Большая часть прошлогодних социальных протестов в России была далека от чаяний столичной оппозиции. Москвичи увлеченно занимались кампанией в защиту Навального, различными маршами и мучительно пытались понять, что же им делать в ситуации «крымнаш». А остальная Россия добивалась выплаты задержанных зарплат, боролась с точечной застройкой и отстаивала свои права на минимально приемлемые условия жизни.
2014 год прошел без крупных протестных кампаний. В 2013 году таких было две — против недофинансирования медицины и реформы РАН. В минувшем году протесты медиков несколько видоизменились, в целом утратив общероссийский статус. Относительно крупные акции проходили только в столицах, за исключением голодовки в Мурманске и забастовок врачей скорой помощи в Уфе.
«Приличный» митинг по социальной тематике сегодня собирает до 300 человек. Больше в прошлом году было только на «крымских» митингах и оппозиционных маршах в Москве и Петербурге, но мы их в расчет не берем. При этом в Петербурге по социальной тематике активно используют форму одиночных пикетов (с единственным участником), порой выстраивая с их помощью серьезные протестные кампании.
Санкции пока еще не сказались на структуре социального протеста в стране. Многие кампании идут не первый год — это касается и медиков, и «антиникелевого» движения в Воронежской области, и протестов против создания экологически опасных производств на Урале.
В 2014-м были множественные, но локальные протесты против строительства потенциально «грязных» производств — в Свердловской области, Череповце и т.п. В начале года в Волгограде состоялась длительная акция протеста многодетных родителей, включавшая в себя голодовку, митинги и пикеты. Случались акции в защиту СМИ — например, против закрытия томского телеканала ТВ-2.
В конце года прошла предсказываемая, но неожиданно крайне слабая волна протестов в связи с отменой прямых выборов мэров. На фоне сильного сопротивления этой реформе на низовом уровне уличные акции не произвели впечатления. Ноябрь и декабрь отмечены столь же слабой протестной активностью из-за изменения статусов «чернобыльских» населенных пунктов. Если планы по выведению из зоны поражения ЧАЭС целого ряда территорий реализуются, люди потеряют соответствующие льготы.
«Лента.ру» выбрала самые яркие региональные акции и протестные кампании, некоторые из них остались незамеченными в столичной прессе.
Забастовка года
В стачке работников городского транспорта в Йошкар-Оле принимали участие до 300 человек. Все началось с того, что в автобусном парке прекратили платить зарплату. К 7 марта 2014 года долг достиг почти 5 миллионов рублей, и транспорт встал. На линию не вышло около сотни автобусов, выполняющих городские, пригородные и междугородные рейсы.
Как сообщала местная пресса, проблема была в финансировании муниципального автотранспортного предприятия из бюджета. Скорее всего, речь идет о том, что бюджет либо не компенсирует вовсе расходы на перевозки льготников, либо делает это крайне недостаточно. Это происходит почти повсеместно.
28 марта прошлого года к требованиям водителей автобусов присоединились работники троллейбусного парка. Они заявили о неудовлетворительном состоянии улиц города, отсутствии контроля за «серыми перевозчиками» (так обычно именуют частников). Накануне энергетики пригрозили предприятию ограничить поставки электроэнергии.
Забастовка прекратилась 22 апреля. Добиться своего протестующим не удалось — предприятие отправилось на банкротство, вместо него региональное правительство решило создать две новые организации. Часть техники была передана частникам, туда же пришлось переместиться и водителям с кондукторами.
Противостояние года
Продолжается конфликт между главой Карелии Александром Худилайненом и новым мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной. 2014 год начался с того, что город решил снизить вдвое стоимость проезда на троллейбусах, чтобы спасти муниципальное транспортное предприятие от банкротства (ПМУП «Городской транспорт» находится в стадии банкротства с 2013 года). Владельцы частных автобусов — прямые конкуренты электротранспорта — сперва отказались выходить на линии, но затем ситуация нормализовалась.
Однако борьба между городом и региональной властью на том не прекратилась. В Петрозаводске в течение года проходили митинги по самым различным поводам. Инициаторы были разные: частные транспортные компании, профсоюз троллейбусного парка, гражданские активисты… Объединяло их одно: возмущение тем, как плохо идут дела в муниципалитете.
Тут не просто конфликт глав региона и муниципалитета. Налицо трения между местными элитами, причем их интересы зачастую переплетаются в самых разных сферах. Другое дело, что социальная почва для «раскачивания лодки» в регионе весьма благоприятная и все митинги и пикеты, кем бы они ни были инспирированы, имели под собой реальную почву.
Провал года
В 2014-м фактически не получило развития забастовочное движение в отечественной автомобильной промышленности. За год не было ни одной забастовки ни во Всеволожске близ Петербурга, ни в Калуге (годом ранее забастовок было пять).
Во многом это связано с торможением «отверточной сборки» автомобилей, вызванной спадом экономической активности в России. Завод «Форд» во Всеволожске за год останавливался несколько раз, сократилось количество смен, а треть персонала уволили. Предприятия и так толком не работают — до стачек ли тут? Впрочем, по словам лидеров профсоюза всеволожского «Форда», в 2015-м все может вернуться на круги своя. Как сообщается, конвейер должен заработать уже 19 января. Пока в режиме неполной рабочей недели. Похожая ситуация в прошлом году была и на калужском заводе «Фольксваген».
Активность профсоюзные деятели автомобильной отрасли проявили только на тольяттинском ВАЗе. В феврале местная ячейка МПРА «Рабочая ассоциация» организовала забастовку, а в декабре — митинг. В первом случае требовали выплаты зарплаты, во втором — отменить сокращения. Если требования рабочих не будут выполнены, в 2015-м завод может ждать еще одна стачка.
Тренд года
В 2014 году почти во всех регионах страны в центре социальной активности граждан была градостроительная проблематика. Больше всего возмущались уплотнительной застройкой, сведением на нет зеленых зон, прокладкой дорог не там, где хочется местным жителям и т.п.
Не стали исключением и обе российские столицы. Причем в Петербурге число протестных акций в данной сфере выросло почти втрое по сравнению с 2013 годом. Связано это со строительством Западного скоростного диаметра (ЗСД). К примеру, жители Васильевского острова ведут кампанию против строительства съезда с ЗСД на одну из улиц, опасаясь, что она превратится в оживленную магистраль.
В Подмосковье боролись против строительства крупного логистического центра в деревне Сидорово Ступинского района. Однако митинги и пикеты ни к чему не привели. В судах отстоять свои интересы местные жители тоже не смогли. Не удалось спасти даже местный пруд и лесополосы — судебный процесс по этому иску завершился в конце года.
Другая беда Московской области — земельные споры, как по поводу бывших колхозных паев, так и по поводу земельных наделов садоводческих товариществ, в местах строительства ЦКАД и новой трассы Москва — Петербург.
Требования протестующих, как правило, не удовлетворяются. В лучшем случае удается оттянуть начало строительства. Труднее всего тем, кто борется с уплотнительной застройкой — до сих нет сплошной сетки сформированных земельных участков, многие жилые дома их вообще не имеют. Поэтому участки под строительство «нарезаются» в почти свободном режиме и, что характерно, без общественного обсуждения.
Крым года
Не обошли стороной протестные акции и Крым, перешедший в 2014 году под российскую юрисдикцию. На полуострове зафиксировано, по крайней мере, четыре забастовки. Бастовали работники муниципального общественного транспорта Симферополя и Евпатории, рабочие «Крымского титана» из Армянска, а также рыбоконсервного и стрелочного заводов в Керчи. Причина во всех случаях одна — запредельно низкие зарплаты. Это результат несправедливой, по мнению протестующих, индексацией зарплат из гривны в рубли. Вопрос был не только в валютном курсе, но и в необходимости перерегистрации предприятий по российским законам, чтобы получить возможность поставлять продукцию на российский рынок.
С середины июля 2014 года забастовок в Крыму не отмечено. Администрация предприятий отнеслась к работникам с пониманием. Забастовки прекратились после обещаний увеличить зарплаты.