1.Федеральная политика в отношении регионов  

1.Ответом на патерналистский общественный запрос, усилившийся на фоне санкционного кризиса, становится особое внимание центра к социальной политике. Так, по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам социальной поддержки граждан Владимир Путин дал поручение комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика» совместно с Агентством стратегических инициатив обобщить лучшие региональные практики в сфере работы с многодетными семьями. Показательно особое внимание как президента, так и главы профильной комиссии Госсовета, губернатора Новгородской области Андрея Никитина, выступившего с докладом на заседании, к социальным контрактам — в качестве меры, позволяющей повысить благосостояние граждан в долгосрочной перспективе (в том числе в сочетании с выдачей льготных кредитов для открытия бизнеса, развития агростартапов и сельской ипотекой). Вероятно, тема применения соцконтрактов закрепилась теперь в федеральной повестке  (например, будет упомянута в послании президента). Может возрасти и внимание Кремля к эффективности применения соцконтрактов при оценке работы руководства регионов. 

2.Внимание руководства страны к внешнеполитическим вызовам не отменяет регулярной работы по реагированию на чрезвычайные ситуации. Заметным стало проведение под председательством президента совещания по вопросам борьбы с пожарами в ряде регионов. Хотя ключевыми темами мероприятия стали методы повышения эффективности работы профильных служб, а также социальной защиты граждан, пострадавших от стихийных бедствий, были затронуты и вопросы корректировки мер градостроительной политики и землепользования. Уже в перспективе лета-осени 2022 года это может привести к значительной активизации выявления федеральными ведомствами нарушений в сфере лесного хозяйства, что может затронуть прежде всего дальневосточные, сибирские и часть уральских регионов.

3.Вероятно, федеральный центр во второй половине 2022-2023 годах уделит дополнительное внимание региональным программам и инициативам подготовки кадров. В этом смысле знаковым может быть заявление первого замглавы Администрации Президента Сергея Кириенко в ходе посещения фестиваля «Российская студенческая весна» в Самарской области по поводу подготовки  антикризисных управленцев в регионах (ряд предложений в этой сфере высказали представители центра «Таволга», действующего под эгидой губернатора Дмитрия Азарова) и идеи объединения на уровне субъектов Федерации  участников различных проектов на платформе «Россия – страна возможностей». Вероятно, продвижение таких программ в более долгосрочной перспективе может привести к появлению новых регионов-«доноров кадров», в том числе для команд губернаторов, работающих за пределами этих субъектов Федерации.

4.Сохраняется тренд на поощрение активности глав регионов по укреплению связей с инвесторами из государств, не поддержавших санкционную политику в отношении России. Среди подобных событий в мае  – рабочая поездка главы Челябинской области Алексея Текслера в Иран и проведение в Улан-Удэ (Бурятия) форума «Россия-Монголия. Партнерство в новой реальности». Возможно, в будущем подобная работа глав регионов (скорее всего, наиболее интенсивной она будет у глав приграничных территорий или субъектов, отличающихся устойчивыми связями со странами мусульманской культуры – как в случае Чечни и Татарстана) может стать дополнительным фактором перехода управленцев, наиболее эффективно решавших подобные задачи, в федеральные ведомства.

В июне-июле 2022 года можно ожидать принятия федеральным центром дополнительных мер по поощрению участия регионов в проведении восстановительных работ на Донбассе; активизации взаимодействия между центром и наиболее экономическими развитыми регионами в выработке мер по сохранению промышленного потенциала в условиях санкций (среди резонансных событий мая – заявление мэра столицы Сергея Собянина о переходе на баланс города завода «Рено» и возобновлении производства автомобилей под историческим брендом «Москвич»); сохранения внимания к Арктической зоне, включая реализацию ранее анонсированных для таких регионов инфраструктурных проектов (заметны ряд поручений президента в этой сфере, подписанных в мае 2022 года).

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты. 

Три сценария работы с элитами для врио губернаторов 

Изменения внутриэлитного баланса в ближайшей перспективе можно ожидать в регионах, где в мае 2022 года прошли отставки губернаторов. В зависимости от специфики каждого из этих субъектов реализуются разные сценарии взаимодействия вновь назначенных врио губернаторов с региональными элитами. 

Сценарий 1. Работа команды врио губернатора по укреплению собственного влияния на фоне усиления контроля за муниципальными элитами. Подобная ситуация может сложиться в Саратовской области после назначения на пост врио губернатора Романа Бусаргина. Показательно обращение депутатов облдумы, предложивших передать региональной администрации часть полномочий Саратова и Энгельсского района в сфере градостроительной политики и земельных отношений, а также жесткую критику со стороны Бусаргина в адрес администрации города Энгельс в связи с состоянием канализации в одном из домов. Хотя специфика региона не предполагает существенных электоральных рисков для врио губернатора в ходе избирательной кампании, не исключен рост интенсивности информационных атак против него в перспективе ближайших месяцев. 

Сценарий 2. Осторожная кадровая политика, не исключающая перспективы проведения ротаций и элитных конфликтов. Так, хотя на первом совещании в качестве врио губернатора Кировской области Александр Соколов отметил, что «все члены правительства и руководители органов исполнительной власти продолжат работу в прежнем составе», не исключено, что подобные ротации произойдут раньше — в том числе с целью снижения протестных настроений в регионе. По-прежнему популярны прогнозы о возможной отставке регионального премьера Александра Чурина — одного из ключевых объектов критики со стороны представителей регионального отделения КПРФ. При этом обсуждение перспектив перестановок в региональном правительстве может вести к активизации взаимных информационных атак между группами местных элит, что может как создать дополнительное пространство для маневра для врио губернатора, так и вынудить его вступать с группами элиты в жесткие конфликты.

Не исключено, что схожий сценарий (при очевидных различиях во внутриэлитной структуре и экономической специфике субъектов) может реализоваться в Рязанской области, где  заметные в региональном информационном пространстве медиа-ресурсы уже подвергли врио губернатора  Павла Малкова критике за осторожный подход к кадровой политике и нежелание проводить масштабные быстрые ротации в региональном правительстве.

Сценарий 3. Строительство вокруг врио губернатора сложных внутриэлитных коалиций в регионе с протестным потенциалом, сопровождающееся значительными рисками обострения конфликтов с элитами. Подобный сценарий реализуется в Томской области с задействованием института предварительного голосования «Единой России». В число участников губернаторских праймериз по этому региону, кроме врио главы области Владимира Мазура, вошли член Совета Федерации и экс-губернатор Виктор Кресс, ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Виктор Рулевский и гендиректор Томского электромеханического завода Иван Пушкарев. Фактически на площадке «Единой России» создаются возможности для публичного диалога врио губернатора с рядом ключевых внутриэлитных игроков. Тем не менее для врио губернатора сохраняются вызовы, прежде всего связанные с протестной средой и активностью оппозиционных политиков в областном центре.

Аналогичный подход может быть реализован в Марий Эл. Врио главы республики Юрий Зайцев также уделяет внимание публичным контактам с региональными элитами (можно отметить, например, его встречу с гендиректором «Марийского машиностроительного завода» Борисом Ефремовым), при этом пока более явный акцент был сделан не на публичные коалиции, а на возможность активной работы с колеблющейся аудиторией. Вероятно, с такой же тактикой по расширению собственной базы поддержки в протестном регионе были связаны и поправки в избирательное законодательство республики, позволяющие участвовать в выборах главы субъекта самовыдвиженцам.

Важным фактором, влияющим на внутриэлитную ситуацию в регионах, где должны состояться выборы в заксобрания и представительные органы ключевых муниципальных образований, стали праймериз «Единой России». Значительный интерес общественности к их проведению (для участия зарегистрировалось около 12% от общего числа избирателей в предвыборных регионах) усиливает их значение для кадрового обновления депутатского корпуса – в том числе в регионах, где губернаторы занимают свой пост первый срок. Случаи, когда влиятельные региональные игроки не смогли добиться лидерских позиций по итогам праймериз (например, при отборе кандидатов для выдвижения по партийным спискам в Северной Осетии только 125-е место занял спикер регионального парламента Алексей Мачнев, работавший на этом посту с 2012 года), могут усиливать позиции новых глав регионов в диалоге с местными элитами. В период до официального выдвижения кандидатов от партии можно ожидать активизации внутриэлитных переговоров, в том числе, со стороны ресурсных кандидатов, чье выдвижение оказалось под вопросом в связи с результатами на праймериз. В итоге, это будет вести к укреплению роли  «Единой России»  как одной из ключевых площадок по разрешению внутриэлитных противоречий в регионах.

3.Переспективы отставок в губернаторском корпусе: прогноз АПЭК 

В мае покинули свои посты губернаторы, высокая вероятность отставок которых в 2022 году прямо прогнозировалась в материалах АПЭК: глава Саратовской области Валерий Радаев, руководитель Томской области Сергей Жвачкин, глава Марий Эл Александр Евстифеев, губернатор Кировской области Игорь Васильев, а также губернатор Рязанской области Николай Любимов. 

В случае очень значительных проблем в текущей деятельности глав регионов (например, в оказания помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях), резонансных антикоррупционных расследований или пакетных перестановок в губернаторском корпусе нельзя полностью исключать ротаций и в летний период (можно вспомнить, например, как замена глав ряда регионов состоялась  в конце июля 2017 года). Тем не менее более ожидаемо проведение ротаций в конце сентября-октябре 2022 и в первые месяцы 2023 года. АПЭК оценивает вероятность таких решений в отношении ряда глав регионов, которые традиционно рассматриваются медийной и экспертной средой в рамках обсуждения возможных ротаций в перспективе ближайшего года.

Вероятные кандидаты на замену — главы регионов, полномочия которых истекают до следующего Единого дня голосования, а позиции воспринимаются как наиболее уязвимые, а также губернаторы, неоднократно оказывавшиеся в центре длительных внутриэлитных конфликтов или  масштабных информационных атак.

Губернатор, возглавляемый им регион Факторы, повышающие вероятность досрочной отставки

 

Факторы устойчивости позиций
Клычков Андрей Евгеньевич, Орловская область Критики А.Клычкова, как правило, акцентируют внимание на сюжетах региональной политики, получивших негативный резонанс – расследовании в отношении мэра Орла Юрия Парахина (против него было возбуждено уголовное дело по статьям о халатности и злоупотреблении должностными полномочиями) или затянувшаяся реконструкция Красного моста через Оку (в сентябре 2021 года гендиректор проводившего данные работы «Ремспецмоста» был задержан по подозрению в растрате более 179 млн рублей при реализации данного проекта).

 

Сам А.Клычков неоднократно подвергался критике со стороны ряда федеральных СМИ и экспертов, что еще раз подчеркивает активность лоббистских групп, выступающих за его отставку.

 

После ухода с поста главы региона в  2009 году Егора Строева в Орловской области сменилось 3 губернатора и ни один из них пока не работал на этом посту более 1 срока.

 

Полномочия А.Клычкова истекают в 2023 году, поэтому осенью 2022 года информация о приближении его отставки, скорее всего, снова будет распространяться более активно.

 

А.Клычков не перешел в Госдуму ни в сентябре 2021 года, ни в 2022 году, когда освободился мандат Валерия Рашкина (ранее распространялась информация о том, что этот мандат может быть передан именно нынешнему орловскому губернатору).

 

Федеральные власти демонстрируют поддержку реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе. Так, глава правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 1 млрд рублей на реконструкцию инфраструктуры расположенного в области аэропорта Южный.

 

Тем не менее предварительно вероятность досрочной отставки А.Клычкова – выше средней.  Не исключено, что окончательное решение по вопросу о целесообразности такой замены будет принято в первые месяцы 2023 года.

Коновалов Валентин Олегович, Республика Хакасия Деятельность главы республики традиционно сопровождается интенсивной критикой со стороны как ряда региональных, так и федеральных СМИ. В частности, весной 2022 года поводом для подобных негативных публикаций стали проблемы региона, связанные с вывозом бытовых отходов.

 

Кроме того, избрание В.Коновалова на этот пост на протестной волне в 2018 года по-прежнему остается фактором сохранения недоверия к нему со стороны федерального центра.

 

Срок полномочий истекает в 2023 году.

 

Вероятность отставки В.Коновалова до лета 2023 года высока. В случае отсутствия новых негативных информационных поводов с федеральным резонансом, связанных с ситуацией в республике, это кадровое решение может быть отложено.

 

В случае крупных эксцессов или чрезвычайных ситуаций в регионе замена Коновалова возможна осенью 2022 года, при их отсутствии  федеральный центр может провести подобные ротации и весной 2023 года (в таком случае новый врио главы республики не столкнется в первые же месяцы своей работы с рядом острых региональных проблем, связанных, например, с проведением отопительного сезона).

 

Паслер  Денис Владимирович, Оренбургская область Губернаторские полномочия Д.Паслера истекают только в 2024 году.

 

Команда губернатора, включая городскую администрацию, постоянно находится в фокусе внимания различных силовых структур.

 

С деятельностью региональных властей и руководства ключевых муниципальных образований неоднократно были связаны негативные публикации, в т.ч. в федеральных СМИ. Среди подобных сюжетов, обсуждавшихся в мае 2022 года, – снос исторического особняка (дома «Пять ангелов») в Оренбурге.

 

Регион является электорально значимым  в  президентской кампании (по данным на начало 2022 года здесь проживало более 1,9 млн. человек). Таким образом, у центра появляются дополнительные стимулы провести перестановки в руководстве области до старта президентских выборов.

 

Вероятность отставки Д. Паслера до лета 2023 года —  выше средней. При этом нельзя исключать сценария, при котором смена главы Оренбургской области произойдет осенью 2023 года, то есть непосредственно в преддверии президентской кампании, когда такой шаг позволит продемонстрировать курс на обновление региональной власти. При этом у врио главы региона будет меньше шансов набрать значительный антирейтинг до очередных выборов главы государства в 2024 году.

 

 

Уйба Владимир Викторович, Республика Коми Негативные информационные поводы для В.Уйбы создают новые публичные конфликты с оппонентами в регионе. Так, в мае 2022 года после резких публичных заявлений главы республики в адрес депутата Госдумы от региона Олега Михайлова (КПРФ) он подал иск против губернатора.

 

Длительный период формирования нового состава правительства региона (предыдущий его состав был отправлен в отставку в январе 2022 года, а новый окончательно сформирован в апреле) также может свидетельствовать о сохранении сложной внутриэлитной ситуации в республике.

 

Можно ожидать  продолжения резонансных внутриэлитных конфликтов в регионе.

 

Срок полномочи главы региона истекает только в 2025 году. Население республики составляло на начало 2022 года около 803 000 человек: его вряд ли можно отнести к наиболее электорально значимым в рамках президентской кампании 2024 года. При этом высокий протестный потенциал Коми, скорее всего, сохранится — как минимум на ближайшую перспективу после смены руководителя.

 

Вероятность отставки главы республики до лета 2023 года остается  выше средней. Тем не менее ротации в руководстве региона не исключены и осенью 2023 года,  незадолго до старта  президентской кампании.

 

 

Усс Александр Викторович, Красноярский край Действующий глава Красноярского края подвергался критике в связи с экологическими проблемами региона (в частности, в связи с объемами вредных выбросов), недостаточно эффективным, по мнению оппонентов, реагированием на акции социального протеста (среди недавних информационных поводов — забастовка сотрудников одной из порядных организаций, ведущих работы на золотоносном месторождении Благодатное в поселке Еруда); темой претензий к Уссу неоднократно становилась проблема природных пожаров.

 

Также стоит учесть, что с учетом существующих кадровых трендов А.Усс уже сейчас является весьма возрастным губернатором (к моменту следующих губернаторских выборов в сентябре 2023 года ему должно исполниться 68 лет), что может стат значительной естественной проблемой для сохранения им поста.

 

Многие проблемы региона (например, в экологической сфере) носят затяжной характер — возможный преемник А.Усса также столкнется с факторами, повышающими его уязвимость для информационных атак.

 

Опыт работы в регионе Виктора Толоконского  (карьера которого была связана с Новосибирской областью) может стать одним из аргументов против назначения в Красноярский край губернатора-«варяга» — или максимально тщательного отбора кадров для реализации такого решения.

 

Вероятность досрочной отставки А.Усса – выше средней.  Показательно, что назначение самого А.Усса на пост врио губернатора состоялось в конце сентября 2017 года. Сценарий со сменой губернатора осенью 2022 года также позволил бы врио главы края провести более основательную подготовку к избирательной кампании.  Тем не менее поиск приемлемой кандидатуры для такого сложного региона представляет собой значительную проблему.

 

 

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Перестановки в губернаторском корпусе и на муниципальном уровне, военная спецоперация на Украине, реализация инфраструктурных и инвестпроектов, информационные и протестные кампании входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в мае 2022 года.

Входят в число фигурантов рейтинга врио глав регионов, назначенные на должности в мае 2022 года: врио губернатора Кировской области Александр Соколов (61-е место), врио главы Саратовской области Роман Бусаргин (62-е место), врио губернатора Томской области Владимир Мазур (67-е место), врио главы Марий Эл Юрий Зайцев (74-е место),  врио губернатора Рязанской области Павел Малков (80-е место).

 

Накануне старта избирательных кампаний укрепляются позиции ранее назначенных врио глав регионов. Так, получает дополнительные политические преференции врио губернатора Владимирской области Александр Авдеев (с 56-го на 54-е место) – возможно, после одобрения на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию заявки на получение субъектом части лимита инфраструктурного бюджетного кредита в размере около 1,8 млрд.  рублей. Одобрение заявки на получение регионом инфраструктурного бюджетного кредита в размере 0,8 млрд. рублей на дорожное строительство, а также создание новых сетей водоснабжения и водоотведения создает позитивные основания для роста влияния врио губернатора Тамбовской области Максима Егорова (с 68-го на 65-е место). После победы на прямых выборах мэра Рыбинска Дмитрия Рудакова и отставки мэра Ярославля Владимира Волкова несколько усиливаются позиции врио губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 73-го на 71-е место).

После рабочих встреч с Владимиром Путиным восходящий тренд характеризует позиции главы Удмуртии Александра Бречалова (с 30-го на 23-е место),  губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 37-го на 34-е место), главы Карелии Артура Парфенчикова (с 55-го на 41-е место, переходит в группу с сильным влиянием). После выступления с докладом на заседании президиума Госсовета под председательством президента по вопросам социальной поддержки граждан усиливается влияние губернатора Новгородской области Андрея Никитина (с 13-го на 11-е место).

Усиливается влияние губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 12-го на 10-е место – вероятно, после выдачи Главгосэкспертизой положительных заключений на строительство третьего этапа железнодорожного участка Северного широтного хода, а также подписания Владимиром Путиным поручения о начале в 2022 году работ на всех участках строительства.

Восходящий тренд затрагивает руководителей ряда регионов, граничащих с Украиной, ДНР и ЛНР. Усиливаются на этом фоне губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков (с 22-го на 16-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), глава Курской области Роман Старовойт (с 27-го на 24-е место), губернатор Брянской области Александр Богомаз (с 39-го на 33-е место), глава Республики Крым Сергей Аксенов (с 38-го на 37-е место), губернатор Воронежской области Александр Гусев (с 60-го на 53-е место).

Среди глав регионов, ранее затронутых природными пожарами, укрепляются позиции губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (с 25-го на 21-е место), губернатора Алтайского края Виктора Томенко (с 43-го на 39-е место), губернатора Курганской области Вадима Шумкова (с 70-го на 66-е место) и главы Республики Тыва Владислава Ховалыга (с 81-го на 69-е место). При этом нисходящий тренд затрагивает  губернатора Омской области Александра Буркова (с 48-го на 51-е место, покидает группу с сильным влиянием). Проблемными для главы Омской области также становятся представленные на совещании  с участием представителей Генпрокуратуры сведения, что в регионе зафиксирован наименьший по Сибирскому федеральному округу уровень освоения бюджетных средств по  нацпроекту «Образование».

Заявление депутата регионального заксобрания от КПРФ Леонида Васюкевича от имени группы коллег по фракции с высказываниями против военной спецоперации на Украине – проблемная ситуация для губернатора Приморского края Олег Кожемяко (с 16-го на 17-е место). Очевидно жесткое восприятие региональной элитой, медиа и экспертами ежегодного доклада, представленного депутатам заксобрания, становится фактором ослабления позиций губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 23-го на 27-е место).

Протестная кампания в связи с принятием новой редакции Генплана в Геленджике приводит к ослаблению позиций губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 9-го на 13-е место). На фоне забастовки на месторождении Благодатное в поселке Еруда Красноярского края, где ведется добыча золота, покидает группу с сильным влиянием глава региона Александр Усс (с 17-го на 22-е место).

 

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в марте Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1 1 9,06
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2 2 8,10
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

3 3 7,93
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург
4 4 7,28
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5 5 7,25
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
6 7 7,18
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

7 6 6,99
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
8 8 6,94
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

9 11 6,87
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО
10 12 6,83
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

11 13 6,72
Алиханов Антон Андреевич

Губернатор Калининградской области

12 10 6,67
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
13 9 6,64
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
14 14 6,60
Голубев Василий Юрьевич

Губернатор Ростовской области

15 15 6,54
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
16 22 6,49
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
17       16 6,46
Дрозденко Александр Юрьевич

Губернатор Ленинградской области

18 18 6,43
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
19 19 6,41
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
20 20 6,39
 

Сильное влияние

Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

21 25 6,36
Усс Александр Викторович
Губернатор Красноярского края
22 17 6,33
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
23 30 6,30
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
24 27 6,28
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
25 26 6,25
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
26 33 6,22
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
27 23 6,20
Лимаренко Валерий Игоревич

Губернатор Сахалинской области

28 24 6,17
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
29 28 6,15
Темрезов Рашид Бориспиевич

Глава Карачаево-Черкесской Республики

30 40 6,14
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
31 29 6,12
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики
32 32 6,10
Богомаз Александр Васильевич

Губернатор Брянской области

33 39 6,09
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

34 37 6,07
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра

35 31 6,05
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
36 36 6,02
Аксёнов Сергей Валерьевич

Глава Республики Крым

37 38 6,00
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
38 34 5,98
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
39 43 5,97
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
40 35 5,95
Парфенчиков Артур Олегович

Глава Республики Карелия

41 55 5,92
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия-Алания
42 42 5,91
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
43 49 5,90
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
44 41 5,87
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
45 52 5,82
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
46 51 5,80
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
47 45 5,78
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
48 44 5,73
Бочаров Андрей Иванович

Губернатор Волгоградской области

49 46 5,70
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

50 47 5,67
 

Среднее влияние

Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области
51 48 5,64
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
52 50 5,60
Гусев Александр Викторович

Губернатор Воронежской области

53 60 5,55
Авдеев Александр Александрович
И.о.губернатора Владимирской области
54 56 5,47
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
55 57 5,45
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
56 53 5,42
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
57 59 5,40
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
58 62 5,37
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
59 54 5,33
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
60 58 5,29
Соколов Александр Валентинович
И.о. губернатора Кировской области
61 5,25
Бусаргин Роман Викторович
И.о. губернатора Саратовской области
62 5,20
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

63 61 5,18
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
64 63 5,12
Егоров Максим Борисович
И.о. главы администрации Тамбовской области
65 68 5,00
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
66 70 4,96
Мазур Владимир Владимирович
И.о. губернатора Томской области
67 4,90
Островский Алексей Владимирович

Губернатор Смоленской области

68 65 4,87
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
69 81 4,85
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
70 64 4,82
Евраев Михаил Яковлевич
И.о. губернатора Ярославской области
71 73 4,80
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
72 67 4,73
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
73 66 4,58
Зайцев Юрий Викторович
И.о. главы Республики Марий Эл
74 4,53
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
75 71 4,49
Копин Роман Валентинович

Губернатор Чукотского АО

76 74 4,46
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
77 77 4,42
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

78 72 4,40
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
79 78 4,37
Малков Павел Викторович
И.о. губернатора Рязанской области
80 4,35
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
81 75 4,33
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
82 79 4,30
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
83 83 4,28
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
84 82 4,22
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
85 85 4,20

 Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

 Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия),  Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

 

АПЭК, 2022 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: