Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в октябре 2025 года
![1.Федеральная политика в отношении регионов 1. Сохраняется приоритетное внимание Кремля к реализации транспортных и в целом инфраструктурных проектов в регионах. Так, в ходе совещания с членами правительства Владимир Путин в дистанционном формате принял участие в церемонии открытия ряда объектов дорожной инфраструктуры на местах. Так, после запуска движения по южному обходу Сургута с мостом через реку Обь укрепляются позиции губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Руслана Кухарука (с 9-го на 8-е место). Восходящий тренд затрагивает и позиции главы Карелии Артура Парфенчикова (с 69-го на […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2018/08/орлов.jpg)
1.Федеральная политика в отношении регионов
1. Сохраняется приоритетное внимание Кремля к реализации транспортных и в целом инфраструктурных проектов в регионах. Так, в ходе совещания с членами правительства Владимир Путин в дистанционном формате принял участие в церемонии открытия ряда объектов дорожной инфраструктуры на местах. Так, после запуска движения по южному обходу Сургута с мостом через реку Обь укрепляются позиции губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Руслана Кухарука (с 9-го на 8-е место). Восходящий тренд затрагивает и позиции главы Карелии Артура Парфенчикова (с 69-го на 56-е место) — после запуска в республике участка автотрассы А-215, где завершились работы по капремонту.
На уровне правительства примечательно проведение под председательством вице-премьера Виталия Савельева совещания по реализации проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Внимание федерального центра к проекту остается позитивным фактором для руководства регионов, через которые пройдет ВСМ, прежде всего для мэра Москвы Сергея Собянина (1-е место). Показательно и упоминание вице-премьером Маратом Хуснуллином планов в 2026 году продлить трассу М-12 «Восток» до административного центра Тюменской области, что остается важным выигрышным фактором для губернатора региона Александра Моора (7-е место).
При этом проявившийся еще в ходе кампании в рамках ЕДГ-2025 тренд на смещение фокуса внимания избирателей и целого ряда губернаторов с масштабных инфраструктурных проектов на широкую социальную повестку и развитие транспортных коммуникаций местного уровня может получить дальнейшее развитие и в ходе подготовки к думской кампании-2026, становясь также одним из важных критериев оценки работы глав субъектов Кремлем. Среди примеров реагирования губернаторов на подобную смену приоритетов — утверждение по инициативе главы Ленинградской области Александра Дрозденко (с 10-го на 9-е место) приоритетного проекта «СНТ. Территория комфорта», в рамках которого в строительство дорог, газовых сетей и систем водоснабжения около 500 дачных товариществ региона в течение 5 лет будет вложено около 3 млрд рублей.
3.Характерно укрепление позиций в рейтинге глав ряда регионов, упоминаемых в прогнозе Минэкономразвития в связи с ожиданиями роста их экономик в 2026-2028 годах. В этих условиях восходящий тренд затрагивает позиции главы Севастополя Михаила Развожаева (с 22-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), губернатора Калужской области Владислава Шапши (с 42-го на 31-е место), главы Курганской области Вадима Шумкова (с 83-го на 81-е место).
Положительные прогнозы ведомства коснулись не только крупных индустриальных центров, но и, например, Адыгеи, где при поддержке главы республики Мурата Кумпилова (36-е место) флагманскими проектами остаются не только создание промышленной зоны в Тахтамукайском районе, но и горнолыжного экокурорта «Лагонаки».
Это может одним из свидетельств сохранения федеральным центром курса на поддержку развития туристического потенциала регионов. Вполне вероятно, что конкуренция за федеральную поддержку таких проектов в перспективе 2026-2027 годов с учетом новых экономических вызовов может усилиться.
4.Среди глав субъектов, с которыми в ноябре провел встречи Владимир Путин, укрепляется влияние в рейтинге губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 45-го на 43-е место). При этом теряет позиции руководитель Ульяновской области Алексей Русских Русских (с 54-го на 59-е место), в ходе общения с которым президент напомнил о высоком уровне госдолга региона.
Действуя в рамках поручений президента по стимулированию экономического развития регионов, правительство пока проводит достаточно мягкую политику в отношении субъектов, имеющих задолженность именно по бюджетным кредитам. В частности, в конце октября 2025 года кабинет принял решение о списании подобной задолженности на сумму 26,1 млрд рублей 14 регионам.
Не стоит исключать того, что реплика президента на встрече с ульяновским губернатором по поводу доли коммерческих кредитов среди заимствований, привлеченных регионом, может свидетельствовать о формирующемся курсе усиления давления федеральных властей на те субъекты, которые делают ставку на «стратегию списания». Хотя можно предположить, что по крайней мере до сентября 2026 года умеренное привлечение регионами коммерческих кредитов может восприниматься федеральным центром достаточно мягко с учетом необходимости финансирования субъектами социально значимых проектов, особенно в период подготовки и проведения парламентской кампании.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Состоявшееся в начале ноября 2025 года назначение на пост врио главы Тверской области Виталия Королева (войдет в число фигурантов рейтинга в ноябре) может свидетельствовать о сохраняющейся готовности федеральных властей рекрутировать кадры для губернаторского корпуса из проверяющих ведомств, особенно в ситуациях, когда решается вопрос о перестановках в регионах, ранее возглавлявшихся управленцами-«старожилами» (предыдущий глава Игорь Руденя руководил регионом в 2016-2025 годах). В определенной мере этот шаг также свидетельствует о сохранении внимания Кремля к ставке на выходцев из традиционных регионов — «доноров кадров» (начало управленческой карьеры В.Королева было связано с Красноярским краем).
Вполне вероятно, что обе тенденции также повлияют на кадровые решения в рамках ротаций в губернаторском корпусе весной 2026 года. При этом длительная пауза между уходом из региона И.Рудени и назначением нового врио губернатора может говорить о намерении Кремля пока держать в резерве ключевые управленческие кадры. Это может косвенно указывать и на скорее осторожный подход федеральных властей к замене глав регионов в преддверии думской кампании, если не будет наблюдаться серьезных вызовов (например, роста оппозиционных настроений в регионах с протестным потенциалом), требующих более оперативной замены наименее популярных глав регионов.
Можно с высокой вероятностью ожидать эклектичного подхода к формированию управленческой команды В.Королева с приглашением в нее выходцев из разных корпоративных и аппаратных групп. Кроме того, несмотря на переход И.Рудени на значимую федеральную должность, нельзя исключать достаточно активных мероприятий по аудиту ситуации в управленческой системе и экономике региона со стороны нового врио.
2.В сфере антикоррупционных расследований в зоне риска остаются представители старых элит в регионах, где ранее состоялась замена губернаторов. Здесь можно выделить дела экс-главы администрации Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко (на этом фоне укрепляются позиции действующего ростовского губернатора Юрия Слюсаря — с 29-го на 25-е место) или депутата Народного собрания ДНР Татьяны Бондаренко в рамках расследования нарушений при строительстве фортификационных сооружений в Курской области, где начиналась ее политическая и бизнес-карьера.
Заметны расследования, касающиеся элит из регионов, руководимых губернаторами- «старожилами». Среди примеров — арест вице-премьера Ивановской области Антона Арсеньева, где Станислав Воскресенский (с 63-го на 65-е место) возглавляет регион с момента назначения на пост врио в 2017 году, а также задержание главы Крымского района Краснодарского края Сергея Леся — Вениамин Кондратьев (с 33-го на 32-е место) возглавляет регион с 2015 года. Риск очевиден и для чиновников из регионов, где полномочия губернатора завершаются в течение ближайшего года (задержание бывшего вице-премьера Ульяновской области Владимира Пушкарева – при этом в 2026 году истечет срок полномочий губернатора Алексея Русских).
3.Сохраняется явное внимание правоохранительных органов к расследованиям, связанным с регионами, граничащими или находящимися на сравнительно небольшом географическом удалении от зоны проведения СВО (Курская, Ростовская области, Краснодарский край). Не исключено, что дальнейшее развитие этого тренда может затронуть как приграничные, так и новые субъекты, а возможно, и более широкий круг регионов геостратегического значения — отметим обыски в мэрии Калининграда, .на фоне которых теряет позиции глава области Алексей Беспрозванных (с 32-го на 37-е место).
При этом традиционно повышенное внимание силовых структур к ситуации в сфере стройкомплекса сочетается с новыми делами в отношении управленцев социального блока (случай А.Арсеньева, курировавшего здравоохранение), что может получить дальнейшее развитие в первой половине 2026 года — по мере дальнейшей актуализации социальной повестки, а значит, и контроля за профильными региональными ведомствами.
4.Приближение думской кампании может заставить губернаторов, возглавивших регионы в 2024-2025 годы, усилить давление на муниципальные элиты, в том числе с целью управления протестными настроениями по локальной повестке.
Одним из примеров стал инцидент с самарским губернатором Вячеславом Федорищевым (с 51-го на 52-е место), в жесткой форме потребовавшего увольнения главы Кинельского района Юрия Жидкова. Также отметим конфликт между руководством Рязанской области и временно отстраненным от должности главой администрации Рязани Виталием Артемовым (в этой ситуации теряет позиции губернатор региона Павел Малков — с 30-го на 34-е место).
Возможно, в ряде случаев внутриэлитные конфликты в таких субъектах могут коснуться обсуждения проектов региональных бюджетов в ноябре 2025 года. Но в случае усиления напряженности вокруг как муниципальной, так и бюджетной повестки может возрасти роль федеральных структур «Единой России» как одного из перспективных медиаторов для преодоления подобных тенденций, в том числе в первой половине 2026 года, когда дополнительным драйвером таких конфликтов может стать подготовка к думской кампании — в частности, амбиции ряда местных и региональных игроков по участию во внутрипартийных праймериз.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды ноября-декабря 2025 года
1.Одним из ключевых событий последних месяцев года, затрагивающих региональную политику, безусловно, должна стать «Большая пресс-конференция-Прямая линия» с Владимиром Путиным, анонсированная на конец декабря 2025 года. Ряд мероприятий октября с участием президента может подчеркивать приоритеты в рамках предстоящей «прямой линии»: поддержка семей с детьми (заседание Совета по реализации государственной демографической и семейной политики), экологическая проблематика (рабочая встреча с главой Росприроднадзора Светланой Радионовой), а также необходимость обновления сетей ЖКХ, расселения аварийного и ветхого жилья. Также вероятно дополнительное внимание президента к северной и арктической повестке (отметим упоминание мастер-планов арктических городов на встрече президента с главой ДОМ.РФ Виталием Мутко), причем не только в рамках реагирования на ситуативные вызовы. Подобные приоритеты могут, в частности, еще в ноябре-первой половине декабря 2025 года мотивировать руководство северных регионов к более активной работе с муниципальной повесткой, в том числе в контексте долгосрочного развития таких территорий. Этот тренд получил развитие еще в октябре 2025 года — вспомним, например, рабочую встречу главы Республики Коми Ростислава Гольдштейна (с 23-го на 21-е место) с врио главы Сыктывкара Максимом Мартышиным для обсуждения программы развития города до 2030 года.
2.Активизация подготовки к думской кампании в ноябре-декабре 2025 года, скорее всего, будет предполагать курс системной оппозиции на более активную конкуренцию за несколько ключевых тем (ЖКХ, финансовые проблемы регионов), а для «Единой России» — на максимальное расширение приоритетной повестки. В региональном контексте это может предполагать более активную критику со стороны оппозиционных игроков в адрес руководства субъектов с наибольшим протестным потенциалом (включая часть территорий ДФО и СФО), а для «Единой России» — все более плотное вовлечение муниципального депутатского корпуса, управленцев и перспективных кадров, являющихся отраслевыми лидерами общественного мнения, в обсуждение федеральной повестки. Можно отметить анонсированный на конец ноября при активной поддержке председателя партии Дмитрия Медведева и секретаря Генсовета Владимира Якушева Форум муниципальных депутатов «Единой России», а в рамках предыдущих шагов к усилению того же тренда — октябрьский форум «Россия инновационная».
3.Постепенное развертывание парламентской кампании будет предполагать и больший резонанс вокруг проблемных тем региональной повестки уже с начала весны 2026 года. Это может мотивировать полпредов и губернаторов (в первую очередь в ДФО, СФО и УрФО) уже в ноябре-декабре 2025 года активизировать подготовку к традиционным рискам весеннего сезона: природным пожарам, паводкам, дополнительной нагрузке на водоочистные сооружения. Среди маркеров этой тенденции уже в начале осени можно отметить, например, открытие модернизированных очистных сооружений системы водоотведения в Челябинске при участии главы региона Алексея Текслера (с 15-го на 14-е место).
4.С конца ноября-начала декабря, вероятно, будет наблюдаться сезонное увеличение нагрузки на коммунальные службы, отвечающие за уборку улиц от льда и снега, а в конце декабря 2025 — начале января 2026 года — один из всплесков нагрузки на коммунальные сети. С учетом этих тенденций усилятся имиджевые риски прежде всего для руководства крупных городов СЗФО, УрФО и СФО. В ряде случаев это может ускорить ротации среди руководства отдельных муниципальных образований в этих федеральных округах в течение весны 2026 года.
5.С учетом традиционного роста внимания к антикоррупционной повестке и контролю за бюджетными расходами по мере приближения федеральных избирательных кампаний, в декабре 2025 года может активизироваться критика в адрес региональных и местных властей по поводу обоснованности затрат на предновогодние мероприятия — от праздничного оформления городов до приглашения звезд шоу-бизнеса для выступления в таких городах. Это может мотивировать региональные и муниципальные власти не только на вынужденное сокращение расходов на подобные цели (что, возможно, будет более характерно для части приграничных и экономически проблемных регионов), но и на дополнительное внимание к развитию местных брендов в туристической сфере, в том числе для обоснования таких затрат нуждами этого сектора экономики.
| Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в сентябре | Средний балл |
|
Очень сильное влияние |
|||
| Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,78 |
| Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
2 | 2 | 7,68 |
| Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
3 | 3 | 7,53 |
| Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт – Петербург |
4 | 4 | 7,42 |
| Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
5 | 6 | 7,32 |
| Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
6 | 5 | 6,99 |
| Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
7 | 7 | 6,93 |
| Кухарук Руслан Николаевич Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра |
8 | 9 | 6,89 |
| Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
9 | 10 | 6,86 |
| Хинштейн Александр Евсеевич Врио губернатора Курской области |
10 | 8 | 6,82 |
| Котюков Михаил Михайлович Губернатор Красноярского края |
11 | 12 | 6,75 |
| Пушилин Денис Владимирович Глава Донецкой Народной Республики |
12 | 13 | 6,69 |
| Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
13 | 11 | 6,64 |
| Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
14 | 15 | 6,63 |
| Аксенов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
15 | 17 | 6,61 |
| Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
16 | 18 | 6,60 |
| Середюк Илья Владимирович Губернатор Кемеровской области | 17 | 20 | 6,59 |
| Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
18 | 16 | 6,58 |
| Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
19 | 14 | 6,57 |
| Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
20 | 22 | 6,52 |
|
Сильное влияние |
|||
| Гольдштейн Ростислав Эрнстович Врио главы Республики Коми |
21 | 23 | 6,49 |
| Турчак Андрей Анатольевич Глава Республики Алтай |
22 | 21 | 6,47 |
| Паслер Денис Владимирович Врио губернатора Свердловской области |
23 | 25 | 6,44 |
| Демешин Дмитрий Викторович Губернатор Хабаровского края |
24 | 24 | 6,43 |
| Слюсарь Юрий Борисович Губернатор Ростовской области |
25 | 29 | 6,42 |
| Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
26 | 35 | 6,41 |
| Первышов Евгений Алексеевич Врио главы Тамбовской области |
27 | 27 | 6,38 |
| Сальдо Владимир Васильевич Губернатор Херсонской области |
28 | 31 | 6,36 |
| Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
29 | 26 | 6,35 |
| Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
30 | 19 | 6,34 |
| Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
31 | 42 | 6,33 |
| Кондратьев Вениамин Иванович Губернатор Краснодарского края |
32 | 33 | 6,30 |
| Пасечник Леонид Иванович Глава Луганской Народной Республики |
33 | 28 | 6,27 |
| Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
34 | 30 | 6,26 |
| Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
35 | 39 | 6,25 |
| Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
36 | 34 | 6,24 |
| Беспрозванных Алексей Сергеевич Губернатор Калининградской области | 37 | 32 | 6,22 |
| Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
38 | 46 | 6,21 |
| Солнцев Евгений Александрович Врио губернатора Оренбургской области |
39 | 44 | 6,20 |
| Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия – Алания |
40 | 37 | 6,19 |
| Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
41 | 41 | 6,11 |
| Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
42 |
48 | 6,10 |
| Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало – Ненецкого АО |
43 | 45 | 6,08 |
| Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
44 | 47 | 6,06 |
| Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино – Балкарской Республики |
45 | 36 | 6,04 |
| Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
46 | 49 | 5,99 |
| Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
47 | 50 | 5,97 |
| Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
48 | 52 | 5,95 |
| Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики |
49 | 38 | 5,92 |
| Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
50 | 55 | 5,90 |
|
Среднее влияние |
|||
| Филимонов Георгий Юрьевич Губернатор Вологодской области |
51 | 43 | 5,88 |
| Федорищев Вячеслав Андреевич Губернатор Самарской области |
52 | 51 | 5,86 |
| Балицкий Евгений Витальевич Губернатор Запорожской области |
53 | 40 | 5,83 |
| Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
54 | 53 | 5,82 |
| Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
55 | 70 | 5,80 |
| Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
56 | 69 | 5,78 |
| Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
57 | 58 | 5,74 |
| Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
58 | 56 | 5,72 |
| Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
59 | 54 | 5,69 |
| Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
60 | 57 | 5,67 |
| Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
61 | 59 | 5,66 |
| Костюк Мария Федоровна Врио губернатора Еврейской автономной области |
62 | 60 | 5,64 |
| Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
63 | 71 | 5,63 |
| Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
64 | 61 | 5,62 |
| Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
65 | 63 | 5,61 |
| Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
66 | 65 | 5,56 |
| Гехт Ирина Альфредовна Губернатор Ненецкого автономного округа |
67 | 64 | 5,55 |
| Калиматов Махмуд – Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
68 | 67 | 5,54 |
| Дронов Александр Валентинович
Врио губернатора Новгородской области |
69 | 68 | 5,53 |
| Миляев Дмитрий Вячеславович Губернатор Тульской области | 70 | 66 | 5,51 |
| Анохин Василий Николаевич Губернатор Смоленской области |
71 | 72 | 5,49 |
| Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
72 | 73 | 5,46 |
| Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
73 | 74 | 5,45 |
| Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
74 | 75 | 5,43 |
| Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
75 | 76 | 5,42 |
| Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
76 | 77 | 5,41 |
| Хоценко Виталий Павлович Губернатор Омской области |
77 | 85 | 5,38 |
| Артамонов Игорь Георгиевич Губернатор Липецкой области |
78 | 79 | 5,37 |
| Кузнецов Владислав Гариевич Губернатор Чукотского АО |
79 | 80 | 5,34 |
| Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
80 | 81 | 5,31 |
| Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
81 | 83 | 5,30 |
| Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
82 | 82 | 5,29 |
| Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
83 | 78 | 5,28 |
| Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
84 | 84 | 5,27 |
| Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
85 | 86 | 5,25 |
| Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
86 | 87 | 5,24 |
| Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
87 | 88 | 5,23 |
| Коновалов Валентин Олегович Глава Республики Хакасия |
88 | 89 | 4,96 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 23 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-89).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Иванов Виталий (политолог), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (политолог), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2025 г.
