РЕЙТИНГ ВЛИЯНИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РФ. РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ФЕВРАЛЕ 2018 ГОДА
Важными факторами, влияющими на региональную политику в феврале, стали предвыборные поездки Владимира Путина, Российский инвестиционный форум в Сочи, обсуждение вооруженных инцидентов в школах, коррупционных и иных скандалов, значимые кадровые решения, взаимодействие губернаторов с крупным бизнесом, а также внешнеполитические факторы.
Традиционно усиливают позиции главы регионов, которые Владимир Путин посетил в феврале: глава Красноярского края Александр Усс (поднимается с 17-го на 15-е место), губернатор Ростовской области Василий Голубев (с 54-го на 44-е место), врио главы Новосибирской области Андрей Травников (с 50-го на 46-е место), губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров (с 69-го на 62-е место). Также после встречи с президентом незначительно укрепляется губернатор Иркутской области Сергей Левченко (с 60-го на 59-е место).
Позитивные тенденции наблюдаются для губернаторов, участвующих в значимых общенациональных проектах или получающих благоприятные оценки федеральных ведомств. Усиливает позиции глава Татарстана Рустам Минниханов (перемещается с 8-го на 5-е место). Укрепляется и влияние главы Свердловской области Евгения Куйвашева (с 20-го на 18-е место) — после того, как Средний Урал вошел в тройку лидеров рейтинга региональной инфраструктуры поддержки экспорта Минэкономразвития.
Значимым фактором остаются инфраструктурные и иные масштабные проекты в регионах. Укрепляет позиции глава Башкирии Рустэм Хамитов (перемещается с 10-го на 9-е место) — после сообщений о намерении в ближайшие три года выделить из дорожного фонда Башкирии 4,5 млрд рублей на строительство транспортного коридора «Восточный выезд из Уфы». Заметно укрепляется влияние главы Тверской области Игоря Рудени (с 32-го на 26-е место) — после сообщений о том, что около 1,9 миллиарда рублей будет выделено на ремонт дорог региона. Отыгрывает позиции глава Сахалинской области Олег Кожемяко (с 47-го на 35-е место) – в рамках программы социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа в 2018-2020 региону будет выделено 26 млрд руб. на строительство и реконструкцию социальных объектов. Укрепляет влияние глава Карелии Артур Парфенчиков (с 44-го на 37-е место) — после того, как Дмитрия Медведев поддержал проект создания на территории республики специальной зоны для привлечения иностранных инвесторов.
На региональную политику повлиял Российский инвестиционный форум в Сочи. Усиливается влияние главы Саратовской области Валерия Радаева (поднимается с 23-го на 19-е место) — после подписания соглашения с Татарстаном и Московской областью о создании межрегионального промышленного кластера по производству композитных материалов. Кроме того, подготовлен проект по строительству железнодорожного обхода Саратова. Продолжает усиливать влияние врио главы Псковской области Михаил Ведерников (с 51-го на 42-е место) — после подписания в Сочи первого соглашения с Москвой о двустороннем сотрудничестве в торгово-экономической, инвестиционной и иных сферах, а также кооперацию между промышленными предприятиями обоих субъектов. Усиливается влияние главы Брянской области Александра Богомаза (с 58-го на 52-е место) – его регион на выставке инвестиционных проектов в Сочи представил семь проектов на 11,8 млрд рублей.
Укрепляют влияние губернаторы, сумевшие эффективно выстроить отношения с крупным бизнесом. Серьезно усиливается глава Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова (поднимается с 29-го на 24-е место) – она и председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков подписали дополнительное соглашение к заключенному ранее документу о социально- экономическом сотрудничестве на 2016-2018 годы. Заметно отыгрывает позиции глава Хакасии Виктор Зимин (с 80-го на 68-е место) – очевидно, после того, как владелец Независимой нефтегазовой компании Эдуард Худайнатов встал на налоговый учет в этой республике. Усиливает влияние врио главы Приморского края Андрей Тарасенко (с 43-го на 34-е место) — после подписания соглашения с восемью стивидорными компаниями Находки о поэтапном прекращении перевалки угля открытым способом.
Кадровые решения способны как укрепить позиции губернатора. Усиливает влияние врио главы Воронежской области Александр Гусев (поднимается с 37-го на 28-е место), поддержавший своего бывшего заместителя в мэрии Вадима Кстенина в конкурсе на соискание должности главы города. Заметно укрепляются позиции губернатора Астраханской области Александра Жилкина (с 48-го на 41-е место), возглавившего рабочую группу Госсовета РФ по развитию транспортной инфраструктуры в каспийском регионе.
На позиции губернаторов влияли резонансные скандалы и вооруженные инциденты. Инцидент с участием главы Якутии Егора Борисова при посадке на рейс «Аэрофлота» в Москве заметно ослабляет его влияние (перемещается с 38-го на 48-е место). Теряет позиции и глава Ленинградской области Александр Дрозденко (с 7-го на 11-е место) – негативный резонанс вызвала ситуация с долгами по зарплате футболистов ФК «Тосно». На фоне откровенно негативных последствий январского вооруженного инцидента в пермской школе № 127 теряет влияние глава Пермского края Максим Решетников (с 16-го на 22-е место), после стрельбы на школьном дворе в Ярославской области ослабевают позиции главы региона Дмитрия Миронова (с 43-го на 54-е место). Кроме того, на позициях Миронова могут негативно сказаться ставшие известными медиа разногласия по поводу списков членов облдумы, которые могут быть поддержаны командой губернатора на выборах в сентябре 2018 года, и по будущей кандидатуре члена Совета Федерации от законодательной власти региона.
После коррупционных скандалов в регионе сохраняется нисходящий тренд для главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова (с 41-го на 47-е место): уголовное дело возбуждено против экс-министра экономического развития республики, в отделении Фонда социального страхования по региону прошли обыски. Заметно слабеют позиции главы Ставропольского края Владимира Владимирова (с 49-го на 55-е место) — на фоне обсуждения состоявшихся в январе задержаний крупных региональных чиновников.
2.Федеральная политика в отношении регионов
В послании Федеральному собранию Владимир Путин поддержал модель пространственного развития, основанную на органичном развитии всех территорий. Он фактически отверг «московскую» модель, заявленную ранее мэром Сергеем Собяниным и основанную на приоритетном развитии мегаполисов, концентрации в них жителей, возможностей и ресурсов. В логике Путина мегаполисы, напротив, должны быть одним из источников развития для остальной страны.
Темы, поднятые Владимиром Путиным в ходе февральских визитов на места, свидетельствуют о сохранении основных стратегических приоритетов региональной политики Кремля: инфраструктурного развития, усиления позитивной социальной динамики, укрепления промышленного потенциала, решения экологических задач (прежде всего в наиболее проблемных в этом отношении индустриальных территориях).
При этом аспекты подготовки к мундалю-2018 и Универсиаде-2019 в Красноярске, вероятно, носят не тактический, а долгосрочный характер. Для президента важно развитие потенциала российских регионов и в качестве площадок для крупных международных мероприятий в будущем. Это один из примеров позитивного воздействия внешнеполитической активности российского руководства на социально-экономический потенциал регионов.
Приоритеты региональные политики и крупные проекты, на которые обращает внимание Владимир Путин, носят не предвыборный, а стратегический характер. Вероятно, заданные президентом РФ приоритеты определят региональную политику Кремля в перспективе 2018-2020 годов.
На Российском инвестиционном форуме в Сочи вновь был поднят вопрос о перераспределении части полномочий между Центром и регионами. Как и ранее на Гайдаровском форуме, ряд инициатив был обнародован федеральными чиновниками. Например, вице-премьер России Дмитрий Козак предложил передать субъектам РФ полномочия контрольно-надзорных органов, за исключением имеющих межрегиональный характер. Но пока речь идет скорее о начале обсуждения подобных инициатив. Сейчас Центр скорее настроен на более жесткий контроль над региональными элитами и реализуемыми на местах проектами с федеральным участием. С этим связаны и продолжающиеся антикоррупционные процессы.
3. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
В регионах, где в сентябре 2018 года ожидаются достаточно конкурентные кампании, становятся интенсивнее сообщения о противоречиях между значимыми фигурами местной политики. Например, в Бурятии появилась информация о разногласиях между главой Алексеем Цыденовым и главой Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Подобная тенденция может отражать намерение представителей «старых» элит в предвыборных регионах подчеркнуть неустойчивость позиций соответствующих губернаторов. Вероятно, наиболее активными информационные атаки в этом направлении будут предприниматься в регионах, возглавляемых губернаторами-«варягами», по отношению к которым сообщения о подобных конфликтах будут выглядеть правдоподобно в глазах общественности.
Другим направлением информационных атак в подобных регионах становятся обвинения в адрес их руководства в неверном информировании Центра о положении дел на местах. Так, в Иркутской области (где в сентябре также пройдут выборы в заксобрание) появились публикации, в которых утверждается, что губернатор Сергей Левченко сообщил Владимиру Путину неверные сведения о размере госдолга региона. Подобные обвинения могут вновь усилить уверенность региональных элит и общественности в неустойчивости позиций губернатора, что будет сказываться и на предвыборной ситуации в области.
По мере приближения Чемпионата мира по футболу, скорее всего, актуальными станут информационные атаки против глав регионов-хозяев мероприятия с наименее консолидированным элитами. Если в 2017-начале 2018 года такие атаки касались готовности спортивных объектов и туристической инфраструктуры, то непосредственно в преддверии мундиаля могут затронуть более широкий круг тем (криминогенная обстановка, внешний вид городов, приобретающее дополнительное значение в период чемпионата работа городского транспорта).
В целом можно ожидать новой серьезной активизации информационных войн, публичных политических и аппаратных конфликтов в регионах уже с конца марта 2018 года, когда на ситуацию на местах перестанет влиять фактор президентской кампании.
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В феврале 2018 года в нем приняло участие 28 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в январе |
Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 7,54 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 7,50 |
Якушев Владимир Владимирович
Губернатор Тюменской области |
3 | 3 | 7,17 |
Полтавченко Георгий Сергеевич
Губернатор города Санкт-Петербург |
4 | 4 | 6,67 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
5 | 8 | 6,50 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
6 | 5 | 6,40 |
Кобылкин Дмитрий Николаевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
7 | 6 | 6,33 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
8 | 11 | 6,25 |
Хамитов Рустэм Закиевич
Глава Республики Башкортостан |
9 | 10 | 6,20 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
10 | 9 | 6,13 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
11 | 7 | 6,07 |
Волков Владимир Дмитриевич
Глава Республики Мордовия |
12 | 12 | 6,00 |
Васильев Владимир Абдуалиевич И.о. главы Республики Дагестан |
13 | 14 | 5,90 |
Азаров Дмитрий Игоревич И.о. губернатора Самарской области |
14 | 13 | 5,88 |
Усс Александр Викторович И.о. губернатора Красноярского края |
15 | 17 | 5,83 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
16 | 22 | 5,79 |
Никитин Глеб Сергеевич И.о. губернатора Нижегородской области |
17 | 15 | 5,75 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
18 | 20 | 5,70 |
Радаев Валерий Васильевич
Губернатор Саратовской области |
19 | 23 | 5,68 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
20 | 19 | 5,66 |
Сильное влияние | |||
Артамонов Анатолий Дмитриевич
Губернатор Калужской области |
21 | 18 | 5,62 |
Решетников Максим Геннадьевич
Губернатор Пермского края |
22 | 16 | 5,60 |
Дубровский Борис Александрович
Губернатор Челябинской области |
23 | 21 | 5,57 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
24 | 29 | 5,55 |
Савченко Евгений Степанович
Губернатор Белгородской области |
25 | 25 | 5,51 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
26 | 32 | 5,50 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
27 | 24 | 5,48 |
Гусев Александр Викторович
И.о. губернатора Воронежской области |
28 | 37 | 5,45 |
Любимов Николай Викторович
Губернатор Рязанской области |
29 | 28 | 5,42 |
Васильев Игорь Владимирович Губернатор Кировской области |
30 | 27 | 5,36 |
Илюхин Владимир Иванович
Губернатор Камчатского края |
31 | 31 | 5,33 |
Бурков Александр Леонидович И.о. губернатора Омской области |
32 | 34 | 5,30 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
33 | 30 | 5,28 |
Тарасенко Андрей Владимирович И.о. губернатора Приморского края |
34 | 43 | 5,25 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Сахалинской области |
35 | 47 | 5,22 |
Тулеев Аман Гумирович
Губернатор Кемеровской области |
36 | 26 | 5,18 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
37 | 44 | 5,15 |
Жвачкин Сергей Анатольевич
Губернатор Томской области |
38 | 33 | 5,12 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области |
39 | 40 | 5,07 |
Белозерцев Иван Александрович Губернатор Пензенской области |
40 | 42 | 5,05 |
Жилкин Александр Александрович
Губернатор Астраханской области |
41 | 48 | 5,00 |
Ведерников Михаил Юрьевич И.о. губернатора Псковской области |
42 | 51 | 4,94 |
Гапликов Сергей Анатольевич
Глава Республики Коми |
43 | 35 | 4,92 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
44 | 54 | 4,90 |
Игнатьев Михаил Васильевич
Глава Чувашской Республики |
45 | 39 | 4,88 |
Травников Андрей Александрович И.о. губернатора Новосибирской области |
46 | 50 | 4,85 |
Евкуров Юнус-Бек Баматгиреевич
Глава Республики Ингушетия |
47 | 41 | 4,82 |
Борисов Егор Афанасьевич
Глава Республики Саха (Якутия) |
48 | 38 | 4,80 |
Овсянников Дмитрий Владимирович Губернатор города Севастополя |
49 | 45 | 4,77 |
Цыбульский Александр Витальевич И.о. главы администрации Ненецкого АО |
50 | 46 | 4,75 |
Среднее влияние |
|||
Шпорт Вячеслав Иванович
Губернатор Хабаровского края |
51 | 55 | 4,70 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
52 | 58 | 4,68 |
Евстифеев Александр Александрович Глава Республики Марий Эл |
53 | 53 | 4,60 |
Миронов Дмитрий Юрьевич Губернатор Ярославской области |
54 | 43 | 4,55 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
55 | 49 | 4,51 |
Орлова Светлана Юрьевна
Губернатор Владимирской области |
56 | 52 | 4,44 |
Берг Юрий Александрович
Губернатор Оренбургской области |
57 | 57 | 4,40 |
Королёв Олег Петрович
Глава администрации Липецкой области |
58 | 59 | 4,36 |
Левченко Сергей Георгиевич Губернатор Иркутской области |
59 | 60 | 4,32 |
Михайлов Александр Николаевич
Губернатор Курской области |
60 | 61 | 4,29 |
Воскресенский Станислав Сергеевич И.о. губернатора Ивановской области |
61 | 56 | 4,25 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
62 | 69 | 4,13 |
Битаров Вячеслав Зелимханович
Глава Республики Северная Осетия-Алания |
63 | 62 | 4,04 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
64 | 64 | 3,90 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
65 | 63 | 3,85 |
Орлов Игорь Анатольевич
Губернатор Архангельской области |
66 | 70 | 3,80 |
Морозов Сергей Иванович
Губернатор Ульяновской области |
67 | 65 | 3,78 |
Зимин Виктор Михайлович
Председатель Правительства Республики Хакасия |
68 | 80 | 3,75 |
Кокорин Алексей Геннадьевич
Губернатор Курганской области |
69 | 67 | 3,73 |
Клычков Андрей Евгеньевич И.о. губернатора Орловской области |
70 | 66 | 3,70 |
Коков Юрий Александрович Глава Кабардино–Балкарской Республики |
71 | 73 | 3,66 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО |
72 | 68 | 3,61 |
Никитин Александр Валерьевич Глава администрации Тамбовской области |
73 | 74 | 3,55 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
74 | 77 | 3,50 |
Печеный Владимир Петрович
Губернатор Магаданской области |
75 | 71 | 3,45 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
76 | 72 | 3,39 |
Ковтун Марина Васильевна
Губернатор Мурманской области |
77 | 78 | 3,32 |
Орлов Алексей Маратович
Глава Республики Калмыкия |
78 | 79 | 3,28 |
Бердников Александр Васильевич
Глава Республики Алтай |
79 | 75 | 3,15 |
Карлин Александр Богданович
Губернатор Алтайского края |
80 | 82 | 3,00 |
Козлов Александр Александрович
Губернатор Амурской области |
81 | 76 | 2,85 |
Кара-оол Шолбан Валерьевич
Председатель Правительства Республики Тыва |
82 | 81 | 2,80 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
83 | 83 | 2,77 |
Левинталь Александр Борисович Губернатор Еврейской автономной области |
84 | 84 | 2,75 |
Жданова Наталья Николаевна Губернатор Забайкальского края |
85 | 85 | 2,72 |
Список экспертов
Абрамов Владимир (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область), Будуев Николай (политолог, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Забродин Евгений (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Зуев Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Псковская область), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Калачев Константин (Политическая экспертная группа), Колеров Модест (ИА REGNUM), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Матвейчев Олег (Высшая школа экономики), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михайличенко Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Башкортостан), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2018 г.