1. Федеральная политика в отношении регионов

Развитие транспортной инфраструктуры (в том числе региональных дорог), поддержка индустриальных регионов и научных центров, а также рост внимания федеральных властей к муниципальной повестке — в числе актуальных приоритетов Кремля.

Одним из ключевых мероприятий месяца, влияющих на региональную политику стал Восточный экономический форум, в котором принял участие Владимир Путин. Подтверждение президентом курса на развитие «восточного направления инфраструктуры», международного коридора «Север – Юг», портов Азово-Черноморского бассейна и Северного морского пути определенно предполагает усиление внимания федерального центра к сибирским, дальневосточным, арктическим регионам, а также к ряду территорий Южного федерального округа. Это может предполагать определенное усиление в перспективе 2023-2024 года роли полпредов в Уральском, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральном округах — не только по вопросам, связанным с инфраструктурными проектами, но и в рамках антикоррупционной политики в отношении этих территорий (в том числе, возможно, с акцентом на пресечение масштабных нарушений природоохранного законодательства, а также экологической проблематики).

Поддержка индустриальных регионов вновь затрагивала как в рамках ВЭФ (можно отметить затронутые Владимиром Путиным задачи по обновлению ледокольного флота и расширения авиапарка Единой дальневосточной авиакомпании), так и в ходе других акций с участием президента. Пример — встреча президента с главами предприятий оборонно-промышленного комплекса (где была поставлена задача «нарастить производственные мощности ряда предприятий ОПК и, где нужно, модернизировать их»), а также  совещание о ходе сезонных полевых работ, в ходе которого глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев напомнил об обновлении парка компании «Росагролизинг», на которое в 2022 году было направлено около 12 млрд. рублей. В этой ситуации в последние месяцы 2022 – 2023 году возможен рост интенсивности рабочих поездок президента, главы правительства и ключевых федеральных министров в промышленные регионы (возможно, с акцентом на ряд территорий Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов), дополнительные приоритеты по поддержке таких территорий при обсуждении проекта федерального бюджета на 2023 и 2024-2025 годы, а также новые шаги по развитию не только собственно индустриальных кластеров, но и региональных центров прикладных исследований. Заметным стало совещание президента с представителями инженерных школ в Великом Новгорода, показательна позитивная оценка Владимиром Путиным предварительных итогов реализации соответствующего федерального проекта, идея которого была предложена новгородским губернатором Андреем Никитиным. В перспективе 2023-2024 годов вероятно усиление конкуренции между субъектами  Федерации за получение финансирования на развитие региональных исследовательских центров (прежде всего в инженерной и технологической сфере).

Особое внимание Кремля к поддержке туристической отрасли (вспомним проведение президиума Госсовета по этой теме под председательством президента) в качестве фактора развития регионов (в том числе малых городов с подобным потенциалом) в течение 2022-2023 года может дополнительно стимулировать активность руководства субъектов по подготовке новых проектов в данной сфере – возможно, с усилением акцента на молодежный и экологический туризм (можно вспомнить, например, предложение главы Челябинской области Алексея Текслера о проведении в возглавляемом им регионе всероссийского форума по этой теме). В контексте подготовки к проведению региональных избирательных кампаний в ряде регионов Нечерноземья в 2023 году вероятна новая актуализация темы поддержки и дальнейшего развития туристического потенциала малых исторических городов, в том числе в рамках федеральной повестки (не исключено, что внимание к теме может быть уделено и в ближайшем послании президента Федеральному Собранию).

Итоги Единого дня голосования-2022 с заметным снижением уровня протестного голосования могут не только дополнительно повысить интерес региональных элит к подготовке к праймериз «Единой России» в 2023 году (даже в случае определенного роста протестных настроений в течение осени 2022 года), но и привести к дополнительному укреплению роли партии большинства во взаимодействии с региональными общественными организациями (в том числе в рамках оказания поддержки семьям военнослужащих).

Вхождение в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей может привести к усилению взаимодействия федерального центра с регионами, оказывающими «шефскую» помощь новым территориям в вопросах жилищного строительства, восстановления коммунальной и социальной инфраструктуры. В перспективе это может стать фактором более активного вовлечения руководства субъектов с развитым стройкомплексом (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья, Самарской области) в обсуждение федеральной политики по инфраструктурному и экономическому развитию новых территорий.

2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

В сентябре-октябре традиционно происходит волна кадровых перестановок в регионах, где ранее завершились избирательные кампании и где ожидаются выборы губернаторов, депутатов заксобраний и представительных органов власти в следующем году.

Кадровые перестановки в субъектах Федерации, в которых позиции губернаторов считаются уязвимыми, традиционно приводят к активизации информационных волн о вероятности их замены. Примеры — отставки первого вице-премьера Татьяны Крымовой и  главы департамента здравоохранения региона Станислава Шувалова в Орловской области (в контексте обсуждения вероятности выдвижения на новый срок главы региона Андрея Клычкова), а также назначение на пост главы правительства Калмыкии Гиляны Босхомджиевой, в январе 2020 года вошедшей в состав федерального резерва управленческих кадров (это стало очередным поводом для распространения информации о вероятности досрочной отставки главы республики Бату Хасикова).

В ноябре-декабре 2022 года даже плановые кадровые перестановки с высокой вероятностью будут становиться поводом для элитных и информационных атак против глав регионов с активными оппозиционными элитами или руководства экономически значимых территорий, где в 2023 году предстоят выборы. Регионы с повышенным риском негативных элитного давления и медиа-кампаний в отношении их руководства: Красноярский, Приморский края, Орловская, Новосибирская, Омская, Воронежская области, Якутия и Хакасия (где в следующем году истекают полномочия губернаторов), а также Башкирия, Калмыкия, Забайкальский край, Ярославская область (где в 2023 году должны пройти выборы в заксобрания).

С учетом опыта муниципальных кампаний 2022 года, когда значимым фактором, усиливающим позиции кандидатов лояльного пула, стало их взаимодействие с мэрами городов (как во Владивостоке и Омске) либо лидерство таких руководителей в списках «Единой России» (как на выборах в гордуму Барнаула, где список партии возглавлял мэр города Вячеслав Франк), появляются дополнительные поводы для активизации кампаний, связанных с городской проблематикой.

Дополнительные преимущества при подготовке к муниципальным кампаниям 2023 года получит руководство регионов, где уже выстроена система взаимодействия с элитами административных центров (показательно избрание Александра Розбаума новым мэром Великого Новгорода, где ранее при активной поддержке губернатора Андрея Никитина была сформирована коалиция развития в городской Думе). При этом можно ожидать усиления внутриэлитных конфликтов накануне выборов в представительные органы административных центров там, где даже после уверенных результатов на губернаторских выборах позиции глав субъектов воспринимаются как уязвимые. Показательно жесткое обсуждение проблем общественного транспорта в Рязани, где мэр Елена Сорокина была избрана депутатами городской Думы в 2019 году (то есть в период губернаторства Николая Любимова) – и становилась фигурантом активных информационных атак в течение лета-начала осени 2022 года. Характерно, что городские проблемы, которые становятся поводом для этих атак, были и поводом для критики в адрес команды действующего губернатора Павла Малкова. Вероятна дальнейшая  активизация критики в адрес региональных и городских властей (даже в случае замены руководства Рязани) в период с ноября 2022 года по март 2023 года, когда на фоне сезонной актуализации муниципальных властей в сфере работы общественного транспорта и ЖКХ вероятны попытки части представителей местных элит укрепить позиции накануне выборов в городскую Думу.

Проведение частичной мобилизации стало аргументом для ряда региональных и муниципальных руководителей, позволяющим отложить принятие кадровых решений, становившихся причиной внутриэлитной напряженности. Так, врио главы Переславля-Залесского (Ярославская область) Александр Тарасенков обратился к депутатам городской Думы с предложением отложить вопрос о назначении конкурса на должность главы муниципального образования, обосновав это необходимостью решать «вопросы мобилизации». В июле 2022 года в данном муниципальном образовании не смогли выбрать главу города. Глава фракции «Справедливая Россия — За правду» в Ярославской облдумы Сергей Хабибулин уже подверг жесткой критике решение Переславль-Залесской городской Думы поддержать инициативу о переносе конкурса. Тем не менее фактор мобилизации действительно может привести к ситуативному замораживанию внутриэлитных конфликтов в части регионов – по крайней мере, в течение октября-ноября 2022 года. Однако если в Кремлем до конца 2022 года не будет принято других резонансных решений, связанных со спецоперацией и влияющих на внутриполитическую ситуацию, уже в ближайшее время вероятна новая активизация региональных внутриэлитных конфликтов – прежде всего в тех субъектах, где в 2023 году предстоят значимые избирательные кампании.

При этом объявление частичной мобилизации будет усиливать ожидания части представителей элит и экспертного сообщества о возможности переноса региональных и местных выборов в 2023 году (по аналогии с аналогичными дискуссиями весны 2022 года), что может сковывать активность системной оппозиции по подготовке к ближайшему Единому дню голосования.

Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России может стать дополнительным фактором перехода в новые субъекты кадров из других регионов. Это может повлиять на внутриэлитную конфигурацию как в субъектах, традиционно являющихся «донорами» кадров, так и в ряде регионов Южного федерального округа, откуда могут быть привлечены управленцы для работы на новых территориях с учетом их опыта в частях страны с близким менталитетом и частично схожими социально-экономическими реалиями. Возможен и обратный процесс в рамках кадрового обновления  на новых территориях – перехода управленцев из этих регионов в другие субъекты, возможно, большей степени, в ЮФО (можно вспомнить пример перехода на пост главы Элисты, а затем вице-премьера Калмыкии Дмитрия Трапезникова, ранее занимавшего должность первого вице-премьера ДНР).

3. Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Завершение региональных и муниципальных избирательных кампаний, проблемы проведения частичной мобилизации на местах, внешнеполитическое давление на Россию, расследования в отношении высокопоставленных чиновников, обсуждение инфраструктурных и инвестиционных проектов входят число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в сентябре 2022 года.

По итогам Единого дня голосования развивается восходящий тренд для ряда губернаторов, подтвердивших свои полномочия на выборах: губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 47-го на 42-е место), главы Владимирской области Александра Авдеева (с 49-го на 44-е место), губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 67-го на 59-место), главы Кировской области Александра Соколова (с 53-го на 51-е место), главы Марий Эл Юрия Зайцева (с 69-го на 61-е место), губернатора Рязанской области Павла Малкова (с 72-го на 65-е место), главы Бурятии Алексея Цыденова (с 76-го на 71-е место). Также укрепляются позиции главы Адыгеи Марата Кумпилова (с 56-го на 55-е место), избранного на новый срок по итогам голосования депутатов Госсовета-Хасэ республики.

Ограниченность квот на транзит грузов для Калининградской области через Литву создает потенциально проблемную ситуацию для главы региона Антона Алиханова (с 9-го на 11-е место). Кроме того, теряет позиции глава Карелии Артур Парфенчиков (с 35-го на 39-е место).

Проведение в регионе Промышленно-энергетического форума TNF, который посетил  вице-премьер Денис Мантуров, приносит дополнительное влияние губернатору Тюменской области Александру Моору (с 8-го на 7-е место). Позитивную динамику для руководства региона задает и обсуждение на федеральном уровне хода работ по модернизации трассы Екатеринбург – Тюмень. На фоне торжественного открытия Северного обхода Калуги с участием вице-премьера Марата Хуснуллина переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Калужской области Владислав Шапша (с 23-го на 17-е место).

Укрепляются позиции губернатора Самарской области Дмитрия Азарова (с 6-го на 5-е место) — так, регион получит около 10 млрд. рублей в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». Заявления руководства Минтранса Башкирии о том, что около 3,2 млрд рублей будет выделено региону в 2022-2023 годах на строительство Восточного выезда в Уфе, усиливает влияние главы республики Радия Хабирова (с 28-го на 21-е место). Сообщения о том, что Республика Крым дополнительно получит около 6 млрд. рублей на реконструкцию и строительство дорог, приносят дополнительные политические очки главе региона Сергею Аксенову (с 37-го на 26-е место). Благоприятно для Аксенова и его заявление о призыве его сына на военную службу в рамках частичной мобилизации. Укрепляются и позиции главы Севастополя Михаила Развожаева (с 45-го на 41-е место).

На фоне негативного резонанса в связи с обсуждением видеозаписи, на которой люди, представившиеся мобилизованными гражданами из Березников, утверждали, что их оставили  без снабжения и еды около учебного центра, покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Пермского края Дмитрий Махонин (с 17-го на 22-е место). Задержание первого замминистра здравоохранения Якутии Романа Савина приводит к некоторому ослаблению позиций главы республики Айсена Николаева (с 29-го на 32-е место). Также покидает группу с сильным влиянием глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов (с 46-го на 54-е место).

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в августе Средний балл
Очень сильное влияние
Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1 1 9,56
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2 2 8,53
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург
3 4 7,89
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

4 3 7,43
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5 6 7,32
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

6 5 7,10
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7 8 7,03
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

8 7 6,81
Дрозденко Александр Юрьевич

Губернатор Ленинградской области

9 11 6,74
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

10 10 6,58
Алиханов Антон Андреевич

Губернатор Калининградской области

11 9 6,52
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО
12 12 6,50
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
13 13 6,47
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
14 15 6,45
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
15 14 6,42
Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

16 18 6,40
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
17 23 6,37
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
18 16 6,35
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

19 19 6,34
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
20 20 6,31
 Сильное влияние
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
21 28 6,29
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
22 17 6,26
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
23 22 6,23
Усс Александр Викторович
Губернатор Красноярского края
24 25 6,22
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
25 21 6,20
Аксёнов Сергей Валерьевич

Глава Республики Крым

26 37 6,17
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
27 24 6,15
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
28 27 6,12
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
29 30 6,09
Голубев Василий Юрьевич

Губернатор Ростовской области

30 26 6,07
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
31 32 6,04
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
32 29 6,00
Богомаз Александр Васильевич

Губернатор Брянской области

33 34 5,98
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
34 41 5,95
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
35 36 5,92
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия-Алания
36 31 5,91
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики
37 33 5,90
Лимаренко Валерий Игоревич

Губернатор Сахалинской области

38 38 5,88
Парфенчиков Артур Олегович

Глава Республики Карелия

39 35 5,86
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра

40 43 5,85
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
41 45 5,83
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
42 47 5,80
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
43 42 5,77
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
44 49 5,74
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
45       40 5,69
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
46 39 5,65
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
47 48 5,64
Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области
48 50 5,63
Бочаров Андрей Иванович

Губернатор Волгоградской области

49 44 5,61
Гусев Александр Викторович

Губернатор Воронежской области  

50 51 5,60
 Среднее влияние
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
51 53 5,47
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
52 56 5,39
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
53 57 5,35
Темрезов Рашид Бориспиевич

Глава Карачаево-Черкесской Республики

54 46 5,32
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
55 56 5,30
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
56 52 5,27
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
57 65 5,25
Егоров Максим Борисович
Глава администрации Тамбовской области
58 58 5,23
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
59 67 5,21
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
60 59 5,20
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
61 69 5,17
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
62 55 5,15
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
63 61 5,13
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
64 62 5,07
Малков Павел Викторович

Губернатор Рязанской области

65 72 5,03
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  
66 68 5,00
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

67 60 4,93
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
68 63 4,89
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
69 64 4,80
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

70 66 4,76
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
71 76 4,70
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
72 70 4,65
Островский Алексей Владимирович

Губернатор Смоленской области

73 71 4,60
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
74 73 4,57
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
75 74 4,53
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
76 75 4,49
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
77 83 4,44
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
78 77 4,38
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
79 78 4,32
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

80 79 4,26
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
81 80 4,23
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
82 81 4,00
Копин Роман Валентинович

Губернатор Чукотского АО

83 82 3,91
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
84 84 3,88
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
85 85 3,70

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Иванов Виталий (политолог), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2022 г.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: