Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий в январе 2014 года
Исследование медиа-активности Избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в январе 2014 года показало, что еще не во всех регионах организаторы выборов вошли в рабочий ритм. Так, в большой группе регионов Избирательные комиссии пропали из информационного поля на целый месяц. Однако по порядку.
Метод ранжирования Избирательных комиссий основан на прозрачном инструментарии. Для определения медиа-активности региональных Избиркомов были посчитаны все новостные сообщения, опубликованные на официальных сайтах комиссий в январе 2014 года. Затем эти данные были собраны в таблицу и проранжированы.
Распределение мест в рейтинге целиком зависит от количества новостных сообщений на официальных сайтах комиссий. Мы не анализировали информационный шлейф в СМИ, который сопровождает деятельность избиркомов, поскольку источником всех новостных сюжетов являются действия комиссии, которые освещаются на официальном сайте. Как правило, количество новостей, созданных журналистами в 2-3 раза больше, чем количество событий с участием Избиркомов. Исключением являются урбанизированные регионы, где СМИ работают гораздо активнее.
Итак, рейтинг медиа-активности в январе 2014 года возглавили Избирательные комиссии Волгоградской, Новосибирской и Иркутской областей, Республики Хакасия и Белгородской области. Организаторы выборов в этих регионах наиболее активно освещали свою деятельность. Пятерка лидеров заслуживает особого внимания. Разберем структуру новостей в каждой комиссии.
1 место. Избирательная комиссия Волгоградской области опубликовала за январь без малого 80 новостей. Однако, из этого массива информации значительную часть составляют перепечатки материалов федеральных СМИ – 40 сообщений или 50% от всего объема. Большое внимание в Волгоградском избиркоме уделяют освещению событий политической жизни Москвы. Часто встречаются большие статьи о деятельности оппозиционеров Алексея Навального и Владимира Рыжкова, губернатора Кировской области Никиты Белых. Баланс между федеральными и региональными новостями нарушен.
2 место. В отличие от своих южных коллег в Избирательной комиссии Новосибирской области освещают исключительно свою деятельность – 60 новостей посвящены работе ТИКов, подготовке к выборам, обучению членов комиссий. Большое количество качественных новостей связано с активной работой комиссии по подготовке к выборам в органы местного самоуправления, которые назначены на 2 марта и выборам мэра Новосибирска, запланированным на 6 апреля.
3 место. Избирательная комиссия Иркутской области тоже занята подготовкой к муниципальным выборам, которые пройдут в марте-апреле. На официальном сайте комиссии опубликовано 55 новостей, освещающих работу комиссии.
4 место. Белгородский избирком опубликовал 44 новости о текущей работе комиссий различного уровня, большинство из них снабжены фотографиями. Материалы одинаково хорошо воспринимаются специалистами и рядовыми гражданами.
5 место. Избирательная комиссия Республики Хакасия опубликовала в январе 41 заголовок новостей. Существенным недостатком публикаций является то, что они доступны для просмотра только после скачивания текстового файла в формате DOC. Все новости нацелены на освещение деятельности комиссии, перепечаткой новостей федеральных СМИ в Хакасии не занимались.
Избиркомы-молчуны
В январе в России было три региональных Избирательных комиссии, которые полностью игнорировали освещение своей деятельности. Немыми оказались Избиркомы Республики Северная Осетия и Еврейского автономного округа. Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа отличилась тем, что не указывала даты публикации своих новостей, поэтому идентифицировать январские новости не удалось.
Меньше 5 новостей в январе разместили 20 сайтов региональных избиркомов, по уровню закрытости они сравнимы со спецслужбами.
Сайт-динозавр
Неприятно удивили сайты избирательных комиссий Москвы и Подмосковья, которые могут поспорить между собой за звание худшего сайта регионального избиркома. Сайты этих комиссий не выдерживают критики по уровню оптимизации и доступности важной информации. По состоянию на 1 февраля 2014 года на сайте Московского городского Избиркома отсутствует ссылка на сайт ГАС «Выборы», а на самом сайте комиссии самые свежие данные о выборах датированы 2009 годом. Это означает, что москвич не сможет получить исчерпывающую информацию о результатах выборов в Москве на официальном сайте городского Избиркома. Подобная закрытость только раздражает современного гражданина, интересующегося политической жизнью.
Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий в январе 2014 года
Место | Комиссия субъекта | Общее количество публикаций на официальном сайте |
1 | Волгоградская область | 80 |
2 | Новосибирская область | 60 |
3 | Иркутская область | 55 |
4 | Белгородская область | 44 |
5 | Республика Хакасия | 41 |
6 | Республика Коми | 39 |
7 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 34 |
8 | Республика Башкортостан | 31 |
9 | Республика Татарстан | 31 |
10 | Калужская область | 28 |
11 | Мурманская область | 25 |
12 | Пермский край | 24 |
13 | Алтайский край | 22 |
14 | Калининградская область | 17 |
15 | Пензенская область | 17 |
16 | Санкт-Петербург | 17 |
17 | Курганская область | 16 |
18 | Московская область | 16 |
19 | Чеченская Республика | 16 |
20 | Курская область | 15 |
21 | Томская область | 15 |
22 | Ульяновская область | 15 |
23 | Приморский край | 13 |
24 | Забайкальский край | 13 |
25 | Воронежская область | 12 |
26 | Краснодарский край | 12 |
27 | Республика Марий Эл | 12 |
28 | Нижегородская область | 12 |
29 | Псковская область | 12 |
30 | Самарская область | 12 |
31 | Тульская область | 12 |
32 | Республика Алтай | 12 |
33 | Астраханская область | 12 |
34 | Тамбовская область | 11 |
35 | Оренбургская область | 10 |
36 | Ставропольский край | 10 |
37 | Тверская область | 9 |
38 | Владимирская область | 8 |
39 | Ивановская область | 8 |
40 | Свердловская область | 8 |
41 | Удмуртская Республика | 8 |
42 | Хабаровский край | 8 |
43 | Ненецкий автономный округ | 8 |
44 | Амурская область | 7 |
45 | Костромская область | 7 |
46 | Новгородская область | 7 |
47 | Чувашская Республика | 7 |
48 | Республика Калмыкия | 7 |
49 | Липецкая область | 6 |
50 | Омская область | 6 |
51 | Ярославская область | 6 |
52 | Архангельская область | 5 |
53 | Республика Карелия | 5 |
54 | Кемеровская область | 5 |
55 | Ленинградская область | 5 |
56 | Магаданская область | 5 |
57 | Республика Мордовия | 5 |
58 | Орловская область | 5 |
59 | Ростовская область | 5 |
60 | Сахалинская область | 5 |
61 | Республика Дагестан | 4 |
62 | Республика Ингушетия | 4 |
63 | Кабардино-Балкарская Республика | 4 |
64 | Кировская область | 4 |
65 | Смоленская область | 4 |
66 | Республика Саха (Якутия) | 4 |
67 | Брянская область | 4 |
68 | Камчатский край | 4 |
69 | Вологодская область | 3 |
70 | Красноярский край | 3 |
71 | Республика Тыва | 3 |
72 | Челябинская область | 3 |
73 | Москва | 3 |
74 | Республика Бурятия | 2 |
75 | Карачаево-Черкесская Республика | 2 |
76 | Рязанская область | 2 |
77 | Саратовская область | 2 |
78 | Республика Адыгея | 1 |
79 | Тюменская область | 1 |
80 | Чукотский автономный округ | 1 |
81 | Ханты-Мансийский автономный округ | 0 |
82 | Еврейская автономная область | 0 |
83 | Республика Северная Осетия | 0 |
Выводы
Значительная доля региональных Избирательных комиссий фактически пропала с информационного поля в январе 2014 года. Такая ситуация недопустима, поскольку создает благодатную почву для обвинений Избиркомов в непрозрачности работы.
Несмотря на то, что большинство сайтов Избирательных комиссий отвечают современным требованиям по функциональному наполнению и оперативности, существуют вопиющие примеры малоинформативных сайтов. Самое удивительное в том, что откровенно слабые сайты принадлежат Избиркомам Москвы и Московской области. Ведь это наиболее густонаселенные регионы России, а значит, запрос на качественную информацию о выборах здесь самый высокий.
Безусловно, медиа-активность Избиркомов определяется текущей загруженностью и близостью выборов. Однако, ситуация, когда региональный Избирком публикует менее 5 новостей в месяц, тоже ненормальна. Это свидетельствует о нежелании комиссии сотрудничать со СМИ и рассказывать о своей работе. Возникает закономерный вопрос: А работал ли этот Избирком-молчун в течение месяца?
Всем Избирательным комиссиям есть над чем работать. Если актуальная информация об избирательном законодательстве представлена практически на всех сайтах комиссий, то доступной информации о выборах нет почти нигде. На сайтах Избиркомов отсутствует инфографика или другие графические материалы, которые могли бы помочь с восприятием результатов выборов. Зачастую актуальные данные о региональных и местных выборах доступны только в ГАС «Выборы».
Первый Рейтинг медиа-активности Избирательных комиссий показал, что разница в освещении деятельности региональных избиркомов слишком поляризована. Менее 10 новостей в январе 2014 года опубликовали 47 Избиркомов, меньше 5 новостей опубликовали 20 Избиркомов. Пять самых медиа-активных комиссий опубликовали в сумме 280 новостей в январе, а пять самых «неразговорчивых» комиссий опубликовали всего 7 новостей.
Доверие избирателя нельзя завоевать сразу, его нужно растить, как капризного ребенка.
Рейтинг подготовил независимый политолог Владислав Федоров.