Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2014 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации.
Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ в ТОП–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций.
Как сообщается на сайте агентства, лидером рейтинга стала Республика Татарстан, причем связано это в очень большой степени со спортивными сюжетами — как текущими, так и перспективными. К слову,, футбол играет роль едва ли не ключевого драйвера в международном продвижении российских территорий: для обоих новичков первой десятки рейтинга 2014 год ознаменовался выходом соответствующей региональной команды в высший дивизион отечественного футбола («Мордовия», «Арсенал»). В случае Мордовии дополнительный интерес у иностранных СМИ вызвал выбор Саранска как одного из городов проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. В Тульской области еще один обративший на себя внимание за рубежом сюжет оказался не связан со спортом: он касается строительства автомобильного завода GreatWall Motor.
Кирилл Николенко:
— Список регионов, лидирующих по части благоприятной упоминаемости в зарубежных медиа, на первый взгляд, необычен, но логика попадания на первые строчки ясна. С ней не имеет смысла спорить.
Рейтинг — показатель того, что видно «с той стороны». В нем практически нет центра России (исключение — Тульская область). Непривычно обнаруживать Петербург не в «топе», а на 16-ом месте.
Ценность данного рейтинга заключается в том, что он наглядно демонстрирует, какие темы интересны иностранным СМИ. Культурная повестка выпадает полностью.
Регионам, которые хотят именно этой стороной быть заметными за границей, необходимо приложить усилия, чтобы показать уникальность и интересность имеющегося там культурного достояния. Ключевые позиции спорта (в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу) и углеводородов определили лучших в этой «табели о рангах», что делает затруднительным показать разнообразие, которое есть на местах.
Как видно, политические заявления глав регионов (в связи с ситуацией на Украине) не продвинули соответствующие территории. Негативно повлияло также свертывание сотрудничества из-за санкций и кризиса.