Рейтинг оценок деятельности руководителей субъектов Федерации с 12 по 18 ноября 2012 года

![]() |
Алтайский край | +4 |
![]() |
Магаданская область | +4 |
![]() |
Рязанская область | +1 |

![]() |
Пермский край | -7 |
![]() |
Калужская область | -4 |
![]() |
Курганская область | -3 |
![]() |
Санкт-Петербург | -2 |
![]() |
Астраханская область | -1 |
![]() |
Чеченская Республика | -1 |
Представители губернаторского корпуса за период с 12 по 18 ноября получают 3 положительные оценки и 6 отрицательных.
Ключевой темой середины ноября в региональной политике, получившей наибольший информационный резонанс, стала публикация фондом ИСЭПИ при ОНФ доклада, посвященного анализу осенней избирательной кампании по выборам губернаторов. Инициатор подготовки доклада, глава фонда и советник первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина Дмитрий Бадовский, предлагает президенту четыре варианта выборов руководителей регионов. При этом Бадовский предлагает внести в законодательство поправки, разрешающие территориям самим решать, по какой схеме выбирать своего губернатора, и провести региональные референдумы можно будет уже к 2014г. (большинство кампаний, в том числе в национальных республиках, намечено на 2015г., также пиковое количество выборов сейчас приходится на 2017г.).
В связи с этим ИСЭПИ предлагает провести досрочные перевыборы губернаторов 31 региона, полномочия которых истекают в 2016-2017гг. По мнению авторов доклада, эта мера укрепит легитимность власти на старте думской кампании в 2016г., а в случае возвращения смешанной системы выборов Госдумы снизит риск возникновения внутриэлитных конфликтов на местах. В ином случае возникнет ситуация трехлетнего избирательного цикла: Госдума (2016) – губернаторы (2017) – президент (2018), что грозит дестабилизацией ситуации и нарастанием усталости избирателя к президентским выборам.
В интервью «Клубу Регионов» Дмитрий Бадовский наглядно пояснил свою точку зрения о необходимости досрочных выборов губернаторов: «Наибольшие опасения вызывает достаточно большой блок региональных губернаторских выборов, который должен быть в 2017 году – между выборами в Госдуму в 2016 году и президентскими в 2018 году. Это, собственно, и будет создавать в двух десятках регионов ситуацию фактически непрерывного трехлетнего смешанного федерально-регионального избирательного цикла».
Помимо повышения гибкости законодательства о выборах губернаторов, которое должно учитывать «особенности местности», и усиления комфортности электорального цикла для президента РФ, аналитики ИСЭПИ также предлагают ограничить избыточный сбор подписей муниципальных кандидатов на выборах губернаторов. «Система сбора муниципальных подписей имеет потенциал усовершенствования и большое значение для дальнейшего развития национальной политической системы», – отмечается в докладе.
Другой темой реконструкции федерального политического пространства стала очередная инициатива президента, призванная повысить статус Северной столицы. На сей раз по модели, согласно которой в Петербург уже выведены структуры Конституционного суда, Владимир Путин предлагает разместить там Верховный и Арбитражный суд. Заметим, что в сложившихся условиях вероятность реализации данной идеи в жизнь довольно высока.
Наконец, следует отметить оптимистичные тенденции, которые наблюдаются в работе нового руководства Минрегиона. 16 ноября в Российском экономическом университете им.Г.В.Плеханова состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между министерством регионального развития и университетом, при этом министр Игорь Слюняев заявил, что он полностью готов к диалогу, и пообещал активизировать работу общественных советов, которые при последних двух министрах регионального развития (Викторе Басаргине и Олеге Говоруне) перестали играть функцию актуальных коммуникационных площадок.
Аналогичным образом новый министр готовится активизировать отношения со СМИ, которые при господине Говоруне были практически заброшены (вплоть до планов упразднения в министерстве отдела по взаимодействию со СМИ).
Активная позиция, занятая Слюняевым, свидетельствует о том, что он намерен сломать шаблон закрытости, долгие годы свойственный Минрегиону.