Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в сентябре 2022 года
1. Федеральная политика в отношении регионов
Развитие транспортной инфраструктуры (в том числе региональных дорог), поддержка индустриальных регионов и научных центров, а также рост внимания федеральных властей к муниципальной повестке — в числе актуальных приоритетов Кремля.
Одним из ключевых мероприятий месяца, влияющих на региональную политику стал Восточный экономический форум, в котором принял участие Владимир Путин. Подтверждение президентом курса на развитие «восточного направления инфраструктуры», международного коридора «Север – Юг», портов Азово-Черноморского бассейна и Северного морского пути определенно предполагает усиление внимания федерального центра к сибирским, дальневосточным, арктическим регионам, а также к ряду территорий Южного федерального округа. Это может предполагать определенное усиление в перспективе 2023-2024 года роли полпредов в Уральском, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральном округах — не только по вопросам, связанным с инфраструктурными проектами, но и в рамках антикоррупционной политики в отношении этих территорий (в том числе, возможно, с акцентом на пресечение масштабных нарушений природоохранного законодательства, а также экологической проблематики).
Поддержка индустриальных регионов вновь затрагивала как в рамках ВЭФ (можно отметить затронутые Владимиром Путиным задачи по обновлению ледокольного флота и расширения авиапарка Единой дальневосточной авиакомпании), так и в ходе других акций с участием президента. Пример — встреча президента с главами предприятий оборонно-промышленного комплекса (где была поставлена задача «нарастить производственные мощности ряда предприятий ОПК и, где нужно, модернизировать их»), а также совещание о ходе сезонных полевых работ, в ходе которого глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев напомнил об обновлении парка компании «Росагролизинг», на которое в 2022 году было направлено около 12 млрд. рублей. В этой ситуации в последние месяцы 2022 – 2023 году возможен рост интенсивности рабочих поездок президента, главы правительства и ключевых федеральных министров в промышленные регионы (возможно, с акцентом на ряд территорий Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов), дополнительные приоритеты по поддержке таких территорий при обсуждении проекта федерального бюджета на 2023 и 2024-2025 годы, а также новые шаги по развитию не только собственно индустриальных кластеров, но и региональных центров прикладных исследований. Заметным стало совещание президента с представителями инженерных школ в Великом Новгорода, показательна позитивная оценка Владимиром Путиным предварительных итогов реализации соответствующего федерального проекта, идея которого была предложена новгородским губернатором Андреем Никитиным. В перспективе 2023-2024 годов вероятно усиление конкуренции между субъектами Федерации за получение финансирования на развитие региональных исследовательских центров (прежде всего в инженерной и технологической сфере).
Особое внимание Кремля к поддержке туристической отрасли (вспомним проведение президиума Госсовета по этой теме под председательством президента) в качестве фактора развития регионов (в том числе малых городов с подобным потенциалом) в течение 2022-2023 года может дополнительно стимулировать активность руководства субъектов по подготовке новых проектов в данной сфере – возможно, с усилением акцента на молодежный и экологический туризм (можно вспомнить, например, предложение главы Челябинской области Алексея Текслера о проведении в возглавляемом им регионе всероссийского форума по этой теме). В контексте подготовки к проведению региональных избирательных кампаний в ряде регионов Нечерноземья в 2023 году вероятна новая актуализация темы поддержки и дальнейшего развития туристического потенциала малых исторических городов, в том числе в рамках федеральной повестки (не исключено, что внимание к теме может быть уделено и в ближайшем послании президента Федеральному Собранию).
Итоги Единого дня голосования-2022 с заметным снижением уровня протестного голосования могут не только дополнительно повысить интерес региональных элит к подготовке к праймериз «Единой России» в 2023 году (даже в случае определенного роста протестных настроений в течение осени 2022 года), но и привести к дополнительному укреплению роли партии большинства во взаимодействии с региональными общественными организациями (в том числе в рамках оказания поддержки семьям военнослужащих).
Вхождение в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей может привести к усилению взаимодействия федерального центра с регионами, оказывающими «шефскую» помощь новым территориям в вопросах жилищного строительства, восстановления коммунальной и социальной инфраструктуры. В перспективе это может стать фактором более активного вовлечения руководства субъектов с развитым стройкомплексом (в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья, Самарской области) в обсуждение федеральной политики по инфраструктурному и экономическому развитию новых территорий.
2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
В сентябре-октябре традиционно происходит волна кадровых перестановок в регионах, где ранее завершились избирательные кампании и где ожидаются выборы губернаторов, депутатов заксобраний и представительных органов власти в следующем году.
Кадровые перестановки в субъектах Федерации, в которых позиции губернаторов считаются уязвимыми, традиционно приводят к активизации информационных волн о вероятности их замены. Примеры — отставки первого вице-премьера Татьяны Крымовой и главы департамента здравоохранения региона Станислава Шувалова в Орловской области (в контексте обсуждения вероятности выдвижения на новый срок главы региона Андрея Клычкова), а также назначение на пост главы правительства Калмыкии Гиляны Босхомджиевой, в январе 2020 года вошедшей в состав федерального резерва управленческих кадров (это стало очередным поводом для распространения информации о вероятности досрочной отставки главы республики Бату Хасикова).
В ноябре-декабре 2022 года даже плановые кадровые перестановки с высокой вероятностью будут становиться поводом для элитных и информационных атак против глав регионов с активными оппозиционными элитами или руководства экономически значимых территорий, где в 2023 году предстоят выборы. Регионы с повышенным риском негативных элитного давления и медиа-кампаний в отношении их руководства: Красноярский, Приморский края, Орловская, Новосибирская, Омская, Воронежская области, Якутия и Хакасия (где в следующем году истекают полномочия губернаторов), а также Башкирия, Калмыкия, Забайкальский край, Ярославская область (где в 2023 году должны пройти выборы в заксобрания).
С учетом опыта муниципальных кампаний 2022 года, когда значимым фактором, усиливающим позиции кандидатов лояльного пула, стало их взаимодействие с мэрами городов (как во Владивостоке и Омске) либо лидерство таких руководителей в списках «Единой России» (как на выборах в гордуму Барнаула, где список партии возглавлял мэр города Вячеслав Франк), появляются дополнительные поводы для активизации кампаний, связанных с городской проблематикой.
Дополнительные преимущества при подготовке к муниципальным кампаниям 2023 года получит руководство регионов, где уже выстроена система взаимодействия с элитами административных центров (показательно избрание Александра Розбаума новым мэром Великого Новгорода, где ранее при активной поддержке губернатора Андрея Никитина была сформирована коалиция развития в городской Думе). При этом можно ожидать усиления внутриэлитных конфликтов накануне выборов в представительные органы административных центров там, где даже после уверенных результатов на губернаторских выборах позиции глав субъектов воспринимаются как уязвимые. Показательно жесткое обсуждение проблем общественного транспорта в Рязани, где мэр Елена Сорокина была избрана депутатами городской Думы в 2019 году (то есть в период губернаторства Николая Любимова) – и становилась фигурантом активных информационных атак в течение лета-начала осени 2022 года. Характерно, что городские проблемы, которые становятся поводом для этих атак, были и поводом для критики в адрес команды действующего губернатора Павла Малкова. Вероятна дальнейшая активизация критики в адрес региональных и городских властей (даже в случае замены руководства Рязани) в период с ноября 2022 года по март 2023 года, когда на фоне сезонной актуализации муниципальных властей в сфере работы общественного транспорта и ЖКХ вероятны попытки части представителей местных элит укрепить позиции накануне выборов в городскую Думу.
Проведение частичной мобилизации стало аргументом для ряда региональных и муниципальных руководителей, позволяющим отложить принятие кадровых решений, становившихся причиной внутриэлитной напряженности. Так, врио главы Переславля-Залесского (Ярославская область) Александр Тарасенков обратился к депутатам городской Думы с предложением отложить вопрос о назначении конкурса на должность главы муниципального образования, обосновав это необходимостью решать «вопросы мобилизации». В июле 2022 года в данном муниципальном образовании не смогли выбрать главу города. Глава фракции «Справедливая Россия — За правду» в Ярославской облдумы Сергей Хабибулин уже подверг жесткой критике решение Переславль-Залесской городской Думы поддержать инициативу о переносе конкурса. Тем не менее фактор мобилизации действительно может привести к ситуативному замораживанию внутриэлитных конфликтов в части регионов – по крайней мере, в течение октября-ноября 2022 года. Однако если в Кремлем до конца 2022 года не будет принято других резонансных решений, связанных со спецоперацией и влияющих на внутриполитическую ситуацию, уже в ближайшее время вероятна новая активизация региональных внутриэлитных конфликтов – прежде всего в тех субъектах, где в 2023 году предстоят значимые избирательные кампании.
При этом объявление частичной мобилизации будет усиливать ожидания части представителей элит и экспертного сообщества о возможности переноса региональных и местных выборов в 2023 году (по аналогии с аналогичными дискуссиями весны 2022 года), что может сковывать активность системной оппозиции по подготовке к ближайшему Единому дню голосования.
Подписание договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России может стать дополнительным фактором перехода в новые субъекты кадров из других регионов. Это может повлиять на внутриэлитную конфигурацию как в субъектах, традиционно являющихся «донорами» кадров, так и в ряде регионов Южного федерального округа, откуда могут быть привлечены управленцы для работы на новых территориях с учетом их опыта в частях страны с близким менталитетом и частично схожими социально-экономическими реалиями. Возможен и обратный процесс в рамках кадрового обновления на новых территориях – перехода управленцев из этих регионов в другие субъекты, возможно, большей степени, в ЮФО (можно вспомнить пример перехода на пост главы Элисты, а затем вице-премьера Калмыкии Дмитрия Трапезникова, ранее занимавшего должность первого вице-премьера ДНР).
3. Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Завершение региональных и муниципальных избирательных кампаний, проблемы проведения частичной мобилизации на местах, внешнеполитическое давление на Россию, расследования в отношении высокопоставленных чиновников, обсуждение инфраструктурных и инвестиционных проектов входят число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в сентябре 2022 года.
По итогам Единого дня голосования развивается восходящий тренд для ряда губернаторов, подтвердивших свои полномочия на выборах: губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 47-го на 42-е место), главы Владимирской области Александра Авдеева (с 49-го на 44-е место), губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 67-го на 59-место), главы Кировской области Александра Соколова (с 53-го на 51-е место), главы Марий Эл Юрия Зайцева (с 69-го на 61-е место), губернатора Рязанской области Павла Малкова (с 72-го на 65-е место), главы Бурятии Алексея Цыденова (с 76-го на 71-е место). Также укрепляются позиции главы Адыгеи Марата Кумпилова (с 56-го на 55-е место), избранного на новый срок по итогам голосования депутатов Госсовета-Хасэ республики.
Ограниченность квот на транзит грузов для Калининградской области через Литву создает потенциально проблемную ситуацию для главы региона Антона Алиханова (с 9-го на 11-е место). Кроме того, теряет позиции глава Карелии Артур Парфенчиков (с 35-го на 39-е место).
Проведение в регионе Промышленно-энергетического форума TNF, который посетил вице-премьер Денис Мантуров, приносит дополнительное влияние губернатору Тюменской области Александру Моору (с 8-го на 7-е место). Позитивную динамику для руководства региона задает и обсуждение на федеральном уровне хода работ по модернизации трассы Екатеринбург – Тюмень. На фоне торжественного открытия Северного обхода Калуги с участием вице-премьера Марата Хуснуллина переходит в группу с очень сильным влиянием губернатор Калужской области Владислав Шапша (с 23-го на 17-е место).
Укрепляются позиции губернатора Самарской области Дмитрия Азарова (с 6-го на 5-е место) — так, регион получит около 10 млрд. рублей в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». Заявления руководства Минтранса Башкирии о том, что около 3,2 млрд рублей будет выделено региону в 2022-2023 годах на строительство Восточного выезда в Уфе, усиливает влияние главы республики Радия Хабирова (с 28-го на 21-е место). Сообщения о том, что Республика Крым дополнительно получит около 6 млрд. рублей на реконструкцию и строительство дорог, приносят дополнительные политические очки главе региона Сергею Аксенову (с 37-го на 26-е место). Благоприятно для Аксенова и его заявление о призыве его сына на военную службу в рамках частичной мобилизации. Укрепляются и позиции главы Севастополя Михаила Развожаева (с 45-го на 41-е место).
На фоне негативного резонанса в связи с обсуждением видеозаписи, на которой люди, представившиеся мобилизованными гражданами из Березников, утверждали, что их оставили без снабжения и еды около учебного центра, покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Пермского края Дмитрий Махонин (с 17-го на 22-е место). Задержание первого замминистра здравоохранения Якутии Романа Савина приводит к некоторому ослаблению позиций главы республики Айсена Николаева (с 29-го на 32-е место). Также покидает группу с сильным влиянием глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов (с 46-го на 54-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в августе | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,56 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 8,53 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт-Петербург |
3 | 4 | 7,89 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
4 | 3 | 7,43 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
5 | 6 | 7,32 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
6 | 5 | 7,10 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 | 8 | 7,03 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
8 | 7 | 6,81 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
9 | 11 | 6,74 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
10 | 10 | 6,58 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
11 | 9 | 6,52 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
12 | 12 | 6,50 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
13 | 13 | 6,47 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
14 | 15 | 6,45 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
15 | 14 | 6,42 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
16 | 18 | 6,40 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
17 | 23 | 6,37 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
18 | 16 | 6,35 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
19 | 19 | 6,34 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
20 | 20 | 6,31 |
Сильное влияние | |||
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
21 | 28 | 6,29 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
22 | 17 | 6,26 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
23 | 22 | 6,23 |
Усс Александр Викторович Губернатор Красноярского края |
24 | 25 | 6,22 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
25 | 21 | 6,20 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
26 | 37 | 6,17 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
27 | 24 | 6,15 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
28 | 27 | 6,12 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
29 | 30 | 6,09 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
30 | 26 | 6,07 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
31 | 32 | 6,04 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
32 | 29 | 6,00 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
33 | 34 | 5,98 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
34 | 41 | 5,95 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
35 | 36 | 5,92 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
36 | 31 | 5,91 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
37 | 33 | 5,90 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
38 | 38 | 5,88 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
39 | 35 | 5,86 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
40 | 43 | 5,85 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
41 | 45 | 5,83 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
42 | 47 | 5,80 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
43 | 42 | 5,77 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
44 | 49 | 5,74 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
45 | 40 | 5,69 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
46 | 39 | 5,65 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
47 | 48 | 5,64 |
Бурков Александр Леонидович Губернатор Омской области |
48 | 50 | 5,63 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
49 | 44 | 5,61 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
50 | 51 | 5,60 |
Среднее влияние | |||
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
51 | 53 | 5,47 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
52 | 56 | 5,39 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
53 | 57 | 5,35 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
54 | 46 | 5,32 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
55 | 56 | 5,30 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
56 | 52 | 5,27 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
57 | 65 | 5,25 |
Егоров Максим Борисович Глава администрации Тамбовской области |
58 | 58 | 5,23 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
59 | 67 | 5,21 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
60 | 59 | 5,20 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
61 | 69 | 5,17 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
62 | 55 | 5,15 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
63 | 61 | 5,13 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
64 | 62 | 5,07 |
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области |
65 | 72 | 5,03 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
66 | 68 | 5,00 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
67 | 60 | 4,93 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
68 | 63 | 4,89 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
69 | 64 | 4,80 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
70 | 66 | 4,76 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
71 | 76 | 4,70 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
72 | 70 | 4,65 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области |
73 | 71 | 4,60 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
74 | 73 | 4,57 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
75 | 74 | 4,53 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
76 | 75 | 4,49 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
77 | 83 | 4,44 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
78 | 77 | 4,38 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
79 | 78 | 4,32 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
80 | 79 | 4,26 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
81 | 80 | 4,23 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
82 | 81 | 4,00 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО |
83 | 82 | 3,91 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
84 | 84 | 3,88 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
85 | 85 | 3,70 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Иванов Виталий (политолог), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2022 г.