В рейтинге компаний по уровню социальной ответственности в сентябре лидерская позиция стабильно сохраняется за «Газпромом» (1). Компания сообщила о намерении увеличить объем инвестиционной программы «Теплосети», направленной на капитальный ремонт теплосетей в Санкт-Петербурге, до 5 млрд рублей. На 2-м месте транспортная компания «Аэрофлот», которой удалось подняться на высокую позицию с 22-го места месяцем ранее. Госкорпорация «Ростех» после отсутствия в топ-30 в августе вернулась в рейтинг наиболее социально ответственных компаний сразу на 3-ю позицию. Помимо благотворительных программ, в фокусе внимания корпорации – повышение среднего уровня оплаты труда сотрудников, а также рост качества и эффективности труда за счет повышения квалификации персонала.
Компании нефтегазового сектора преобладают в десятке лидеров рейтинга социальной ответственности, однако их лидерство в сентябре выражено меньше, чем месяцем ранее. Помимо «Газпрома», в топ-10 вошли три предприятия – «Транснефть» (4),«ЛУКОЙЛ» (6) и «Сургутнефтегаз» (7). В фокусе внимания нефтяников – развитие социальной инфраструктуры на муниципальном уровне. Так, при поддержке «Транснефти» в поселке Ермишь Рязанской области, где работает нефтеперекачивающая станция компании, были отремонтированы школа и детский сад, а «ЛУКОЙЛ» в регионах присутствия отметился участием в строительстве детских садов (Котово, Астрахань, Саратов) и домов культуры (в поселках Пермского края).
Единственным представителем металлургического сектора в десятке лучших рейтинга компаний по уровню социальной ответственности продолжает оставаться «Северсталь», которой в сентябре удалось сохранить 5-е место. В частности, в сентябре «Северсталь» подвела итоги пятого грантового конкурса «Музеи русского севера», восемь региональных музеев-победителей которого получат финансовую поддержку компании, направленную на их развитие.
Среди других «долгожителей» десятки лидеров рейтинга алмазный гигант «Алроса» (8), банк «ВТБ» (9) и научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (10), устойчиво удерживающие свои позиции благодаря разносторонней социальной деятельности. Так, согласно опубликованному отчету «Алросы», компания уделяет повышенное внимание качеству жизни сотрудников за счет их обеспечения пакетом социальных гарантий и льгот, в том числе в рамках программ по поддержанию здоровья, обеспечению жильем, дополнительными корпоративными пенсиями. Банк «ВТБ» в сентябре отметился запуском онлайн-проекта «Маяк», призванного помочь студентам и молодым специалистам определиться с вектором развития карьеры, исходя из индивидуальных особенностей личности. А «Уралвагонзавод» принял широкое участие в поддержке беженцев из Украины, прибывших в Нижний Тагил.
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности продолжают демонстрировать компании металлургического сектора: во второй и третьей десятке рейтинга расположились сразу шесть представителей отрасли – Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) (11), Трубная металлургическая компания (16), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) (17),Объединенная металлургическая компания (19), «Металлоинвест» (21) и «Норильский никель» (24). Сильные позиции металлургических компаний обусловлены постоянной реализацией социальных проектов на региональном уровне. Так, на реализацию 16 благотворительных программ группой ММК только в первом полугодии 2014 года было потрачено 785,7 млн. рублей, при этом ключевым направлением работы предприятия остается благотворительность и социальная поддержка пенсионеров и инвалидов. А при поддержке «Норильского никеля» в Красноярском крае на полуострове Таймыр открылась самая северная ледовая арена мира.
Вне десятки лидеров рейтинга присутствие представителей нефтегазового сектора остается не слишком широким: по итогам сентября в топ-30 лучших компаний, помимо отмеченных выше, вошли «Татнефть» (14), «Роснефть» (15), новичок рейтинга «НоваТЭК» (22) и«Славнефть» (29).
Сохраняется значительное присутствие в топ-30 рейтинга социальной ответственности представителей банковского сектора. В сентябре здесь, как и месяцем ранее, кроме «ВТБ», еще четыре компании – «Сбербанк России» (13), «Россельхозбанк» (20),«Росбанк» (27) и «Газпромбанк» (30). Наиболее значимыми для банков остаются проекты помощи в сфере кредитования: в частности, у «Росбанка» в каждом регионе страны действуют местные социальные программы, направленные на поддержание отдельных категорий населения.
Социальная ответственность является одним из приоритетов предприятий с государственным участием, что обуславливает сильные позиции этих компаний в рейтинге: так, в сентябре в топ-30 вошли «Российские железные дороги» (12), госкорпорация «Росатом» (25), энергетическая компания «РусГидро» (28), а также аффилированная с «Газпромом» страховая компания «СОГАЗ» (18).
В тридцатке лидеров в рейтинга компаний по уровню социальной ответственности в сентябре также оказались машиностроительный завод «КамАЗ» (23) и оператор сотовой связи «МегаФон» (26).
Компания |
Место в рейтинге |
Средний балл |
Очень высокий уровень социальной ответственности |
||
«Газпром» |
1 |
9,10 |
«Аэрофлот» |
2 |
9,04 |
«Ростех» |
3 |
8,86 |
«Транснефть» |
4 |
8,77 |
«Северсталь» |
5 |
8,70 |
«ЛУКОЙЛ» |
6 |
8,56 |
«Сургутнефтегаз» |
7 |
8,50 |
«Алроса» |
8 |
8,33 |
«ВТБ» |
9 |
8,30 |
«Уралвагонзавод» |
10 |
8,15 |
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) |
11 |
7,93 |
РЖД |
12 |
7,88 |
«Сбербанк России» |
13 |
7,79 |
«Татнефть» |
14 |
7,72 |
«Роснефть» |
15 |
7,60 |
Трубная металлургическая компания |
16 |
7.45 |
Магнитогорский металлургический комбинат |
17 |
7,30 |
«СОГАЗ» |
18 |
7,20 |
Объединенная металлургическая компания |
19 |
7,16 |
«Россельхозбанк» |
20 |
7,04 |
Высокий уровень социальной ответственности |
||
«Металлоинвест» |
21 |
6,90 |
«НоваТЭК» |
22 |
6,87 |
«КамАЗ» |
23 |
6,80 |
«Норильский никель» |
24 |
6,60 |
«Росатом» |
25 |
6,57 |
«Мегафон» |
26 |
6,55 |
«Росбанк» |
27 |
6,51 |
«РусГидро» |
28 |
6,45 |
«Славнефть» |
29 |
6,38 |
«Газпромбанк» |
30 |
6,33 |
«Алмаз-Антей» |
31 |
6,30 |
«ВымпелКом» |
32 |
6,26 |
«ГАЗ» |
33 |
6,20 |
«Газпром автоматизация» |
34 |
6,17 |
«Почта России» |
35 |
6,15 |
«Трансмашхолдинг |
36 |
6,12 |
«Сибур» |
37 |
6,04 |
«ЧТПЗ» |
38 |
6,00 |
«Альфа-банк» |
39 |
5,90 |
«УГМК» |
40 |
5,88 |
«Рольф» |
41 |
5,85 |
«Росгосстрах» |
42 |
5,83 |
«Ростелеком» |
43 |
5,80 |
«Русал» |
44 |
5,77 |
«Русснефть» |
45 |
5,75 |
«ТАИФ-НК» |
46 |
5,71 |
«Росэнергоатом» |
47 |
5,70 |
«Уралкалий» |
48 |
5,69 |
«Фольксваген Груп Рус» |
49 |
5,66 |
«Фосагро» |
50 |
5,63 |
Средний уровень социальной ответственности |
||
«ЮТэйр» |
51 |
5,61 |
«Ингосстрах» |
52 |
5,60 |
«Иркутскэнерго» |
53 |
5,56 |
«Мечел» |
54 |
5,54 |
«Нижнекамскнефте |
55 |
5,50 |
«Оборонпром» |
56 |
5,44 |
«Трансаэро» |
57 |
5,40 |
«КЭС-Холдинг» |
58 |
5,35 |
«Магнит» |
59 |
5,33 |
«Метро Кэш энд Керри» |
60 |
5,30 |
«Мостотрест» |
61 |
5,25 |
«Нобель Ойл» |
62 |
5,22 |
«Полюс золото» |
63 |
5,17 |
«СИА Интернейшнл Лтд.» |
64 |
5,15 |
«Система» |
65 |
5,12 |
«Стройгазконсалт |
66 |
5,00 |
«Стройгазмонтаж» |
67 |
4,96 |
«СУЭК» |
68 |
4,93 |
«ТНК-ВР» |
69 |
4,90 |
«ФСК ЕЭС» |
70 |
4,87 |
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» |
71 |
4,85 |
«Балтика» |
72 |
4,81 |
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» |
73 |
4,80 |
«PepsiCo» |
74 |
4,77 |
«АвтоВАЗ» |
75 |
4,72 |
«Ашан» |
76 |
4,70 |
«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» |
77 |
4,68 |
«Евраз груп» |
78 |
4,65 |
«Еврохим» |
79 |
4,63 |
«Интер РАО» |
80 |
4,60 |
«ЛГ Электроникс Рус» |
81 |
4,57 |
«Лента» |
82 |
4,52 |
«М. Видео» |
83 |
4,45 |
«МОЭК» |
84 |
4,44 |
«МРСК» («Российские сети») |
85 |
4,40 |
«Номос-банк» |
86 |
4,30 |
Первая грузовая компания |
87 |
4,25 |
«Протек» |
88 |
4,22 |
«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» |
89 |
4,19 |
«Эльдорадо» |
90 |
4,15 |
«Alliance Oil Company» |
91 |
4,11 |
«Merlion» |
92 |
4,08 |
«Автотор» |
93 |
4,04 |
«ДИКСИ» |
94 |
4,02 |
Национальная компьютерная корпорация |
95 |
4,00 |
«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» |
96 |
3,90 |
«X5 Retail Group» |
97 |
3,80 |
«Автофрамос» |
98 |
3,44 |
«Банк Хоум Кредит» |
99 |
3,35 |
«Евросеть-Ритейл |
100 |
3,20 |
Методика исследования
Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в сентябре 2014 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.
Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.
Участники исследования АПЭК
Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательс