Агентство политических и экономических коммуникаций представляет рейтинг социальной ответственности российских компаний в январе 2015 года.
Компания | Место в рейтинге | Средний балл |
Очень высокий уровень социальной ответственности |
||
«Алроса» |
1 |
9,15 |
«Газпром» |
2 |
9,00 |
«Транснефть» |
3 |
8,70 |
Трубная металлургическая компания |
4 |
8,65 |
«УГМК» |
5 |
8,60 |
«ВТБ» |
6 |
8,33 |
«ЛУКойл» |
7 |
8,31 |
РЖД |
8 |
8,30 |
«Роснефть» |
9 |
8,28 |
«Полюс золото» |
10 |
8,25 |
«СОГАЗ» |
11 |
8,20 |
«Уралвагонзавод» |
12 |
8,16 |
Объединенная металлургическая компания |
13 |
8,10 |
Магнитогорский металлургический комбинат |
14 |
8,00 |
«Газпромбанк» |
15 |
7,93 |
«КамАЗ» |
16 |
7,90 |
«Росатом» |
17 |
7,85 |
«Металлоинвест» |
18 |
7,80 |
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) |
19 |
7,67 |
«РусГидро» |
20 |
7,65 |
Высокий уровень социальной ответственности |
||
«Северсталь» |
21 |
7,60 |
«СИА Интернейшнл Лтд.» |
22 |
7,54 |
«Сургутнефтегаз» |
23 |
7,50 |
«Газпром автоматизация» |
24 |
7,33 |
«Норильский никель» |
25 |
7,30 |
«Ростех» |
26 |
7,27 |
«Аэрофлот» |
27 |
7,25 |
«Сбербанк России» |
28 |
7,20 |
«Сибур» |
29 |
7,15 |
«Татнефть» |
30 |
7,10 |
«ЧТПЗ» |
31 |
7,03 |
«КЭС-Холдинг» |
32 |
7,00 |
«Метро Кэш энд Керри» |
33 |
6,98 |
«Россельхозбанк» |
34 |
6,95 |
«Славнефть» |
35 |
6,89 |
«Трансмашхолдинг |
36 |
6,80 |
«Алмаз-Антей» |
37 |
6,70 |
«Росэнергоатом» |
38 |
6,67 |
«ВымпелКом» |
39 |
6,65 |
«ГАЗ» |
40 |
6,62 |
«Интер РАО» |
41 |
6,60 |
«Нижнекамскнефте |
42 |
6,59 |
«Оборонпром» |
43 |
6,56 |
«Почта России» |
44 |
6,53 |
«Росгосстрах» |
45 |
6,50 |
«Ростелеком» |
46 |
6,33 |
«Мечел» |
47 |
6,27 |
«МРСК» («Российские сети») |
48 |
6,24 |
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» |
49 |
6,23 |
«Росбанк» |
50 |
6,20 |
Средний уровень социальной ответственности |
||
«Русснефть» |
51 |
6,10 |
«Стройгазконсалт |
52 |
6,06 |
«Стройгазмонтаж» |
53 |
6,00 |
«СУЭК» |
54 |
5,95 |
«ТАИФ-НК» |
55 |
5,92 |
«Уралкалий» |
56 |
5,90 |
«Фольксваген Груп Рус» |
57 |
5,88 |
«Фосагро» |
58 |
5,86 |
«АвтоВАЗ» |
59 |
5,81 |
«Альфа-банк» |
60 |
5,67 |
«Ингосстрах» |
61 |
5,65 |
«Мегафон» |
62 |
5,63 |
«НоваТЭК» |
63 |
5,62 |
«Русал» |
64 |
5,59 |
«Евраз груп» |
65 |
5,57 |
«ЛГ Электроникс Рус» |
66 |
5,56 |
«Мостотрест» |
67 |
5,53 |
«МОЭК» |
68 |
5,50 |
«Номос-банк» |
69 |
5,40 |
Первая грузовая компания |
70 |
5,36 |
«Протек» |
71 |
5,35 |
«Рольф» |
72 |
5,33 |
«Система» |
73 |
5,31 |
«ТНК-ВР» |
74 |
5,30 |
«ФСК ЕЭС» |
75 |
5,29 |
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» |
76 |
5,26 |
«Alliance Oil Company» |
77 |
5,22 |
«Автотор» |
78 |
5,20 |
«Ашан» |
79 |
5,19 |
«Балтика» |
80 |
5,15 |
«Еврохим» |
81 |
5,10 |
«Иркутскэнерго» |
82 |
5,00 |
«Нобель Ойл» |
83 |
4,97 |
«ЮТэйр» |
84 |
4,91 |
«PepsiCo» |
85 |
4,86 |
«Автофрамос» |
86 |
4,80 |
«ДИКСИ» |
87 |
4,67 |
«Лента» |
88 |
4,66 |
«М. Видео» |
89 |
4,65 |
Национальная компьютерная корпорация |
90 |
4,63 |
«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» |
91 |
4,61 |
«Эльдорадо» |
92 |
4,60 |
«Merlion» |
93 |
4,58 |
«Банк Хоум Кредит» |
94 |
4,55 |
«Трансаэро» |
95 |
4,50 |
«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» |
96 |
4,33 |
«Магнит» |
97 |
4,30 |
«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» |
98 |
4,00 |
«X5 Retail Group» |
99 |
3,67 |
«Евросеть-Ритейл |
100 |
3,60 |
Методика исследования
Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в январе 2015 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.
Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.
Участники исследования АПЭК
Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательства), Вострецов Сергей (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зверева Наталия (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»), Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований), Исаев Андрей (Комитет Государственной думы по труду и социальной политике), Ишин Александр (Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Кагарлицкий Борис (Институт глобализации и социальных движений), Калабихина Ирина (Факультет экономики МГУ), Кожокин Евгений (Академия труда и социальных отношений), Козина Ирина (Институт управления социальными процессами НИУ ВШЭ), Локосов Вячеслав (ИСЭПН РАН), Мартыненко Владимир (ИСПИ РАН), Масленников Никита (Институт современного развития), Миронов Валерий (Центр развития НИУ "Высшая школа экономики"), Мисихина Светлана (Академия бюджета и казначейства Минфина), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Осипов Геннадий (Институт социально-политических исследований Российской академии наук), Приходько Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Пузанов Александр (Фонд «Институт экономики города»), Ржаницына Людмила (Институт экономики РАН), Рябов Игорь (Исследовательский центр "Промышленность и общество"), Синельников-Мурылев Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Соколов Владимир (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Солдатова Нина (Департамент по развитию предпринимательства ТПП РФ), Сомов Алексей (Журнал «Социальное партнерство»), Столяров Булат (Институт региональной политики), Таланов Сергей (Кафедра социологии Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова), Чаплин Константин (Агентство бизнес-информации), Шейман Игорь (Высшая школа экономики), Энтов Револьд (РАН).
Комментарий к рейтингу за январь 2015
Десятка лидеров рейтинга
Начало 2015 года ознаменовалось серьезными изменениями в десятке лидеров рейтинга российских компаний по уровню социальной ответственности. Алмазодобывающему гиганту «Алроса» (1) в январе удалось оспорить лидерство «Газпрома» и занять ведущую позицию. В 2014 году компания затратила почти 7 млрд рублей на реализацию различных социально-экологических проектов в Якутии. Эти средства были израсходованы на строительство очистных сооружений в Айхале, Ленске, Мирном и Удачном, возведение общежитий, детского сада. Кроме того, под патронатом «Алросы» начато возведение Республиканского детского реабилитационного центра в Якутске.
Бессменный лидер рейтинга на протяжении более полугода «Газпром» по итогам месяца лишь на 2-й позиции. Компания не только развивает корпоративные проекты, но и привлекает к активной социальной деятельности самих сотрудников. Так, итоги деятельности добровольцев «Газпром нефти» были подведены в рамках Первого волонтерского форума, состоявшегося в Санкт-Петербурге.Волонтерское движение компании насчитывает более 7,5 тыс человек. На 3-м месте в январе также представитель нефтегазовой отрасли – компания «Транснефть».
Представители нефтегазового сектора остаются самой многочисленной группой в топ-10 рейтинга, однако их присутствие в нем заметно ниже, чем в декабре: по итогам месяца в десятке лидеров, помимо «Газпрома» и «Транснефти», «ЛУКОЙЛ» (7) и «Роснефть» (9). В планах «ЛУКОЙЛа» на 2015 год — выделение средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов здравоохранения, культуры, спорта, жилищно-коммунального комплекса, а также в целом на улучшение архитектурного облика городов присутствия.
Металлургические компании в январе усилили свои позиции в рамках рейтинга социальной ответственности компаний. В топ-10 месяца вошли «Трубная металлургическая компания» (4) и «УГМК» (5). Новичок в лидирующей части рейтинга – компания «Полюс золото» – в январе стартовала сразу на 10-м месте.
Банковский сектор в десятке лидеров в январе представлен «ВТБ» (6). На 8-й позиции по итогам месяца оказались «Российские железные дороги» (РЖД). Негативно на рейтинге социальной ответственности РЖД сказывается решение компании об отмене рейсов некоторых электропоездов в регионах страны из-за низкой окупаемости.
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности
Во второй и третьей десятке рейтинга компаний по уровню социальной ответственности продолжают доминировать представители металлургической промышленности. В январе здесь оказались «Объединенная металлургическая компания» (13), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) (14), «Металлоинвест» (18), Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) (19),«Северсталь» (21) и «Норильский никель» (25). Металлургические компании реализуют широкий круг социальных проектов, что отмечается как на региональном, так и на федеральном уровне. Так, предприятия «Металлоинвеста»: Лебединский ГОК и Оскольский электрометаллургический комбинат – вошли в число победителей и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
Банковский сектор в январе в рейтинге компаний по уровню социальной ответственности представлен тремя банками, что заметно меньше, чем в декабре: помимо «ВТБ», здесь «Газпромбанк» (15) и «Сбербанк России» (28).
Высокий уровень социальной ответственности в январе продемонстрировали машиностроительные компании: на 12-й позициирейтинга по итогам месяца «Уралвагонзавод», а на 16-м месте – «КамАЗ».
Госкорпорации в январе продемонстрировали разнонаправленную динамику в рейтинге. «Росатом» по итогам месяца потерял 9 пунктов и оказался лишь на 17-м месте. Тем не менее стало известно, что по итогам 2014 года «Росатом» направил более 1200 млн руб в города-спутники АЭС в качестве дополнительных налоговых платежей в рамках реализации соглашений между корпорацией и регионами, что позволило реализовать в городах атомной отрасли дополнительные социальные и инфраструктурные проекты. Корпорации «Ростех» (26), напротив, удалось заметно улучшить свои позиции.
Аффилированные с «Газпромом» компании также отличаются высоким уровнем социальной ответственности. В январе в топ-20 рейтинга удалось вернуться страховой компании «СОГАЗ» (11), неплохие позиции и у сервисного оператора «Газпром автоматизация» (24).
По итогам первого месяца нового года «РусГидро» (20) остался единственным представителем энергетического сектора в топ-20 рейтинга социальной ответственности компаний. Компания на долгосрочной основе развивает программы, направленные на решение гуманитарных и образовательных проблем. Заметна благотворительная программа «Чистая энергия», цель которой — дать возможность для развития тем, кто в силу разных причин оказался в сложных условиях, в частности, детям из неблагополучных семей.
«Аэрофлот» (27) за месяц потерял сразу 13 позиций.