно выражается в заматывании процесса, когда вроде бы что-то все делают, но результата нет. Эта ситуация самая опасная», – заявил глава РЭО.
Тем временем 6 ноября стало известно об уходе куратора мусорной реформы в Минприроды – в отставку был отправлен заместитель министра Владимир Логинов. Этот пост он занял в 2018 году, в его обязанности входил контроль работы двух департаментов: по охране окружающей среды и по отходам производства и потребления, пишут «Ведомости». Один из участников рынка сказал изданию, что отставка Логинова оказалась неожиданной, но вполне логичной, поскольку мусорная реформа проходит очень сложно, если не катастрофически сложно.
ТАСС напоминает, что реформа мусорной отрасли стартовала в России 1 января. Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с несанкционированными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. Основные показатели реформы зафиксированы в паспорте нацпроекта «Экология»: например, на переработку к 2024 году будет отправляться 36 % бытового мусора вместо 7 % в 2019 году.
Негатив и позитив в Telegram
Telegram-каналы спорят о том, кто может занять освободившийся пост замглавы Минприроды, и рассуждают о возможных причинах отставки Логинова.
«Зеленый змий» полагает, что данное решение «принимал лично вице-премьер Алексей Гордеев», который якобы еще в октябре говорил министру Дмитрию Кобылкину уволить Логинова.
«Почему? Все просто. Гордеев устал от конфликтов вокруг личности куратора мусорной реформы и жалоб губернаторов, полномочных представителей президента и прочих, поступавших в правительство. Гордеев устал от «нытья» и перекладывания вины за сорванные поручения на коллег по министерству. Устал от провалов в кадровой работе: почти за год профильный департамент Минприроды так и не был сформирован, ибо реальные специалисты не соглашались работать с Логиновым, отчего обещания привлечь квалифицированных людей так и остались пустыми», – высказывают свою версию авторы.
По их мнению, главным куратором по обращению с отходами производства и потребления остается Гордеев, а кого бы ни назначили замминистра – идеологом экологической политики, это будет человек «от Гордеева».
«Кремлевский безБашенник» между тем отмечает, что возможный сменщик Логинова – помощник вице-премьера Алексея Гордеева Константин Румянцев – уже давно ждет назначения на высокий пост. «И главным его «достоинством» является полная несамостоятельность фигуры Румянцева при его полной управляемости кем-либо со стороны», – добавляют авторы.
Авторы Telegram-каналов также следят за ходом мусорной реформы в регионах. 23 октября региональный канал «Говорят в Архангельске» писал о визите представителей полпредства по СЗФО. По данным блогеров, «на ковер» был вызван глава столицы Поморья Игорь Годзиш из-за пробуксовки мусорной реформы в городе.
«Годзишу вставили по первое число за то, что он вздумал взвалить бремя мусорной реформы на плечи собственников жилья. Глава Архангельска (напомним, самый уникальный и самый антинародный мэр в России) решил, что мусорные контейнеры и мусорные площадки нужно устанавливать за счет управляющих компаний. Полпред объяснил ему, что главное в России – интересы народа. А Годзиш-то этого, оказывается, не знал!» – пишут авторы. По их сведениям, мэру было сделано «последнее китайское предупреждение, причем очень жесткое: либо он перестает гнуть свою антипрезидентскую линию, либо садится в тюрьму».
Канал «Выводы на чистоту» 24 октября рассказывал о плачевной ситуации с мусором в Омске. В эти дни в регион приезжала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова. В ходе поездки она посетила полигон «Советский», который, по словам блогеров, в этот день горел и источал вонь на всю округу.
«Замеры накопления ТКО в Омской области будут проводить уже повторно (!), потому что в первый раз эти данные определенно были завышены и зашкаливающий тариф вызвал справедливый рост протестной активности омичей. На повторные замеры региональный бюджет потратит 2,2 млн рублей – по омским ценам на эти деньги можно было купить две однокомнатные квартиры для детей-сирот. Можно смело констатировать, что проблема с мусором в Омске не двигается ни на шаг. А после всего увиденного и унюханного на свалке региону суждено попасть под особый контроль Росприроднадзора», – сделали вывод авторы.
Позитивные новости о реализации мусорной реформы в Telegram-каналах встречаются реже. Одна из недавних – об опыте Тульской области.
«Пока прочие губернаторы бродят вокруг федерального проекта «Чистая страна», надеясь вымутить дополнительное финансирование, глава Тульской области Алексей Дюмин рекультивировал аж четыре переполненных полигона за счет регионального бюджета. Берите пример!» – советуют авторы канал «Зеленый змий».
Кто отвечает?
По мнению собеседников «РК», в том, что мусорная реформа «буксует», не стоит винить только лишь глав регионов.
Политический консультант, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов считает, что губернаторы, скорее, являются заложниками ситуации.
«Дело в том, что сама проблема мусорной реформы заключается в том, что нет единого ответственного за нее. И даже среди руководителей федеральных ведомств, которые так или иначе причастны к ее реализации, тоже не выработано взаимодействие. Очень много крупных игроков, заинтересованных в том, чтобы заработать на этой реформе. То есть мы получаем ситуацию, когда президент дал поручение реализовывать, но элиты и федеральные управленцы не смогли между собой договориться, не смогли поделить полномочия, и все это в итоге привело к управленческому хаосу в реализации реформы», – объясняет Фетисов.
При этом он добавил, что к двум губернаторам, чьи регионы признаны отстающими в реализации мусорной реформы, есть много и других вопросов. Политолог пояснил, что речь идет о главе Архангельской области Игоре Орлове и губернаторе ЕАО Александре Левинтале. «Там количественная совокупность проблем, причем настолько ярко выраженная, что мусорная реформа уже ни на что не влияет», – заявляет Фетисов.
Главный редактор газеты «Общество и экология», член общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Сергей Лисовский также говорит, что губернаторы в ситуации с мусорной реформой оказались заложниками сложившейся системы.
«Когда система сбора, вывоза и переработки отходов оказалась раздроблена, появилось огромное количество маленьких и больших фирм, у которых есть свои финансовые интересы. И сейчас нужно уметь договариваться с этими компаниями, потому что, как только вы «наезжаете» на интересы какой-то фирмы, сразу появляются исковые заявления в суд и начинаются судебные тяжбы, в результате которых могут быть отменены результаты конкурсов по выбору региональных операторов и так далее», – рассказывает Лисовский.
По его мнению, недостаток нынешней мусорной реформы в том, что она отдана в руки бизнесменам и чиновникам, при этом «отключен» блок науки. При этом «нет «держателя проблемы», который бы на всем длительном этапе мог отслеживать направление деятельности и предлагать варианты решения проблем».
По словам ведущего эксперта Центра политического анализа Михаила Захарова, в реализации мусорной реформы масса противоречий, решение которых не всегда под силу губернатору. Он также отмечает, что пока не вполне понятно, чем чреват для глав регионов провал реформы, поскольку ответственность за ее реализацию лежит не только на них.
«Это еще и межрегиональные связи, и взаимодействие с бизнесом, взаимодействие с общественностью. Дело также в самом концепте реализации мусорной реформы: в виде создания новых полигонов ТБО где-то в, казалось, заброшенной области или в виде строительства мусоросжигательных заводов, против которых отдельное протестное движение. Здесь масса противоречий, сложная система и множество интересов. Может ли это всецело разрулить губернатор? Я в этом не очень уверен», – резюмирует Захаров.