Рейтинг эффективности деятельности законодательных органов власти в ДФО
Законодательные собрания занимают важнейшее место в системе государственного управления. Деятельность законодательных органов субъектов федерации представляет собой публичный политико-правово
Деятельность законодательных собраний – это вектор, формируемый разнонаправленны
В данном исследовании эффективность деятельности законодательных собраний понимается в самом широком смысле, как результативность действия всех сил и средств, призванных обеспечить достижение целей принятия политических решений и оптимизации уровня конфликтности в той или иной сфере общественной жизни. Эффективным называется то законодательное собрание, которое в своей деятельности приводит к принятию решений, способствующих социальному и экономическому развитию региона, а также стабильному политическому функционированию региональных политических систем.
Составленный ниже рейтинг описывает деятельность законодательных собраний Дальневосточного федерального округа в период с января 2015 по июль 2015 года. Рейтинг составлен накануне проведения заседания Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" с целью дать информацию парламентариям субъектов ДФО для оптимизации деятельности законодательных собраний, и призван содействовать улучшению эффективности их работы. В дальнейшем методика проведения исследования будет совершенствовать
Краткое описание методики исследования
Данный рейтинг является интегральным и составлен на основе: экспертных оценок (20 индикаторов); данных опросов общественного мнения, проведенных ДКЦ (Дальневосточным консалтинговым центром); количественных и качественных показателей законотворчества законодательных собраний ДФО (источник – официальные сайты);качественных и количественных показателей сообщений в СМИ о деятельности законодательных собраний; медиарейтинге глав законодательных органов субъектов Российской Федерации, подготовленном компанией «Медиалогия». Максимально возможным интегральным баллом эффективности является – 100 баллов.
Результаты исследования
Таблица №1 (Эффективность деятельности законодательных собраний ДФО)
место в рейтинге |
Законодательное собрание |
Интегральный балл |
1 |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); |
55 |
2 |
Законодательное Собрание Камчатского края; |
50 |
3 |
Законодательная Дума Хабаровского края; |
48 |
4 |
Законодательное Собрание Приморского края; |
43 |
5 |
Законодательное Собрание Амурской области; |
42 |
6 |
Магаданская областная Дума; |
34 |
7 |
Сахалинская областная Дума; |
31 |
8 |
Дума Чукотского автономного округа |
29 |
9 |
Законодательное Собрание Еврейской автономной области |
28 |
Таблица №2 (Эффективность деятельности Председателей законодательных собраний ДФО)
место в рейтинге |
Председатель — ЗС |
Интегральный балл |
1 |
Жирков Александр Николаевич — Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); |
85 |
2 |
Горчаков Виктор Васильевич — Законодательное Собрание Приморского края; |
84 |
3 |
Раенко Валерий Фёдорович — Законодательное Собрание Камчатского края; |
70 |
4 |
Тихомиров Анатолий Федорович — Законодательное Собрание Еврейской автономной области; |
60 |
5 |
Дьяконов Константин Викторович — Законодательное Собрание Амурской области; |
59 |
6 |
Александров Александр Павлович — Магаданская областная Дума; |
55 |
7 |
Ефремов Владимир Ильич — Сахалинская областная Дума; |
50 |
8 |
Даллакян Арамаис Джаганович — Дума Чукотского автономного округа |
45 |
9 |
Чудов Виктор Владимирович — Законодательная Дума Хабаровского края. |
20 |
Основные выводы:
-
По данным исследования наиболее эффективным законодательным собранием ДФО являетсяГосударственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), интегральный балл – 55. Отличительной особенностью в деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) является высокий рейтинг оценок деятельности среди населения республики (одобряют деятельность – 60%) и работающие экспертные (общественные) советы.
-
В тройку лидеров рейтинга вошли Республики Саха (Якутия), Камчатский край, Хабаровский край. При этом разрыв в показателях интегральных баллов минимальный. Парламенты данных субъектов ДФО способны влиять на региональную политику и, так или иначе, изменять политический процесс, однако лишь реагируя на инициативы исполнительной власти.
-
Законодательные собрания, обладающие достаточной независимостью и активным образом воздействующие на политический процесс на территории ДФО, отсутствуют.
-
Серьезное влияние на деятельность законодательных собраний оказывают их председатели.
-
Наиболее влиятельными и эффективными председателями собраний являются Жирков Александр Николаевич — Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Горчаков Виктор Васильевич — Законодательное Собрание Приморского края. Лидером качества информационного сопровождения деятельности по данным медиарейтинга за первое полугодие 2015 года является Председатель ЗСПК Виктор Горчаков.
-
Законодательные инициативы и программы исходят, в общем и целом, от исполнительной власти (Дума Чукотского автономного округа, Магаданская областная Дума, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).
-
Ограничена исследовательска
я и экспертная поддержка деятельности законодательных собраний. Инициатива привлечения экспертов в большей степени относится к председателям собраний (Приморский край, Магаданская область, Амурская область, Законодательное Собрание Еврейской автономной области). -
Невысокая посещаемость депутатами заседаний комитетов и заседаний законодательного собрания (Дума Чукотского автономного округа, Законодательная Дума Хабаровского края). Относительно невысокая посещаемость депутатами Государственного Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в большей степени, связана с особенностями транспортной доступности удаленных территорий региона.
-
Конкурентный парламентаризм не характерен для законодательных собраний ДФО. В Законодательных собраниях ДФО доминируют представители партии «Единая Россия». Зачастую «партийная дисциплина» в парламентах убивает инициативность, и вносить формализм в законотворческий процесс (Законодательное Собрание Камчатского края, Законодательное Собрание Приморского края, Магаданская областная Дума).
-
Очень низкое наблюдение и контроль за исполнение регионального законодательства (Сахалинская областная Дума, Законодательная Дума Хабаровского края, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).
-
Отсутствие механизмов легального согласования интересов по общественно значимым темам и дискуссии представителей разных политических сторон, задействованных в обсуждаемых вопросах (Магаданская областная Дума, Сахалинская областная Дума, Законодательное Собрание Камчатского края).
-
Высокая закрытость законотворческой деятельности (Дума Чукотского автономного округа, Законодательное Собрание Еврейской автономной области, Законодательное Собрание Камчатского края).
-
Наблюдаются процессы ограничений со стороны исполнительной власти регионов на публичность, свободу и разнообразие законотворческой деятельности (Законодательное Собрание Приморского края, Магаданская областная Дума, Законодательное Собрание Амурской области).
-
Увеличение количественного состава законодательного собрания не влияет на качество законотворческог
о процесса (Законодательная Дума Хабаровского края (было 26, стало 36 депутатов)). -
Депутатские корпусы в большей степени занимаются лоббированием собственных интересов (Законодательное Собрание Приморского края, Сахалинская областная Дума, Законодательное Собрание Еврейской автономной области).
-
Предъявленные обвинения председателю Законодательной Думы Хабаровского края Виктору Чудову в преступлениях коррупционной направленности, в рамках расследования уголовного дела по факту хищения средств при строительстве космодрома Восточный, резко снизило как его собственные показатели, так и показатели работы Законодательной Думы Хабаровского края.
Список экспертов
Андросов Михаил (ИА «Каминформ»); Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»); Ярулин Илдус (д.п.н., Тихоокеанский государственный университет), Кудисов Андрей (политический консультант); Песцов Сергей (д.п.н., Дальневосточный федеральный университет); Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Ханас Петр (Агентство политических и экономических коммуникаций, Дальний Восток); Чернов Андрей (Дальневосточный консалтинговый центр).