Агентство политических и экономических коммуникаций представляет рейтинг социальной ответственности российских компаний в марте 2014 года.

Компания Место в рейтинге Средний балл

Очень высокий уровень социальной ответственности

«ВТБ» 1

9,08

«Роснефть» 2

8,86

РЖД 3

8,66

«Транснефть» 4

8,60

«Газпром» 5

8,33

«КамАЗ» 6

8,31

«Сбербанк России» 7

8,28

«Северсталь» 8

8,25

«Сургутнефтегаз» 9

8,22

«Норильский никель» 10

8,19

«РусГидро» 11

8,16

«Аэрофлот» 12

8,10

Магнитогорский металлургический комбинат 13

8,00

«ЛУКОЙЛ» 14

7,96

«Уралвагонзавод» 15

7,92

«Сибур» 16

7,90

«АвтоВАЗ» 17

7,66

«ГАЗ» 18

7,64

«Металлоинвест» 19

7,60

«Росатом» 20

7,57

Высокий уровень социальной ответственности

«ТАИФ-НК» 21

7,55

Трубная металлургическая компания 22

7,50

«Нижнекамскнефтехим» 23

7,33

Объединенная металлургическая компания 24

7,30

«Славнефть» 25

7,27

«Трансмашхолдинг» 26

7,25

«НоваТЭК» 27

7,00

«ЧТПЗ» 28

6,95

«Ростелеком» 29

6,90

«Татнефть» 30

6,86

«Уралкалий» 31

6,78

«Алмаз-Антей» 32

6,66

«Алроса» 33

6,64

«Газпромбанк» 34

6,60

«Оборонпром» 35

6,58

Первая грузовая компания 36

6,55

«Почта России» 37

6,52

«СОГАЗ» 38

6,50

«СУЭК» 39

6,47

«ТНК-ВР» 40

6,44

«Фосагро» 41

6,40

«Альфа-банк» 42

6,33

«УГМК» 43

6,31

«Мечел» 44

6,29

«Росэнергоатом» 45

6,25

АФК «Система» 46

6,23

«Стройгазконсалтинг» 47

6,20

«Стройгазмонтаж» 48

6,19

«Трансаэро» 49

6,17

«Фольксваген Груп Рус» 50

6,15

Средний уровень социальной ответственности

«ФСК ЕЭС» 51

6,10

«Газпром автоматизация» 52

6,00

«Ингосстрах» 53

5,95

«Иркутскэнерго» 54

5,92

«КЭС-Холдинг» 55

5,90

«Мегафон» 56

5,88

«МРСК» («Российские сети») 57

5,85

«Полюс золото» 58

5,84

«Ростехнологии» 59

5,80

«Русал» 60

5,77

Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) 61

5,73

«ВымпелКом» 62

5,66

«Еврохим» 63

5,65

«Интер РАО» 64

5,60

«Мостотрест» 65

5,56

«МОЭК» 66

5,55

«Нобель Ойл» 67

5,52

«Росгосстрах» 68

5,50

«ЮТэйр» 69

5,48

«Автотор» 70

5,33

«Евраз груп» 71

5,31

«ЛГ Электроникс Рус» 72

5,28

Национальная компьютерная корпорация 73

5,25

«Рольф» 74

5,23

«Россельхозбанк» 75

5,20

«Русснефть» 76

5,17

«СИА Интернейшнл Лтд.» 77

5,15

«PepsiCo» 78

5,00

«Ашан» 79

4,97

«Балтика» 80

4,96

«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» 81

4,94

«Росбанк» 82

4,90

«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» 83

4,86

«Alliance Oil Company» 84

4,66

«X5 Retail Group» 85

4,60

«Автофрамос» 86

4,57

«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» 87

4,55

«ДИКСИ» 88

4,54

«Магнит» 89

4,52

«Номос-банк» 90

4,50

«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» 91

4,44

«Протек» 92

4,40

«Банк Хоум Кредит» 93

4,33

«М. Видео» 94

4,30

«Метро Кэш энд Керри» 95

4,28

«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» 96

4,25

«Эльдорадо» 97

4,10

«Евросеть-Ритейл» 98

4,00

«Лента» 99

3,50

«Merlion» 100

3,33

Методика исследования

Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в марте 2014 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.

Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.

Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.

Участники исследования АПЭК

Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательства), Вострецов Сергей (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Герасимова Светлана (Центр корпоративной социальной ответственности), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зверева Наталия (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»), Зудин Алексей (Институт социально-экономических и политических исследований), Исаев Андрей (Комитет Государственной думы по труду и социальной политике), Ишин Александр (Совет Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Кагарлицкий Борис (Институт глобализации и социальных движений), Калабихина Ирина (Факультет экономики МГУ), Кожокин Евгений (Академия труда и социальных отношений), Козина Ирина (Институт управления социальными процессами НИУ ВШЭ), Кузьмина Нина (Департамент общественных связей ФНПР), Локосов Вячеслав (ИСЭПН РАН), Мартыненко Владимир (ИСПИ РАН), Масленников Никита (Институт современного развития), Миронов Валерий (Центр развития НИУ "Высшая школа экономики"), Мисихина Светлана (Академия бюджета и казначейства Минфина), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Осипов Геннадий (Институт социально-политических исследований Российской академии наук), Приходько Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Пузанов Александр (Фонд «Институт экономики города»), Ржаницына Людмила (Институт экономики РАН), Рябов Игорь (Исследовательский центр "Промышленность и общество"), Синельников-Мурылев Сергей (ИЭП им. Е.Т. Гайдара), Соколов Владимир (Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ), Солдатова Нина (Департамент по развитию предпринимательства ТПП РФ), Сомов Алексей (Журнал «Социальное партнерство»), Столяров Булат (Институт региональной политики), Таланов Сергей (Кафедра социологии Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова), Чаплин Константин (Агентство бизнес-информации), Шейман Игорь (Высшая школа экономики), Энтов Револьд (РАН).

Комментарий к рейтингу за март 2014

Десятка лидеров рейтинга

Лидером по уровню социальной ответственности среди российских компаний в марте впервые стал представитель банковского сектора – группа «ВТБ» (1). Программа банка в этой сфере строится вокруг комплексной поддержки здравоохранения, благотворительной поддержки массового и профессионального спорта, образования, науки и культуры, а также помощи социально незащищенным слоям населения на территориях присутствия компании. Лидер прошлого месяца – «Роснефть» – по итогам месяца на 2-й строчке рейтинга. На 3-ю позицию в марте поднялась компания «Российские железные дороги», занимавшая в феврале лишь 9-е место. В начале весны перевозчик сообщил о расширении программы добровольного страхования сотрудников, включив в нее выплаты при диагностировании онкологических заболеваний.

Доминирование в топ-10 компаний нефтегазового сектора в марте стало менее очевидным. Во-первых, впервые за несколько месяцев представитель этой отрасли утратил лидерство в рейтинге, а, во-вторых, в десятку лидеров в марте, помимо «Роснефти», вошли лишь 3 нефтегазовых компании – «Транснефть» (4), «Газпром» (5) и «Сургутнефтегаз» (9). Тем не менее все три обозначенных предприятия по итогам месяца улучшили свои позиции в рейтинге по сравнению с февралем. Заметным событием марта стал представленный «Газпромом» пакет предложений, в котором содержится и инициатива о наделении независимых газопроизводителей социальными функциями по предоставлению топлива населению, что может пополнить число социально ответственных организаций.

Компаниям банковского сектора и металлургической отрасли удалось усилить свое влияние в десятке лидеров. Помимо ВТБ, в топ-10 входит «Сбербанк» (7). Высокие позиции банка в сфере социальной ответственности поддерживаются в том числе за счет реализации «Сбербанком» специальных акций и социальных программ в области ипотечного кредитования, часто реализующихся совместно с муниципальными и региональными властями. А среди металлургических компаний в десятку лидеров по уровню социальной ответственности в марте вошли «Северсталь» (8) и «Норильский никель» (10).

В топ-10 удалось пробиться также представителю машиностроительной отрасли: на 6-й позиции рейтинга по итогам месяца оказался «КамАЗ». На рост рейтинга предприятия повлияло заявление крупнейшего акционера компании – холдинга «Ростехнологии» – о готовности сделать крупные вложения в социально и государственно важные проекты в рамках, в частности – на совершенствование производства на «КамАЗе» и «АвтоВАЗе»

Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности

Среди представителей нефтегазового сектора, помимо первой десятки, улучшить позиции в рейтинге социальной ответственности компаний по сравнению с февралем удалось холдингу «Сибур» (16) и «Славнефти» (25): обе компании по итогам месяца поднялись на одну строку. Другие представители отрасли несколько растеряли свои позиции. Наиболее заметное падение продемонстрировали «ЛУКойл» (14), который выбыл из топ-10, и «Татнефть», опустившаяся на 19 строк и оказавшаяся на 30-й строчке. Менее заметное снижение рейтинга в марте продемонстрировали «ТАИФ-НК» (21) и «НоваТЭК» (27).

Разнонаправленную динамику в рейтинге социальной ответственности компаний в марте продемонстрировали представители металлургического сектора. Так Магнитогорский металлургический комбинат сохранил свои позиции в рейтинге и остался на 13-м месте. На три строчки вверх поднялся холдинг «Металлоинвест» (19), росту рейтинга которого способствует реализация программы поддержки работников новотроицкого предприятия «Уральская Сталь», сокращенных из-за реорганизации: уволенным сотрудникам предложены вакансии на горно-обогатительных предприятиях компании – Лебединском и Михайловском ГОКах. На одну позицию выше оказалась и «Трубная металлургическая компания» (22). Снижение рейтинга продемонстрировали «Объединенная металлургическая компания» (24) — на 9 строк и «Челябинский трубопрокатный завод» (28) — на 12 позиций.

В топ-30 в рейтинге по уровню социальной ответственности компаний в марте заметно усилили свои позиции компании машиностроительной отрасли. Помимо «КамАЗа» рост позиций по итогам месяца продемонстрировали «Уралвагонзавод» (15), «АвтоВАЗ» (17), «ГАЗ» (18) и «Трансмашхолдинг» (26).

В тридцатку лучших в марте вырвались «Аэрофлот» (15) и «Ростелеком» (29). Росту рейтинга «Аэрофлота» способствовал старт продаж льготных билетов для пенсионеров и молодежи Приморья, желающих посетить европейскую часть России. Заметное снижение позиций в марте продемонстрировали «РусГидро» (11), «Росатом» (20) и «Нижнекамскнефтехим» (23), однако по итогам месяца все же удержались в топ-30 наиболее влиятельных компаний по уровню социальной ответственности. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: