Программа развития Дальнего Востока, в принципе, осуществима. Но есть вопрос, который стоял еще перед первым полпредом на Дальнем Востоке: хватит ли средств на единицу времени? Это главное противоречие всех этих программ. Сначала был один и говорил: «Мы все будем делать за государственный счет». Пришел другой и говорит: «Нет, государственных средств не хватит, будем делать за счет инвесторов». Задача – найти золотую середину.

В чем проблема Дальнего Востока? Он очень богат, но для того, чтобы использовать эти богатства, нужны огромные деньги. Данная программа – это еще одна попытка разрешить противоречие между тем, как много заработать, когда для этого нужно еще больше потратить. Эта попытка не обречена на победу автоматически. Это вопрос поиска финансирования: что дальше делать?

Программа может быть реализована, но может быть и не реализована. Та же транспортная инфраструктура – это вопрос, сколько китайских контейнеров поедет по нашим дорогам. Китайцы готовы за это платить, когда им надо. Мы сможем обеспечить такой объем провоза контейнеров, чтобы на вырученные средства построить новые дороги, транспортные узлы? Вот в чем вопрос. Это полезно, нужно, и это обязательно нужно сделать. Но сможем ли мы? Нам практически нужна вторая железная дорога, чтобы развивать Дальний Восток.

Если китайцы придут, они придут навсегда. Одно дело – гонять их товары в Европу, а другое – ориентировать на них все экономическое развитие региона. Они и так воспринимают Дальний Восток своим. При Мао в учебниках Дальний Восток был частью Китая. Сейчас об этом мало кто помнит. Если федеральные власти вполне обоснованно считают, что они защитят свою собственность, то на уровне губернаторов такого оптимизма значительно меньше. Особенно в пограничных регионах – в Хабаровском и Приморском краях.

С другой стороны, это, конечно, перспективы, потому что развивать эту территорию невозможно без каких-либо капиталовложений или транспортных артерий, которые сами по себе тоже как нефтяная вышка. Советский Союз Дальний Восток развивал за счет заключенных, мы же сейчас таким путем уже не пойдем. Значит, нужны огромные средства. Китайцы готовы дать эти средства. Вопрос в том, на каких условиях. Мы у них деньги возьмем, а они здесь построят свои предприятия? Или мы будем гонять их товары во Францию, получать за это деньги и развивать необходимую инфраструктуру, предприятия и так далее? Внешняя торговля необходима для такого региона, как Дальний Восток. Вопрос в том, в качестве кого мы в этой торговле выступаем. В качестве Китая XIX века или в качестве современной, развитой страны? Будет ли достаточно доходов от инвестиций, чтобы инвестировать дальше?

Дальний Восток интересует всех. И американцы, и японцы, и китайцы с радостью его освоят сами. Но мы-то не можем себе этого позволить. Сотрудничество нужно, только необходимо следить, чтобы наши партнеры не переходили границы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: