Рейтинг эффективности деятельности законодательных органов власти в ДФО


Законодательные собрания занимают важнейшее место в системе государственного управления. Деятельность законодательных органов субъектов федерации представляет собой публичный политико-правовой процесс, в ходе которого происходит согласование интересов властных групп и акторов путем разработки, обсуждения, принятия, и последующей корректировки законодательных актов. Вместе с тем, деятельность парламента не ограничивается исключительно законотворческим процессом, а функции парламента не сводятся к обеспечению только законотворческого процесса. Современные законодательные собрания могут, и, зачастую, являются механизмами партийного строительства, подготовки политических элит, принятия решений и формирования политической повестки дня.

Деятельность законодательных собраний – это вектор, формируемый разнонаправленными политическими силами и общественными интересами, в общем виде представляет инструмент создания и перераспределения властного ресурса. Эффективность такой деятельности всегда будет привлекать внимание практикующих политологов и политических менеджеров, поскольку обладает бесспорной политической актуальностью и находится в центре публичного внимания.

В данном исследовании эффективность деятельности законодательных собраний понимается в самом широком смысле, как результативность действия всех сил и средств, призванных обеспечить достижение целей принятия политических решений и оптимизации уровня конфликтности в той или иной сфере общественной жизни. Эффективным называется то законодательное собрание, которое в своей деятельности приводит к принятию решений, способствующих социальному и экономическому развитию региона, а также стабильному политическому функционированию региональных политических систем.

Составленный ниже рейтинг описывает деятельность законодательных собраний Дальневосточного федерального округа в период с января 2015 по июль 2015 года. Рейтинг составлен накануне проведения заседания Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" с целью дать информацию парламентариям субъектов ДФО для оптимизации деятельности законодательных собраний, и призван содействовать улучшению эффективности их работы. В дальнейшем методика проведения исследования будет совершенствоваться.

Краткое описание методики исследования

Данный рейтинг является интегральным и составлен на основе: экспертных оценок (20 индикаторов); данных опросов общественного мнения, проведенных ДКЦ (Дальневосточным консалтинговым центром); количественных и качественных показателей законотворчества законодательных собраний ДФО (источник – официальные сайты);качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности законодательных собраний; медиарейтинге глав законодательных органов субъектов Российской Федерации, подготовленном компанией «Медиалогия». Максимально возможным интегральным баллом эффективности является – 100 баллов.

Результаты исследования

Таблица №1 (Эффективность деятельности законодательных собраний ДФО)

место в рейтинге

Законодательное собрание

Интегральный балл

1

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

55

2

Законодательное Собрание Камчатского края;

50

3

Законодательная Дума Хабаровского края;

48

4

Законодательное Собрание Приморского края;

43

5

Законодательное Собрание Амурской области;

42

6

Магаданская областная Дума;

34

7

Сахалинская областная Дума;

31

8

Дума Чукотского автономного округа

29

9

Законодательное Собрание Еврейской автономной области

28

Таблица №2 (Эффективность деятельности Председателей законодательных собраний ДФО)

место в рейтинге

Председатель — ЗС

Интегральный балл

1

Жирков Александр Николаевич — Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

85

2

Горчаков Виктор Васильевич — Законодательное Собрание Приморского края;

84

3

Раенко Валерий Фёдорович — Законодательное Собрание Камчатского края;

70

4

Тихомиров Анатолий Федорович — Законодательное Собрание Еврейской автономной области;

60

5

Дьяконов Константин Викторович — Законодательное Собрание Амурской области;

59

6

Александров Александр Павлович — Магаданская областная Дума;

55

7

Ефремов Владимир Ильич — Сахалинская областная Дума;

50

8

Даллакян Арамаис Джаганович — Дума Чукотского автономного округа

45

9

Чудов Виктор Владимирович — Законодательная Дума Хабаровского края.

20

Основные выводы:

  1. По данным исследования наиболее эффективным законодательным собранием ДФО являетсяГосударственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), интегральный балл – 55. Отличительной особенностью в деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) является высокий рейтинг оценок деятельности среди населения республики (одобряют деятельность – 60%) и работающие экспертные (общественные) советы.

  2. В тройку лидеров рейтинга вошли Республики Саха (Якутия), Камчатский край, Хабаровский край. При этом разрыв в показателях интегральных баллов минимальный. Парламенты данных субъектов ДФО способны влиять на региональную политику и, так или иначе, изменять политический процесс, однако лишь реагируя на инициативы исполнительной власти.

  3. Законодательные собрания, обладающие достаточной независимостью и активным образом воздействующие на политический процесс на территории ДФО, отсутствуют.

  4. Серьезное влияние на деятельность законодательных собраний оказывают их председатели.

  5. Наиболее влиятельными и эффективными председателями собраний являются Жирков Александр Николаевич — Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Горчаков Виктор Васильевич — Законодательное Собрание Приморского края. Лидером качества информационного сопровождения деятельности по данным медиарейтинга за первое полугодие 2015 года является Председатель ЗСПК Виктор Горчаков.

  6. Законодательные инициативы и программы исходят, в общем и целом, от исполнительной власти (Дума Чукотского автономного округа, Магаданская областная Дума, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).

  7. Ограничена исследовательская и экспертная поддержка деятельности законодательных собраний. Инициатива привлечения экспертов в большей степени относится к председателям собраний (Приморский край, Магаданская область, Амурская область, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).

  8. Невысокая посещаемость депутатами заседаний комитетов и заседаний законодательного собрания (Дума Чукотского автономного округа, Законодательная Дума Хабаровского края). Относительно невысокая посещаемость депутатами Государственного Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в большей степени, связана с особенностями транспортной доступности удаленных территорий региона.

  9. Конкурентный парламентаризм не характерен для законодательных собраний ДФО. В Законодательных собраниях ДФО доминируют представители партии «Единая Россия». Зачастую «партийная дисциплина» в парламентах убивает инициативность, и вносить формализм в законотворческий процесс (Законодательное Собрание Камчатского края, Законодательное Собрание Приморского края, Магаданская областная Дума).

  10. Очень низкое наблюдение и контроль за исполнение регионального законодательства (Сахалинская областная Дума, Законодательная Дума Хабаровского края, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).

  11. Отсутствие механизмов легального согласования интересов по общественно значимым темам и дискуссии представителей разных политических сторон, задействованных в обсуждаемых вопросах (Магаданская областная Дума, Сахалинская областная Дума, Законодательное Собрание Камчатского края).

  12. Высокая закрытость законотворческой деятельности (Дума Чукотского автономного округа, Законодательное Собрание Еврейской автономной области, Законодательное Собрание Камчатского края).

  13. Наблюдаются процессы ограничений со стороны исполнительной власти регионов на публичность, свободу и разнообразие законотворческой деятельности (Законодательное Собрание Приморского края, Магаданская областная Дума, Законодательное Собрание Амурской области).

  14. Увеличение количественного состава законодательного собрания не влияет на качество законотворческого процесса (Законодательная Дума Хабаровского края (было 26, стало 36 депутатов)).

  15. Депутатские корпусы в большей степени занимаются лоббированием собственных интересов (Законодательное Собрание Приморского края, Сахалинская областная Дума, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).

  16. Предъявленные обвинения председателю Законодательной Думы Хабаровского края Виктору Чудову в преступлениях коррупционной направленности, в рамках расследования уголовного дела по факту хищения средств при строительстве космодрома Восточный, резко снизило как его собственные показатели, так и показатели работы Законодательной Думы Хабаровского края.

Список экспертов

Андросов Михаил (ИА «Каминформ»); Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»); Ярулин Илдус (д.п.н., Тихоокеанский государственный университет), Кудисов Андрей (политический консультант); Песцов Сергей (д.п.н., Дальневосточный федеральный университет); Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Ханас Петр (Агентство политических и экономических коммуникаций, Дальний Восток); Чернов Андрей (Дальневосточный консалтинговый центр).

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: